Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Волжский 24 февраля 2021 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Беликеевой Н.В.,
при секретаре Гусейновой Р.С.,
представитель ответчика ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №1 Петрушова Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску моисеенко Н.В. к Государственному учреждению – Центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №1 о признании решения незаконным, назначении страховой пенсии,
установил:
истец моисеенко Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №1 о признании решения незаконным, назначении страховой пенсии. В обоснование исковых требований истец указал, что 5 июля 2019 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжском за назначением страховой пенсии по старости. 17 июля 2019 года решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Волжском ему было отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стража. В страховой стаж истца не были засчитаны периоды работы: с 13 мая 1979 года по 16 июня 1981 года в период прохождения военной службы в ВС в г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края; с 15 декабря 1988 года рождения по 27 декабря 1989 года в период прохождения военной службы в ВС в г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края; с 1 августа 1995 года по 15 октября 1995 года получение пособия по безработице. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права на пенсионное обеспечение. Просит суд признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Волжском Волгоградской области об отказе в назначении страховой пенсии по старости Моисеенко Н.В. незаконным; включить в страховой стаж работу в периоды: с 13 мая 1979 года по 16 июня 1981 года период прохождения военной службы в ВС в г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края; с 15 декабря 1988 года по 27 декабря 1989 года в период прохождения военной службы в ВС в г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края; с 1 августа 1995 года по 15 октября 1995 года получение пособия по безработице; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжском Волгоградской области назначить страховую пенсию по старости с 5 июля 2019 года.
В судебное заседание истец моисеенко Н.В. и его представитель Галимова С.Г. не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Перед началом судебного заседания от истца моисеенко Н.В. посредством электронной почты поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
Учитывая, что истец и его представитель доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, суд признает причину неявки истца и его представителя неуважительной и согласно требований ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца моисеенко Н.В. и его представителя Галимовой С.Г.
Представитель ответчика ГУ – Центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №1 Петрушова Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В обоснование возражений указала, что специальный стаж Моисеенко Н.В. составляет 8 лет 10 месяцев 20 дней вместо требуемых 10 календарных лет работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В специальный стаж в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не могут быть засчитаны периоды: с 13 мая 1979 года по 16 июня 1981 года прохождения военной службы в ВС г. Комсомольск на Амуре Хабаровского края в должностях рядового и сержантского состава по призыву, так как не соблюдены условия Постановления 181, а именно Моисеенко Н.В. не устроился на работу не позднее трех месяцев после увольнения в запас в организацию, располагавшуюся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а после окончания военной службы с 1 сентября 1981 года зачислен студентом в Волгоградский сельхозинститут; с 15 декабря 1988 года по 27 декабря 1989 года прохождения военной службы в ВС г. Комсомольск на Амуре Хабаровского края в должностях офицерского состава по призыву, так как не соблюдены условия Постановления № 181, а именно заявитель проходил службу в должностях офицерского состава; с 1 августа 1995 года по 15 октября 1995 года периоды получения пособия по безработице, так как в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях РФ» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 в стаж работы, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Период получения пособия по безработице пунктом не поименован.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, указывая, что государственные пенсии устанавливаются законом.
Соответственно, основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии, определяются Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.
В частности, согласно статье 8 Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). При наличии не менее 15 лет страхового стажа и достижении индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Вместе с тем, для отдельных категории граждан Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ предусматривает повышенный уровень пенсионного обеспечения (статьи 30 и 32), связанный с определенными показателями социального или профессионального характера. При этом, представляя пенсионные льготы, в том числе возможность досрочного выхода на пенсию, законодатель определяет специфические условия реализации пенсионных прав.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 Закона №400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к Закону №400-ФЗ), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Закона №400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера».
Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в пункте 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложением 6 к Закону №400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с пунктом 3 Раздела I «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» (Приказ «Министерства здравоохранения и социального развития РФ» от 31 марта 2011 года №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости») периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п.п.22 пункта 2 Раздела I «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н, подтверждению подлежат периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в соответствии с пунктом 4 Раздела II того же нормативного акта, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 25 марта 1968 года №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 и от 26 сентября 1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из буквального толкования указанных норм следует, что период действительной срочной военной службы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181, при соблюдении одновременно следующих условий: военная служба должна быть действительной срочной; увольнение с военной службы должно быть, начиная с 1968 года; увольнение должно состояться с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; поступление на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы.
В судебном заседании установлено, что 4 июля 2019 года Моисеенко Н.В. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Волжском Волгоградской области от 17 июля 2019 года Моисеенко Н.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ.
Для определения права на досрочное назначение страховой пенсии в 2019 году в соответствии с п. 6 ч 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ, мужчине в возрасте 58 лет необходимо выработать 10 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, или 7 лет и 6 месяцев в районах Крайнего Севера.
