Дело № 2-2/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Мотыгино 13 января 2014 года
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> к ФИО3, ФИО2 о выселении, снятии с регистрационного учета и возложении обязанности выполнить обязательство по передаче квартиры в муниципальную собственность <адрес>
установил:
прокурор <адрес> ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> сельсовета обратился в суд с иском о выселении ФИО3, ФИО2 из <адрес>, со снятием с регистрационного учета по вышеуказанному адресу с возложением обязанности по передаче квартиры в муниципальную собственность <адрес> сельсовета. Исковые требования мотивировал тем, что в ходе проверки жилищного законодательства установлены нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> сельсовета. В ходе проверки установлено, что ФИО3 являлся участником федеральной программы переселения в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», состоял на учёте и являлся получателем жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 с учётом членов его семьи: супруги ФИО2 был выдан государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья в собственность. Сертификат был ими реализован путем приобретения жилья в <адрес> по договору купли-продажи, государственная регистрация которого осуществлена Управлением федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с выдачей свидетельств о государственной регистрации № <адрес> и №. Взамен получения жилищного сертификата ФИО3 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обязались сдать в муниципальную собственность ранее занимаемое ими жилое помещение, расположенное в <адрес>, находящееся в муниципальной собственности, что подтверждается письменными обязательствами от указанной даты, однако, указанной обязанности, до настоящего времени не исполнили. В данном случае, неисполнение ответчиками обязательства по передаче жилья в муниципальную собственность <адрес>, нарушает права и интересы лиц, нуждающихся в получении квартир из жилищного фонда муниципального образования.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала частично, просила отсрочить их выселение до № года, в связи с тем, что в школе, где она работает завучем и учителем биологии, учителей не хватает, а она желает работать в школе. Кроме того, ей необходимо работать и зарабатывать деньги на погашение кредита, взятого на приобретение жилья, т.к. средств, выделенных по жилищному сертификату не достаточно, чтобы купить квартиру в <адрес>.
Ответчик ФИО3, в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просил отсрочить выселение его и его жены, до окончания учебного года в школе, где работает его жена.
Представитель третьего лица – администрации <адрес> сельсовета ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить, т.к. ответчики в добровольном порядке не освободили муниципальное жилье в установленный законом срок.
Представители третьих лиц – администрации <адрес>, Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы РФ по <адрес> в <адрес>, извещенные надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили.
Представитель третьего лица – Министерства строительства и архитектуры <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заместитель министра Министерства строительства и архитектуры <адрес> ФИО8 представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения. Исполнение обязательства осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства. ФИО3 реализовал своё прав на получение жилищной субсидии, приобретя жилое помещение в <адрес> на основании договора купли-продажи, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ. Факт приобретения ответчиком жилого помещения за счет средств федерального бюджета и даты перечисления Министерством средств социальной выплаты в счёт уплаты цены приобретенного жилого помещения, подтверждается выпиской из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов. Таким образом, были выполнены все возложенные на Министерство обязанности по предоставлению ФИО3 жилищной субсидии на приобретение жилья. В свою очередь, ответчик до настоящего времени не исполнил предусмотренного законом обязательства по сдаче в муниципальную собственность <адрес> спорного помещения. В соответствии со статьей 398 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи её кредитору на предусмотренных обязательством условиях. В связи с этим, Министерство считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно преамбуле Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», этот закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выдаваемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Согласно статье 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с п. 16.3 указанных Правил, в случае если гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Таким образом, предоставление обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения гражданином, претендующем на получение жилищного сертификата, является обязательным.
Согласно пункту 45 Правил, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи гражданина – участниками подпрограммы.
Согласно пункта 64 Правил, государственный заказчик подпрограммы направляет выписки из реестра оплаченных сертификатов в органы исполнительной власти, выдавшие сертификаты, по форме согласно приложению № 7. Указанные выписки направляются ежемесячно, до 15-го числа следующего месяца, и являются основанием для снятия подразделениями и органами местного самоуправления гражданина – участника подпрограммы с учета нуждающихся в жилых помещениях, как реализовавшего свое право на обеспечение жилым помещением с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
В силу положений статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на заседании районной комиссии по жилью и жилищной политике при администрации района был признан участником федеральной программы переселения в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к Главе администрации <адрес> ФИО9 с заявлениями о выдаче ему государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году и включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», ввиду того, что в соответствии с ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002, № 153-П от 21.03.2006 относится к категории пенсионеров и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит в очереди с ДД.ММ.ГГГГ в администрации <адрес>. В составе семьи указал супругу – ФИО2 Кроме того ФИО3 и член его семьи ФИО2 взяли на себя обязательство, в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории <адрес>, в 2-месячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата, освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи жилое помещение, расположенное в <адрес> и сдать его в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно предоставленной Министерством строительства и архитектуры <адрес> «Выписке из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов», выданный ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ сертификат № на сумму № был оплачен ДД.ММ.ГГГГ и выдано два свидетельства о государственной регистрации права собственности <адрес>, №
Несмотря на принятое ФИО3 и ФИО2 обязательство, ответчики в двухмесячный срок не освободили жилое помещение по адресу: <адрес> и не передали жилое помещение в муниципальную собственность.
Ответчики самостоятельно определили судьбу своих прав в отношении спорного жилого дома, приняв на себя обязательство освободить его по истечении двух месяцев после приобретения жилья за счёт социальной выплаты посредством выданного им государственного жилищного сертификата.
Федеральным законом о жилищных субсидиях и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов исключена возможность получения гражданами жилищной субсидии без установленных условий. Поданное ФИО3 заявление о выделении ему и членам его семьи в ДД.ММ.ГГГГ году жилищного сертификата, свидетельствовало о намерении ответчика воспользоваться в ДД.ММ.ГГГГ году предоставленной государством гарантии на получение социальной выплаты. При этом следует отметить, что участие в программе является добровольным. Намерение ответчиков остаться в <адрес> и продолжить работу, не препятствовало им отказать от получения сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году и получить его в том году, в котором они были намерены фактически покинуть район Крайнего Севера. В связи с этим, доводы ответчиков о предоставлении им отсрочки для передачи жилья в муниципальную собственность до ДД.ММ.ГГГГ года либо до окончания учебного года в школе, где работает ФИО2, не может быть удовлетворена.
Получив государственный жилищный сертификат и реализовав его в ДД.ММ.ГГГГ года, ответчики по истечение одного года, взятые на себя обязательства не исполнили, что суд признает с их стороны злоупотреблением своими правами, нарушающими права лиц, проживающих в <адрес> и признанных нуждающимися в получении жилья из жилищного фонда муниципального образования <адрес>
С учетом установленных судом обстоятельств, суд принимает решение о выселении ответчиков из спорного жилого помещения, с возложением на ФИО3 и ФИО2 обязанности по передаче спорного жилого помещения администрации <адрес> сельсовета в муниципальную собственность.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> ФИО5, удовлетворить.
Выселить ФИО3, ФИО2 из <адрес> края, со снятием ФИО3, ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес>
Обязать ФИО3 и ФИО2 выполнить обязательство по передаче квартиры, расположенной по адресу: <адрес> муниципальную собственность <адрес> сельсовета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова
Решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.