№ 5-183/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
п. Новосергиевка
Резолютивная часть оглашена 23 марта 2021 года.
Мотивированное постановление изготовлено 26 марта 2021 года.
Судья Новосергиевского районного суда Оренбургской области Дронова Т.М.,
при секретаре Миморовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Стрюкова Алексея Анатольевича, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № Стрюков А.А. ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 55 минут, находясь напротив дома №, расположенного по адресу: <адрес>, в состоянии алкогольного опьянения, незаконно, умышленно, осознавая противоправность своих действий против порядка управления, оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции УУП ФИО7, в связи с исполнением последним обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности жителей <адрес>, выразившееся в оказании им воспрепятствованию законной деятельности УУП ФИО7 по сообщению гражданки ФИО4, не предоставил документов, удостоверяющих его личность, а также воспрепятствовал установлению личности его несовершеннолетнего сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, его задержания в связи с совершением последним административного правонарушения по факту управления транспортном средством, не имея права управления и доставления последнего в ОВМД России по Новосергиевскому району для составления административного материала.
Постановлением судьи Новосергиевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Стрюков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Стрюков А.А. подал на него жалобу.
Решением судьи Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Стрюкова А.А. удовлетворена частично. Постановление судьи Новосергиевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Новосергиевский районный суд Оренбургской области.
При новом рассмотрении дела в судебное заседание Стрюков А.А. и его защитник Ташимов К.К. не явились, о месте и времени рассмотрения дела, извещены надлежащим образом посредством телефонограмм. Ходатайства об отложении рассмотрения дела от них не поступало.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, учитывая сокращенные сроки рассмотрения данной категории дел, судья, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ приходит к выводу о рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также его защитника.
Заслушав свидетеля, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Из положений Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) следует, что к основным направлениям деятельности полиции относится в числе иных обеспечение безопасности дорожного движения (пункт 7 части 1 статьи 2), полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 1, 20 части 1 статьи 13), законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами (часть 3 статьи 30), невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).
Статьей 12 Закона о полиции установлены обязанности полиции, в том числе, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения; выявлять причины административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения.
Исходя из положений статьи 13 Закона о полиции, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право, в том числе требовать от граждан прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом (пункт 2 части 1); останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 28 Закона о полиции установлено, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 указанного закона, имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
Согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудником милиции, органа уголовно-исполнительной системы, военнослужащим. Речь идет исключительно о законных распоряжениях (требованиях), отданных в связи с исполнением должностными лицами обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме.
В качестве субъекта административной ответственности выступают вменяемые граждане, достигшие 16-летнего возраста. Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется лишь прямым умыслом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Таким образом, по смыслу ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является обязательным доказательством состава правонарушения.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
При этом в силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу положений приведенных выше норм изменение, дополнение сведений, ранее указанных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений в протокол.
Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Свидетель ФИО7, работающий УУП ОМВД России по Новосергиевскому району, показал суду, что неприязненные отношения к Стрюкову А.А. не испытывает. ДД.ММ.ГГГГ он находился на дежурстве, поступило сообщение от соседки родителей Стрюкова А.А. приблизительно в 22-23 часов, он совместно с ППС ФИО8 выехал на вызов, опросили гражданку, которая жаловалась на сына Стрюкова А.А. Когда они вышли со двора ФИО4, увидели на улице Стрюкова А.А., который находился в состоянии алкогольного опьянения. Он представился, объяснил суть дела, попросил Стрюкова А.А. пройти в служебный автомобиль, в патрульном автомобиле начал брать объяснения у Стрюкова А.А., попросил последнего позвать сына, чтобы отобрать у него объяснение. Стрюков А.А. ответил, что сын скоро подъедет. Затем он увидел подъезжающий автомобиль, он его остановил, представился, попросил водителя предъявить документы, понял, что водитель несовершеннолетий. В этот момент из служебного автомобиля выбежал Стрюков А.А., вытащил сына из автомобиля и отправил его в дом. Он начал снимать происходящее все на камеру в телефоне. Он попросил Стрюкова А.А. прекратить совершать противоправные действия, в ответ последний его оскорбил нецензурной бранью, забежал во двор дома. Он попросил выйти Стрюкова А.А., последний не реагировал. Минут через 5 вышел Стрюков А.А. с телефоном, снимал происходящее на камеру. Он попросил присесть Стрюкова А.А. в служебный автомобиль, последний побежал, он его догнал, к Стрюкову А.А. была применена физическая сила: загиб руки за спину. Стрюков А.А. оскорблял его и напарника, его посадили в служебный автомобиль и повезли в отдел. После его отвезли на медицинское освидетельствование. Протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ составлялся в ОМВД России по Новосергиевскому району в присутствии Стрюкова А.А. Лицу, привлекаемому к административной ответственности, были разъяснены права. Вклеенный в протокол об административном правонарушении лист с описанием события вмененного Стрюкову А.А. административного правонарушения был написан в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, он был с ним ознакомлен. Изменения, внесенные в протокол об административном правонарушении, не удостоверены подписью Стрюкова А.А. в связи с его недоработкой, также в протоколе он не указывал, что к нему прилагается дополнение. Протокол об административном правонарушении он откопировал и вручил Стрюкову А.А., последний выбросил документ.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в него внесены изменения путем составления дополнения в виде отдельного документа, вклеенного в протокол, в котором описано событие вмененного Стрюкову А.А. административного правонарушения, без извещения последнего о месте и времени оформления соответствующего дополнения и ознакомления с ним.
Кроме того, этот документ не содержит даты его оформления и иных сведений, указанный в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 28.2, п. 3 ст. 29.1, ч. 1 ст. 29.4, ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пределах фабулы, изложенной в протоколе об административном правонарушении в качестве события вменяемого правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть надлежащим образом изложено событие административного правонарушения, включая конкретную фабулу обвинения.
Таким образом, дополнения, касающиеся существа вмененного Стрюкову А.А. административного правонарушения, внесены в протокол без соблюдения процессуальных требований названного кодекса, что повлекло нарушение права указанного лица на защиту, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством по делу.
Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении являются существенными, в связи с чем данный протокол не может быть признан допустимым доказательством, подтверждающим состав правонарушения.
Показания свидетеля ФИО7 о том, что дополнения, касающиеся существа вмененного Стрюкову А.А. административного правонарушения, внесены в протокол в его присутствии, с ними последний был ознакомлен, судом не принимаются во внимание, поскольку подпись лица, привлекаемого к административной ответственности, в дополнении, касающегося существа вмененного административного правонарушения отсутствует. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на то, что к нему прилагается дополнение.
Пунктом 3 ст. 29.1 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Существенное нарушение требований при внесении в протокол об административном правонарушении изменений, дополнений является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
На стадии рассмотрения дела такая возможность утрачена.
Учитывая, что дополнение к протоколу об административном правонарушении, содержащее описание события вмененного Стрюкову А.А. административного правонарушения, составлено с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, которое влечет признание данного протокола недопустимым доказательством по делу, не может быть устранено на стадии рассмотрения дела, суд приходит к выводу о том, что в действиях Стрюкова А.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, статьями 29.9. и 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Стрюкова Алексея Анатольевича на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд Оренбургской области или непосредственно в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии настоящего постановления.
Судья Т.М. Дронова