В специальный стаж Моисеенко Н.В. в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ засчитаны периоды работы: с 29 июня 1987 года по 14 декабря 1988 года в Управлении технологического транспорта нефтегазодобывающего управлении «Тагринскнефть» ПО «Варьеганнефтегаз» в качестве инженера отдела эксплуатации, ведущего инженера центральной диспетчерской службы, инженера отдела централизованных перевозок, заместителя начальника по производству (местность, приравненная к районам Крайнего Севера);
с 1 марта 1990 года по 18 июня 1991 года в Управлении технологического транспорта №4 ПО «Варьеганнефтегаз» в должности начальника отдела перевозок (местность, приравненная к районам Крайнего Севера);
с 20 июня 1991 года по 19 июля 1991 года в филиале «Радужный» центра деловой инициативы «РОСС» в должности главного инженера участка механизации (местность, приравненная к районам КрайнегоСевера);
с 23 июля 1991 года по 31 октября 1992 года в Варьеганском управлении технологического транспорта специальной техники иавтомобильных дорог ПО «Варьеганнефтегаз» в должности начальника цеха №3 (местность, приравненная к районам Крайнего Севера);
с 9 февраля 1993 года по 15 марта 1993 года в ГП «Варьеганнефть» в должности ведущего инженера в транспортном отделе (местность, приравненная к районам Крайнего Севера);
с 18 марта 1993 года по 24 января 1995 года в Специализированном управлении механизированных работ ПО «Варьеганнефтегаз» в должности механика участка №2, начальника участка №2 (местность, приравненная к районам Крайнего Севера);
с 16 октября 1995 года по 10 августа 1998 года в АООТ аэропорт «Радужный «Аэроград» в должности механика в службе спецтранспорта (местность, приравненная к районам Крайнего Севера).
Таким образом, специальный стаж Моисеенко Н.В. в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона №400-ФЗ составляет 08 лет 10 месяцев 20 дней, вместо требуемых 10 календарных лет работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В специальный стаж Моисеенко Н.В. в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона №400-ФЗ не были засчитаны периоды:
с 13 мая 1979 года по 16 июня 1981 года, период прохождения военной службы в ВС г. Комсомольск на Амуре Хабаровского края в должностях рядового и сержантского состава по призыву;
с 15 декабря 1988 года по 27 декабря 1989 года прохождения военной службы в ВС г. Комсомольск на Амуре Хабаровского края в должностях офицерского состава по призыву;
с 1 августа 1995 года по 15 октября 1995 года периоды получения пособия по безработице.
Согласно копии справки Военного комиссариата города Волжского Волгоградской области от 3 июня 2019 года №3/2/18, Моисеенко Н.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах в период: с 13 мая 1979 года по 16 июня 191 года на должностях рядового и сержантского состава по призыву; с 15 декабря 1988 года по 27 декабря 1989 года на должностях офицерского состава по призыву. Проходил службу в отдельной местности в г. Комсомольск-на-Амуре.
Согласно копии трудовой книжки, Моисеенко Н.В. после окончания военной службы с 1 сентября 1981 года зачислен студентом в Волгоградский сельхозинститут.
В случае установления, что срочная военная служба истца проходила в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и после увольнения с военной службы он не позднее трех месяцев поступил на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, на основании Постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181, а также разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", истец вправе претендовать на зачет периода его действительной срочной военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, так как после окончания военной службы он поступил на работу в срок, не превышающий трех месяцев.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие его трудоустройство не позднее трех месяцев после увольнения в запас в организацию, располагавшуюся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Поскольку условие о трудоустройстве в течение трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву не соблюдено, то оснований для включения периода с 13 мая 1979 года по 16 июня 1981 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не имеется.
Также необоснованно требование истца о включении в специальный стаж периода с 15 декабря 1988 года по 27 декабря 1989 года прохождения военной службы в ВС г. Комсомольск на Амуре Хабаровского края, так как не соблюдены условия Постановления № 181, а именно заявитель проходил службу в должностях офицерского состава.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно п. 5 Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в трудовой стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно копии справки Бюро занятости населения г. Радужный Тюменской области Ханты-Мансийского АО от 12 октября 1995 года, Моисеенко Н.В. в период с 1 августа 1995 года по 15 октября 1995 года получал пособие по безработице.
В специальный трудовой стаж подлежат включению периоды работы в природно-климатических условиях Крайнего Севера.
Ханты-Мансийский автономный округ относится к району Крайнего Севера.
Однако принимая во внимание тот факт, что включению в специальный трудовой стаж подлежит именно периоды работы в льготных условиях, а не период получения пособия по безработице, оснований для включения периода с 1 августа 1995 года по 15 октября 1995 года в специальный стаж работы не имеется.
Оспариваемые истцом периоды подлежат включению исключительно в общий, а не в специальный трудовой стаж.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Волжском от 17 июля 2019 года, истцом не указано.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Моисеенко Н.В. к Государственному учреждению – Центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №1 о признании решения незаконным, назначении страховой пенсии, отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░).
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░