Дело №2-5058/2018
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2018г. г.Раменское
Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Ясевой А.Р.,
с участием прокурора Трихина А.Г.,
представителя истца Шевченко Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раменского городского прокурора в интересах муниципального образования «Раменский муниципальный район Московской области» к Матвееву Р. Б. о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
у с т а н о в и л :
Раменский городской прокурор, ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, в интересах муниципального образования «Раменский муниципальный район Московской области», обратился в суд с иском к Матвееву Р.Б. о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка <номер>, с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Раменской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного законодательства при предоставлении земельных участков на территории Раменского муниципального района Московской области. Установлено, что в Раменском отделе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО хранится кадастровое дело на земельный участок с кадастровым номером <номер>, в котором имеется выданная администрацией с.п.Константиновское выписка от <дата>. из похозяйственной книги о наличии у ответчика права на земельный участок площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения ЛПХ (на основании постановления <номер> от <дата>. администрации Константиновского сельского округа). На основании указанного документа в Раменском отделе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в администрации с.п.Константиновское Раменского муниципального района сведения о предоставлении указанного участка ответчику отсутствуют, выписка от <дата>. из похозяйственной книги о наличии у ответчика права на вышеуказанный земельный участок не выдавалась. В Администрации Раменского муниципального района указанный документ, а также соответствующее постановление, отсутствуют. Раменским отделом Управления Росреестра по МО регистрация прав на земельный участок не производилась, сведения в ЕГРП не вносились. Постановка на кадастровый учёт вышеуказанного земельного участка произведена ответчиком. Земельный участок фактически находится на землях неразграниченной государственной собственности, при этом собственник - Администрация Раменского муниципального района - не давал согласие на постановку на государственный кадастровый учет земельного участка.
В судебном заседании прокурор Трихин А.Г. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель истца- Администрации Раменского муниципального района Московской области Шевченко Л.А. поддержала требования прокурора, считает их обоснованными.
Ответчик Матвеев Р.Б. в судебное заседание не явился, письменные возражения суду не представил.
Третьи лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО и Управление Росреестра по Московской области своих представителей для участия в судебном заседании не выделили.
Выслушав представителей истца и исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора по следующим основаниям.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований, а ст.8 Конституции РФ установлено, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из имеющегося в Раменском отделе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО заявления ответчика от <дата>. о внесении в ГКН сведения о земельном участке площадью 3000 кв.м. с кадастровым номером <номер>, в нем имеется выданная Администрацией сельского поселения Константиновское выписка из похозяйственной книги от <дата>. о наличии у ответчика права на земельный участок площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения ЛПХ. Указано, что запись в похозяйственную книгу <номер> за <дата>-<дата>. сделана на основании постановления Администрации Константиновского сельского округа <номер> от <дата>.
На основании указанного документа в Раменском отделе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Однако, в ходе прокурорской проверки установлено, что в Администрации с.п.Константиновское Раменского муниципального района сведения о предоставлении указанного участка ответчику отсутствуют, выписка от <дата>. из похозяйственной книги о наличии у ответчика права на земельный участок площадью 3000 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу не выдавалась. В Администрации Раменского муниципального района МО указанный документ, а также соответствующее постановление, отсутствуют.
Раменским отделом Управления Росреестра по Московской области регистрация прав на земельный участок не производилась, сведения в ЕГРП не вносились. Постановка на кадастровый учёт спорного земельного участка произведена ответчиком, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Земельный участок находится на землях неразграниченной государственной собственности, при этом собственник - Администрация Раменского муниципального района - не давал согласие на постановку его на ГКУ.
Таким образом, сведения в ЕГРН были внесены не уполномоченным на то лицом, без учета мнения собственника земельного участка - Администрации Раменского муниципального района, чем нарушены ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшие на момент постановки участка на кадастровый учет и регистрацию права на него.
В связи с утратой силы ФЗ от 24 июля 2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2017г. правоотношения регулируются ФЗ от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со ст.72 ФЗ от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с 1 января 2017г. к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу указанного Закона подлежит применению данный нормативно - правовой акт, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 01.01.2017г., содержит положения, аналогичные нормам ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Несоблюдение требований законодательства о государственном кадастровом учете повлекло в свою очередь нарушение прав муниципального образования в области земельных правоотношений. Постановка указанного земельного участка на кадастровый учет произведена на основании подложного правоустанавливающего документа с целью последующей регистрации права на земельный участок.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что выписка от <дата> из похозяйственной книги о наличии у ответчика права на земельный участок, площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании которой получено право собственности на указанный земельный участок, является подложной. Проверкой установлено, что в <дата>. уполномоченный орган решений о предоставлении земельного участка ответчику не принимал, правоустанавливающих документов на указанный земельный участок с кадастровым номером <номер>, не выдавал.
Согласно положениям ЗК РСФСР, действовавшего на момент выделения земельного участка гражданам, земельные участки предоставлялись гражданам во временное и бессрочное пользование. Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование осуществлялось не администрацией, а по решению совета народных депутатов либо местного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (по поручению совета народных депутатов) под ИЖС, ЛПХ, дачного строительства, садоводства, которые могут быть предметом бесплатной приватизации.
В соответствии со ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Нарушенное право неразграниченной государственной собственности, распоряжение которой осуществляет Администрация Раменского муниципального района, в данном случае подлежит восстановлению путем снятия земельного участка с кадастрового учета, поскольку нарушены требования законодательства о государственном кадастровом учете.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок <номер>, с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.
Заочное решение может быть пересмотрено Раменским городским судом по заявлению, поданному ответчиком в 7-дневный срок со дня получения копии решения суда или обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья:
Мотивированное решение составлено 23.08.2018г.