Дело № 2-4580/2012 года
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15.10.2012 года г.Перми
Свердловский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Кетовой Л.Я.
при секретаре Головейко И.Н.
с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> Ореховой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Зиновской Н. В., ЗАО «Росвик» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры и оборудовать входную группу,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что индивидуальный предприниматель Зиновская Н.В. в помещении аптеки готовых лекарственных форм по <адрес>, осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами и хранение лекарственных препаратов, на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Министерством здравоохранения <адрес>.
В нарушение п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства от 22.12.2011 № 1081, положений Отраслевого стандарта ОСТ 91500.050007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 № 80 (далее – Стандарт) ответчиками не предусмотрена возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: отсутствуют пандусы либо иные средства подъема, отсутствует вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
Помещение аптеки готовых лекарственных форм, расположенной по <адрес> оборудовано одной входной группой с лестничным маршем и поручнями. Пандус при входе отсутствует. Поручни двухуровневые – 0,85 м и 0,1 м, не заходят за линию лестничного марша на 0,3 м. Первая ступень лестничного марша не одинакова по высоте и по центру имеет высоту 0,15м.
Указанное помещение предоставлено ИП Зиновской Н.В. на основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ЗАО «Росвик» для организации розничной торговли лекарственными средствами.
Таким образом, ЗАО «Росвик», являющийся собственником помещения, и ИП Зиновская Н.В., осуществляющая деятельность по реализации лекарственных средств в аптеке, расположенной по <адрес>, являющейся объектом социальной инфраструктуры, обязаны предоставить к нему беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Просит суд обязать ИП Зиновскую Н.В. и ЗАО «Росвик» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - аптеке готовых лекарственных форм, расположенной по <адрес>, а именно: оборудовать входную группу пандусом, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001; оборудовать входную группу (ступени) поручнями с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 м и высотой 0,9 м; оборудовать входную группу ступенями одинаковыми по высоте подъема и соответствующими нормативам.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчики в судебное заседание не явились, все были извещены о судебном заседании, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, возражений по иску не предоставили. С учетом согласия представителя истца, возможно рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного судопроизводства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения содержатся в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений и иных лиц, владеющих данными объектами на ином праве.
В судебном заседании установлено, что между ИП Зиновской Н.В. и ЗАО «Росвик» был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ЗАО «Росвик» сдало, а ИП Зиновская Н.В. приняла в аренду встроенные помещения общей -S-, расположенные по <адрес>. Срок аренды, согласно п.1.4 Договора установлен с момента подписания акта приема - передачи и действует 11 месяцев (л.д.7-8).
ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> Ореховой О.В. совместно с ведущим специалистом -ОРГАНИЗАЦИЯ- проведена проверка в помещении аптеки, расположенной по <адрес>, в ходе которой установлено, что высота ступеней входной группы не соответствует нормативам; первая ступень не одинакова по высоте; высота поручней на двух уровнях не соответствуют установленным нормативам; поручни не заходят за линию лестничного марша на 0,3 м. (л.д. 13).
ЗАО «Росвик» является собственником встроенного помещения, расположенного по <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 9). Согласно свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ Зиновская Н.В. состоит на учете как ИП в налоговой инспекции по <адрес> (л.д.6).
Пунктом 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства от 22.12.2011 № 1081, установлены лицензионные требования осуществления фармацевтической деятельности, в том числе наличие помещения, необходимого для выполнения услуг. Требования к указанному помещению определены Отраслевым стандартом ОСТ 91500.050007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 № 80 (далее - Стандарт).
Пунктом 3.1 Стандарта, который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, определено, что аптечным организациям следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Технические требования, предъявляемые к указанным приспособлениям и оборудованию, определяются СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в том числе:
лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема (п. 3.9);
в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного и наземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13);
для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать высоту подъема ступеней - не более 0.12м. Все ступени наружных лестниц в пределах одно марша должны быть одинаковыми по форме и высоте подъема ступеней (п. 3.9);
вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более
0.45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями, высота поручней у лестниц составляет 0.9 м. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м (п. 3.32).
Помещение аптеки готовых лекарственных форм, расположенной по <адрес> оборудовано одной входной группой с лестничным маршем и поручнями. Пандус при входе отсутствует. Поручни двухуровневые – 0,85 м и 0,1 м, не заходят за линию лестничного марша на 0,3 м. Первая ступень лестничного марша не одинакова по высоте и по центру имеет высоту 0,15м.
Ответчиками не предоставлены доказательств невозможности исполнить обязанность, установленную статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, с учетом представленных доказательств, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования заместителя прокурора <адрес> в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчиков в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере -СУММА1- : по -СУММА2- с каждого из ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать индивидуального предпринимателя Зиновскую Н. В. и ЗАО «Росвик» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - аптеке готовых лекарственных форм, расположенной по <адрес>, а именно: оборудовать входную группу пандусом, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001; оборудовать входную группу (ступени) поручнями с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 м и высотой 0,9 м; оборудовать входную группу ступенями одинаковыми по высоте подъема и соответствующими нормативам.
Взыскать с ИП Зиновской Н. В. в доход местного бюджета госпошлину в размере -СУММА2-.
Взыскать с ЗАО «Росвик» в доход местного бюджета госпошлину в размере -СУММА2-.
Ответчики вправе подать в Свердловский районный суд г.Перми заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения, стороны имеют право обжаловать заочное решение в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.Я.Кетова