ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении и материалов дела
г. Гай 02 августа 2021 года
Судья Гайского городского суда Оренбургской области Буйлова О.О., изучив в порядке подготовки дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица- главного инженера АО «Литосфера» <данные изъяты>.,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ. в Гайский городской суд Оренбургской области поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица- <данные изъяты> АО «Литосфера» <данные изъяты>. для рассмотрения по существу.
Судья, изучив представленные материалы, считает, что вышеназванное дело об административном правонарушении подлежит возврату должностному лицу по следующим основаниям.
В силу п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 1 ст. 23.31 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности) рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.1 КоАП РФ в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно правовому подходу, сформулированному в пп. "в" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
В силу абз.7 п. 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, передача на рассмотрение судье дел об административных правонарушениях, перечисленных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ (в их числе и дела по ч. 3 ст. 9.5 КоАП РФ), осуществляется на основании вынесенного в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело. Указанное определение должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, а именно, о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
В силу п.п. 1 и 4 ч. 2, ч. 3 ст. 23.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе рассматривать руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, его заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, их заместители;
По смыслу приведенных выше норм КоАП РФ, определение о передаче в суд настоящего дела, возбужденного в связи с выявлением грубых нарушений требований промышленной безопасности, правомочен был выносить лишь руководитель Западно- Уральского Управления Ростехнадзора, либо его заместители.
Вместе с тем, определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности от ДД.ММ.ГГГГ. было вынесено государственным инспектором отдела по надзору в горнорудной и металлургической промышленности по Оренбургской области Западно – Уральского управления Ростехнадзора <данные изъяты>., которая такими полномочиями не обладает.
Отсутствие определения о передачи дела по подведомственности, вынесенного должностными лицами, перечисленными в пунктах 1 и 4 части 2 ст. 23.31 КоАП РФ, является существенным нарушением, поскольку непосредственно связано с реализацией лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на рассмотрение его дела тем органом (должностным лицом), к подведомственности которых дело отнесено в соответствии с КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица- главного инженера АО «Литосфера» Смирного С.Н. следует возвратить должностному лицу для устранения приведенных недостатков.
Руководствуясь ст. 29.1,29.4 КоАП РФ, судья,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить в Западно- Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для устранения недостатков материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица- главного инженера АО «Литосфера» <данные изъяты>.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области.
Судья: О.О. Буйлова