Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 16 июля 2014 года
Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми в составе
председательствующего судьи Арефьевой Т.Ю.,
при секретаре Казариновой Н.Б.,
с участием представителя истца Князевой С.В. (в порядке ст. 53 ГПК РФ),
представителей ответчика Старковой Л.Ю., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ларукова В.И. к ОАО «Монди СЛПК» о восстановлении процессуального срока, признании незаконным и не подлежащим применению приказа №... от **.**.**. «Об утверждении «Положения о видах, размерах и порядке предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», в части не предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, соответствующими классу 3.1, обязании предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда в размере не менее 7 календарных дней,
установил:
Ларуков В.И. обратился в суд с иском к ОАО «Монди СЛПК» о признании незаконным приказа №... от **.**.** года «Об утверждении «Положения о видах, размерах и порядке предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями туда» и не подлежащим применению в части установления размера компенсаций для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, соответствующими классу 3.1., а также обязании предоставлять ему ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда в размере не менее 7 календарных дней. В обоснование требований указал, что с **.**.** года по трудовому договору он работает в ОАО «Монди СЛПК» в должности .... В **.**.** года на предприятии завершилась аттестация рабочих мест по условиям труда, которая утверждена Приказом №... от **.**.** года. На основании аттестации он работает во вредных условиях труда, на его рабочем месте установлен класс условий труда 3.1. На дату утверждения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда действовало и применялось Постановление Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 года, в соответствии с которым, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест полагаются следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней, повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада). **.**.** ОАО «Монди СЛПК» издало Приказ №... «Об утверждении «Положения о видах, размерах и порядке предоставления компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Пунктом 2.1. данного Положения устанавливаются размеры компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда в зависимости от класса условий труда. Для класса 3.1. устанавливается только повышение оплаты труда в размере 4%, иных компенсаций не предусмотрено. С 01.01.2014 года в Трудовой кодекс РФ внесены изменения. В частности ст.117 предусмотрен порядок предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за работу во вредных условиях труда, аналогичный утвержденному в ОАО «Монди СЛПК» приказом №.... Однако данный порядок должен применяться по результатам специальной оценки условий труда, которая на предприятии не проводилась. Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» гарантируется, что при реализации в соответствиями с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размером фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Следовательно, на основании аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной приказом №... от **.**.** года всем работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, положены компенсации в размере не ниже, установленных Постановлением Правительства РФ № 870. Пункт 2.1. «Положения о видах, размерах и порядке предоставления компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», утвержденного приказом №... **.**.** года в части установления компенсации для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, соответствующими классу 3.1, ухудшает положение работников по сравнению с действующим законодательством и не подлежит применению согласно ч.4 ст.8 Трудового кодекса РФ.
**.**.** года истец требования уточнил, просит признать незаконным и не подлежащим применению приказ №... от **.**.**. в части не предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, соответствующими классу 3.1 и обязать ответчика предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда в размере не менее 7 календарных дней.
В заявлении от **.**.** года истец просит восстановить срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, указывая на то, что срок обращения в суд пропущен по уважительной причине, так как Государственной инспекцией труда в ... было вынесено предписание №... от **.**.** года об отмене и не применении приказа №... от **.**.** года, поэтому необходимости его обжаловать в тот момент не было. **.**.** года указанное предписание было отменено решением Сыктывкарского городского суда и приказ №... от **.**.** года возобновил свое действие. По этой причине возникла необходимость воспользоваться своим правом для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о восстановлении нарушенного права.
В судебном заседании истец участие не принимал, просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель истца в судебном заседании уточненные требования доверителя и заявление о восстановлении срока для обращения в суд поддерживает, ссылаясь на доводы искового заявления, заявления об уточнении исковых требований и заявления о восстановлении срока для обращения в суд. Также просит назначить экспертизу в целях оценки правильности предоставления истцу гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласен по доводам отзыва к исковому заявлению и дополнения к нему. Просит применить срок, установленный для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ, в связи с отсутствием уважительных причин пропуска данного срока, в удовлетворении требований отказать. Также выразил несогласие с ходатайством о назначении по делу экспертизы в целях правильности предоставления истцу гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда, в связи с отсутствием оснований для назначения такой экспертизы.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании трудового договора от **.**.** года истец состоит в трудовых отношениях с ОАО «Монди СЛПК» в должности ... в цехе по ремонту и обслуживанию оборудования в котлотурбинных цехах в подразделении теплоэлектроцентрали энергетического производства. В соответствии с трудовым договором, истцу установлена компенсация за работу во вредных условиях труда в виде доплаты ...
Приказом генерального директора ОАО «Монди СЛПК» №... от **.**.** года утверждено Положение о видах, размерах и порядке предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест.
В соответствии с п.1.2. Положения работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест (далее Положение) предоставляются виды компенсаций в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Положением. К видам компенсаций отнесены: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Пунктом 1.3. Положения определено, что конкретные виды одной или нескольких компенсаций, указанных в пункте 1.2. настоящего Положения, предоставляются работнику в зависимости от установленного по результатам аттестации рабочих мест класса (подкласса) вредных и (или) опасных условий труда.
На основании п.2.1. Положения для подкласса условий труда 3.1, установленного по результатам аттестации рабочих мест, предоставляется компенсация в виде повышения оплаты труда на 4% к тарифной ставке, окладу.
Сочетание данной компенсации с иными видами компенсаций для данного подкласса Положением не установлено.
В соответствии с п.3.1 компенсации устанавливаются персонально для каждого работника, занятого на работах (рабочих местах) с вредными и (или) опасными условиями труда, в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам аттестации рабочего места по условиям труда, и сохраняются до проведения очередной (внеплановой) аттестации рабочих мест по условиям труда.
Пунктом 3.4 Положения установлено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации не устанавливаются, а ранее установленные компенсации отменяются.
С приказом №... от **.**.** года «Об утверждении «Положения о видах, размерах и порядке предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» истец ознакомлен **.**.**.
Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда, проведенной в **.**.** года, для профессии электрослесарь по ремонту электрооборудования электростанций подкласс вредности условий труда с учетом общей оценки условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса установлен 3.1.
Приказом и.о. генерального директора ОАО «Монди СЛПК» №... от **.**.** года утверждены результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, с которыми истец ознакомлен **.**.** года.
**.**.** года истец уведомлен об изменении определенных сторонами условий трудового договора, из которого следует, что ему устанавливается компенсация за работу с вредными условиями труда в виде размера повышения оплаты труда на 4% и предложено при согласии на продолжение трудовых отношений в новых условиях оформить дополнительное соглашение к трудовому договору. На работу в новых условиях труда истец согласен, о чем свидетельствует его подпись в данном уведомлении.
Вместе с тем, истец считает, что приказ ОАО «Монди СЛПК» №... от **.**.** является незаконным и не подлежит применению в части не предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, соответствующими классу 3.1, поскольку для работников, занятых на работах с вредными условиями труда указанного подкласса, компенсации не могут быть ниже, установленных Постановлением Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 года. Приказ в указанной части нарушает его право на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не менее 7 календарных дней за работу во вредных условиях труда и не подлежит применению согласно ч.4 ст.8 Трудового кодекса РФ.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.11 Трудового кодекса РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров также закреплена в ст.22 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст.219 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2013 года) каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с ч.1 ст.92 Трудового кодекса РФ указанной редакции, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Редакция статьи 117 Трудового кодекса РФ, действовавшей до 31.12.2013 года, устанавливает, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 147 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2013 года) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ч.2 ст.219 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2013 года) размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 20.11.2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».
Согласно п.1 названного Постановления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест установлены следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии состатьей 92Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 года № 870 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписывалось установить - в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, ранее утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 года № 342н и утративший силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 20.02.2014 года № 103н, устанавливал требования к проведению аттестации рабочих мест, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.
Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности определялась «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29.07.2005 года и применялось согласно п.1.2 с целью аттестации рабочих мест по условиям труда.
Пунктом 4.2 указанного Руководства определено, что исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени 3 класса вредности: 3.1 – 3.4.
Частью 1 статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01 января 2014 года, установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней (ч.2 ст.117 ТК РФ).
В силу ч.2 ст.219 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей с 01 января 2014 года, каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса. Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Как установлено судом, Согласно пункту 2.1 данного Положения о видах, размерах и порядке предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом генерального директора ОАО «Монди СЛПК» №... от **.**.** года, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда подкласса 3.1, установленного по результатам аттестации рабочих мест, установлена компенсация в виде повышенного размера оплаты труда на 4% к тарифной ставке (окладу). Иные виды компенсаций в сочетании с повышенной оплатой труда, в том числе, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней, для указанной категории работников Положением не установлен.
Оценивая добытые в судебном заседании доказательства и принимая во внимание вышеизложенные положения трудового законодательства, действовавшего на момент издания ответчиком приказа от **.**.** года, суд приходит к выводу о том, что для реализации поручения, названного в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 года № 870, и руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель мог самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяя виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций коллективным договором либо локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. Указанное позволяет дифференцировать подход предоставления компенсаций работникам в зависимости от степени вредности условий труда на конкретном рабочем месте и свидетельствует о законности приказа ОАО «Монди СЛПК» №... **.**.** года, утвердившего Положение о видах, размерах и порядке предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в оспариваемой части. Кроме того, истец выразил согласие на работу в новых условиях труда, согласно которым за работу с вредными условиями труда ему установлен размер повышения оплаты труда на 4% при отсутствии иных компенсаций. Указанное обстоятельство подтверждается уведомлением об изменении определенных сторонами условий трудового договора, подписанным истцом **.**.**.
Поскольку вредные условия труда истца, соответствующие подклассу 3.1, подтверждены картой аттестации рабочего места, а Положением о видах, размерах и порядке предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, для данного подкласса определена только компенсация в виде повышенного размера оплаты труда на 4% к тарифной ставке (окладу), законных оснований для предоставления истцу ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда в размере не менее 7 календарных дней не имеется.
Доводы истца о том, что порядок предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за работу во вредных условиях труда, аналогично которому утвержден приказ №... определен в статье 117 Трудового кодекса РФ с 01.01.2014 года, а также о том, что данный порядок должен применяться по результатам специальной оценки условий труда, которая на предприятии не проводилась, суд находит несостоятельными, поскольку Федеральным законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 года «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014 года, в части 4 статьи 27 установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Как следует из п. 6 ст. 7 названного Федерального закона результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм работодатель имеет право использовать результаты аттестации, проведенной в отношении рабочих мест по условиям труда до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда, в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, и применять ее результаты для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций. При этом проведение специальной оценки условий труда в порядке, установленном данным Законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, является правом, а не обязанностью работодателя.
Оснований для назначения судом экспертизы в целях оценки правильности предоставления истцу гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда суд не находит, поскольку правовая оценка правильности предоставления истцу таких гарантий и компенсаций в компетенцию эксперта не входит. В связи с чем, ходатайство стороны истца о назначении экспертизы по данному вопросу подлежит отклонению. Кроме того, результаты аттестации рабочих мест истцом не оспариваются.
В судебном заседании стороной ответчика заявлено о пропуске истцом процессуального срока обращения в суд, установленного ч. 1 ст. 392 ТК РФ.
Истцом заявлено о восстановлении срока обращения в суд.
Ссылаясь на уважительность причин пропуска срока, истец указывает на то, что после издания приказа №... от **.**.** года и приказа №... от **.**.** года, утвердивших результаты аттестации рабочих мест, работники ОАО «Монди СЛПК» и ... республиканская организация профсоюзов работников лесных отраслей обращались в государственную инспекцию труда по вопросу результатов аттестации. По результатам внеплановой проверки Обществу было выдано предписание от **.**.** года, в котором на ОАО «Монди СЛПК» были возложены обязанности, в том числе, об отмене и не применении Положения о видах, размерах и порядке предоставления компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (п.5). В дальнейшем пункт 5 данного предписания оспаривался Обществом в суде. Определением ... городского суда от **.**.** года действие данного пункта предписания приостанавливалось до вступления в законную силу решения суда по делу по иску ОАО «Монди СЛПК» об оспаривании п. 5 предписания. **.**.** года указанное предписание было отменено решением ... городского суда и приказ №... от **.**.** года возобновил свое действие. Полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока обращения в суд.
Частью 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В силу ч.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании ч. 3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частью 1 указанной статьи, они могут быть восстановлены судом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.201года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, по смыслу ч.3 ст.392 Трудового кодекса РФ и ст. 56 ГПК РФ уважительность причин пропуска срока обращения в суд доказывается истцом.
Установлено, что с приказомОАО «Монди СЛПК» от .... № №... истец ознакомлен **.**.** года, следовательно, срок обращения с иском в суд о признании приказа незаконным истекает для истца **.**.** года. Истец обратился с иском в суд **.**.** года, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока обращения в суд.
Суд считает, что приведенные истцом доводы в обоснование уважительности причин пропуска срока не свидетельствуют о том, что имелись фактические обстоятельства, препятствующие ему своевременно обратиться в суд, поскольку определение его права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом результатов оценки условий труда по результатам аттестации рабочих мест в силу ст.381 Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом. Таким образом, признание рассматриваемого предписания незаконным не исключало для истца возможность обратиться в суд за разрешением спора в установленные сроки. Иных причин, препятствующих или затрудняющих возможность обратиться в суд за разрешением спора в течение установленного срока, истцом не представлено.
Таким образом, суд не усматривает уважительности причин пропуска срока обращения в суд и считает необходимым отказать истцу в восстановлении процессуального срока.
При таких обстоятельствах в суд считает необходимым в удовлетворении иска Ларукова В.И. отказать в полном объеме, в том числе по причине пропуска срока обращения с иском в суд и отсутствием оснований для восстановления указанного срока.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Ларукова В.И. к ОАО «Монди СЛПК» о восстановлении процессуального срока, признании незаконным и не подлежащим применению приказа №905 от 04.12.2013г. «Об утверждении «Положения о видах, размерах и порядке предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», в части не предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, соответствующими классу 3.1, обязании предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда в размере не менее 7 календарных дней, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено 18.07.2014г.
Судья Т.Ю.Арефьева