Дело № 2-2654/2016

             РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2016 года                        г.Нефтекамск РБ

Нефтекамский городской суд РБ в составе: председательствующего судьи Л.Р. Ахтямовой, при секретаре Л.Ф.Саитгалиной, с участием представителя прокуратуры г.Нефтекамска С.Р.Ракипова, представителя ответчика - администрации городского округа г.Нефтекамск РБ Набиевой Г.Д., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска РБ в интересах Чигановой С.С. к администрации городского округа г. Нефтекамск РБ о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению договора найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Нефтекамска РБ обратился в суд в интересах Чигановой С.С. к администрации городского округа г. Нефтекамск РБ о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению договора найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Нефтекамска РБ на основании поступившего обращения проведена проверка исполнения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлены нарушения жилищных прав Чигановой С. С., которая относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Чиганова С.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением главы администрации ГО г. Нефтекамск от 08 декабря 2014 года № признана лицом, нуждающимся в однократном предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда. Мать Чигановой С.С. - Чиганова И.А. решением Нефтекамского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Данные обстоятельства явились причиной признания Чигановой С.С. лицом, оставшимся без попечения родителей. Чигановой С.С. ДД.ММ.ГГГГ года исполнилось 18 лет, и в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у нее возникло право на получение жилья. Чиганова С.С. ДД.ММ.ГГГГ года окончила <данные изъяты>. Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашиваемых сведений, подтверждено отсутствие у последней какой-либо недвижимости на праве собственности.

Прокурор г. Нефтекамска просит обязать администрацию городского округа г.Нефтекамск РБ предоставить Чигановой С.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах г.Нефтекамск РБ, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной номы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Нефтекамска РБ исковые требования поддержал по указанным основаниям.

Чиганова С.С. исковые требования поддержала по тем же основаниям. Пояснила, что имеет на иждивении малолетнего ребенка - дочь Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, своего жилья не имеет.

Представитель администрации ГО г. Нефтекамск иск прокурора не признала. Суду пояснила, что Чиганова С.С. действительно является ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем постановлением администрации включен в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Собственного и закрепленного жилого помещения не имеет. В 2016 году в целях обеспечения жилыми помещениями данной категории лиц ГО г. Нефтекамск выделено <данные изъяты> руб., в очереди по данной категории граждан состоит 125 человек. Обеспечение производится в порядке очереди. Однако ввиду недостаточности перечисленных федеральных и республиканских денежных средств администрация по объективным обстоятельствам не имеет возможности обеспечить Чиганову С.С. жилым помещением.

Представитель Правительства РБ, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела путем направления судебной повестки, в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется обратное уведомление о вручении третьему лицу судебной повестки. Ходатайство об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.

Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, иск следует признать подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2014 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции от 18 сентября 2015 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 1 п. 3 ст.2).

Согласно ч.2 п.2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, положения ч.2 ст.57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма возникло у Чигановой С.С., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, после обращения с заявлением в администрацию ГО г.Нефтекамск РБ о предоставлении жилья, окончания образовательного учреждения (школы) и исполнения 18 лет.

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривается сторонами, что Чиганова С.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ года.

Постановлением главы администрации городского округа г.Нефтекамск РБ от 28 декабря 2014 года № Чиганова С.С. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, включена в список нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ года Чигановой С.С. исполнилось 18 лет. После достижения 18-летнего возраста жилье истице предоставлено не было.

Чиганова С.С. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, собственного жилья не имеет, с момента окончания образовательного учреждения до настоящего времени администрацией ГО г. Нефтекамск РБ не предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи с чем нарушены жилищные права Чигановой С.С., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Последняя состоит в очереди на получение жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в администрации ГО г. Нефтекамск РБ.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как указано выше, прокурором ставится вопрос о предоставлении Чигановой С.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа г.Нефтекамск РБ. Размер жилого помещения должен соответствовать норме предоставления площади, установленной решением органа местного самоуправления.

Пунктом 2 решения Нефтекамского городского Совета депутатов РБ от 15 июня 2005 года № 24-10/4 по г. Нефтекамску установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, что соответствует заявленным прокурором требованиям.

При совокупности вышеуказанных обстоятельств требование прокурора г. Нефтекамска РБ следует признать законным и обоснованным, а исковое заявление - подлежащим удовлетворению.      

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 14 ░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 09.00 ░░░░░ 13 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░

░░░░░                                                                                                                   ░.░. ░░░░░░░░

2-2654/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Нефтекамска в интересах Чигановой СС
Чиганова С.С.
Ответчики
администрация ГО г.Нефтекамска
Другие
Правительство РБ
Суд
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
neftekamsky.bkr.sudrf.ru
22.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2016Передача материалов судье
25.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2016Подготовка дела (собеседование)
17.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2016Судебное заседание
13.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее