Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2178/2014 ~ М-2301/2014 от 02.10.2014

КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

                    Именем Российской Федерации

Дело № 2-2178-2014

г. Тюмень                                            18 декабря 2014 года

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Губской Н.В.

при секретаре Ушаковой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасименко ФИО6 к администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

        Герасименко А.В. обратился в суд с иском к администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тюменского муниципального района и истцом заключен договор аренды земельного участка, согласно которому администрация Тюменского муниципального района передает, а Герасименко А.В. принимает в аренду земельный участок площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> участок № , кадастровый номер На указанном земельном участке истцом возведено нежилое здание (баня), право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке. Участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату. Администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области вынесено решение об отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому предоставление земельных участков в собственность под объекты недвижимости, имеющие вспомогательный характер по отношению к земельному участку и тем объектам недвижимости, которые могут быть на нем возведены в будущем в соответствии с его целевым назначением (объекты, на которые не требуется получение разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ), не осуществляется. Полагает данный отказ незаконным, противоречащим статье 36 Земельного Кодекса РФ, в связи с чем просит суд признать решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложить обязанность на ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер

        В ходе судебного разбирательства истец заявленные исковые требования уточнил, просил возложить обязанность на ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка по цене <данные изъяты> копеек, установленной Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-43).

Истец Герасименко А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие с участием представителя.

    Представитель истца Федорик В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Кроме того, с учетом постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым изменена кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в аренде истца, исковые требования уточнил в части выкупной цены земельного участка, просил возложить обязанность на ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка по цене <данные изъяты> копеек

    Представитель ответчика администрации Тюменского муниципального района Балахнина С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором указаны доводы возражений по заявленным требованиям, просила в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 45-48, 55-57).

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования Герасименко А.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тюменского муниципального района и Герасименко А.В. заключен договор аренды земельного участка, согласно которому администрация Тюменского муниципального района передает, а Герасименко А.В. принимает в аренду земельный участок площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер (л.д. 11-14).

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ продлён с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 17).

Судом установлено, что на спорном земельном участке, по адресу: <адрес> расположено нежилое одноэтажное здание (баня), общей площадью 94 кв.м., принадлежащее истцу на праве собственности. Право собственности на указанный объект недвижимого имущества было зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

Кроме того, согласно материалам дела вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, представленной органом кадастрового учета по запросу суда (л.д. 36-40).

Как усматривается из указанной кадастровой выписки, границы земельного участка установлены на местности с определением координат поворотных точек границ данного земельного участка.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Герасименко А.В. обратился в администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается распиской в получении документов (л.д. 25).

    Между тем, по результатам рассмотрения заявления Герасименко А.В. ответчиком было отказано в предоставлении в собственность истца вышеуказанного земельного участка со ссылкой на решение Думы Тюменского муниципального района от 25.04.2014 № 566 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района», что подтверждается письмом администрации № 08823/03 от 21.08.2014 г. (л.д. 26).

    Согласно пункту 9.12 решения Думы Тюменского муниципального района от 25.04.2014 г. № 566 «О порядке предоставления земельных участков на территории Тюменского муниципального района» предоставление земельных участков в собственность под объекты недвижимости, имеющие вспомогательный характер по отношению к земельному участку и тем объектам недвижимости, которые могут быть на нем возведены в будущем в соответствии с его целевым назначением (объекты, на которые не требуется получение разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ), не осуществляется.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статей 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ).

    В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Земельного кодекса.

Согласно п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Согласно ст.ст. 2, 3, 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

    В силу ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают исключительное право на их приватизацию или покупку.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, сооружения, строения в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, при установленных судом обстоятельствах дела, с учетом вышеуказанных нормативных положений действующего земельного законодательства РФ, принимая во внимание то, что предоставление истцу испрашиваемого им земельного участка не противоречит ни градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой расположен данный земельный участок, ни ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", ни Земельному кодексу РФ, учитывая также то, что земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в целях эксплуатации уже существующих зданий, строений    и сооружений, суд приходит к выводу о незаконности отказа органа местного самоуправления в предоставлении истцу в собственность спорного земельного участка и, как следствие, наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

В соответствии с пунктом 1.1. ст. 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.2. данной правовой нормы цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

В силу пункта 1.2. Постановления Правительства Тюменской области от 26 декабря 2007 года № 336-п «Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков» лица, не указанные в п. 1 ст. 2 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, равной в сельских населенных пунктах и за пределами границ населенных пунктов – десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

При таких обстоятельствах, поскольку порядок определения цены земельного участка установлен уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Герасименко А.В. о заключении с органом местного самоуправления договора купли-продажи земельного участка по цене, установленной вышеуказанным Постановлением Правительства Тюменской области от 26 декабря 2007 года № 336-п.

При определении цены земельного участка как существенного условия договора купли-продажи, суд считает возможным произвести расчет, с учетом требований, установленных Постановлением Правительства Тюменской области от 26 декабря 2007 года № 336-п, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 36-40).

Между тем, в судебном заседании судом установлено, что Постановлением Правительства Тюменской области от 18 ноября 2014 года № 588-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области и о внесении изменений в постановление от 02.12.2013 № 530-п» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была изменена и на дату рассмотрения дела составляет <данные изъяты> копеек (л.д. 58-60).

Таким образом, цена спорного земельного участка составляет <данные изъяты> копеек из расчета: <данные изъяты>

При этом, суд исходит из того, что данный расчет является арифметически правильным, стороной ответчика не оспорен.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании указанной нормы с администрации Тюменского муниципального района Тюменской области в пользу истца Герасименко А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, ст. 12 Гражданского кодекса РФ, Земельным кодексом РФ, ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ, ст.ст. 3, 11, 12, 56, 67, 68, 71, 194-199 ГПК РФ, суд

                        Р Е Ш И Л :

Исковые требования Герасименко ФИО7 удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Тюменского муниципального района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Герасименко ФИО8 в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Возложить обязанность на администрацию Тюменского муниципального района Тюменской области в установленном законом порядке предоставить Герасименко ФИО9 в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, путем заключения договора купли-продажи земельного участка по цене <данные изъяты> копеек.

Взыскать с администрации Тюменского муниципального района Тюменской области в пользу Герасименко ФИО10 расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Федеральный судья                             (подпись)                           Н.В. Губская

Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2014 года

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2178/2014 ~ М-2301/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Герасименко Александр Владимирович
Ответчики
Администрация Тюменского МР Тюменской области
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Губская Наталья Владимировна
Дело на странице суда
tumensky--tum.sudrf.ru
02.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2014Передача материалов судье
06.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2014Подготовка дела (собеседование)
27.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2014Судебное заседание
18.12.2014Судебное заседание
25.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2017Дело оформлено
13.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее