Дело № 2а-4235/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2020 года г. Одинцово, Московская область
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зинченко С. В.,
при секретаре Максименко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зацаринной Татьяны Николаевны к Межрайонной ИФНС России № 22 по МО, о взыскании недоимки по налогам,
установил:
Зацаринная Т.Н. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области о признании безнадежными к взысканию суммы задолженности по налогу и просит: признать безнадежными к взысканию недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 24 198, 88 руб. руб., в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В обоснование административного иска указано, что в настоящее время налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания указанных выше сумм задолженностей в связи с истечением сроков предъявления требований, в связи счет налогоплательщик вправе реализовать права, предоставленные НК РФ посредством обращения в суд с настоящим административным иском о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию.
Административный истец Зацаринная Т.Н. в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении требования поддержал и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административным ответчиком Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области представитель по доверенности Шкурко Р.Г. явился, возражал против удовлетворения требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Суд, с учетом требований ст. 150, ст. 152 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, суд установил следующее.
Конституция РФ в статье 57 закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом; ч. 2 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (статья 19); налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа (абзац второй пункта 2 статьи 52); в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57).
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из представленного административным истцом налогового уведомления № от 23.08.2019 г. следует, что за Зацаринной Т.Н. числиться задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. по объекту расположенному по адресу: АДРЕС
Вместе с тем, из представленного требования № от 09.02.2018 усматривается, что та же задолженность на имущество физических лиц была начислена, срок уплаты установлен до 03.04.2018 г.
Сведений об обращении за принудительным взысканием именно данной задолженности административным ответчиком не представлено, в представленном суду определении об отмене судебного приказа от 25.10.2017 г. усматривается, что налоговый орган взыскивал задолженность по земельному налогу за 2015 г. в размере 5 452 руб., и пени (л.д. 42)
Ранее административный истец состояла на учете в налоговом органе ИФНС № 21 по Рузскому району, который также не предпринимал по принудительному взысканию данной задолженности на имущество физических лица за 2017 г.
Поскольку, налоговым органом не предпринимались попытки принудительного взыскания указанной задолженности, при таких обстоятельствах возможность принудительного взыскания соответствующих сумм утрачена налоговым органом в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Пунктом 4 статьи 59 НК РФ предусмотрено, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации № от 19 августа 2010 года утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с пунктами 2, 3 указанного Порядка, он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
По смыслу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, в частности утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания с Зацаринной Т.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 24 198, 88 руб., суд приходит к выводу о том, что указанные суммы задолженности являются безнадежными к взысканию, сведения о которых подлежат исключению налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика.
Таким образом, административные исковые требования Одинцова Я.А. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ REF ░░░░ \* MERGEFORMAT ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 22 ░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░ 24 198, 88 ░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2020 ░░░░