Дело № 2-2152/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2014 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.
помощника прокурора Пермского района Неволина А.В.,
при секретаре Андриевской М.С.,
с участием заявителя ФИО2,
представителя Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12 незаконным, отмене решения, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района по регистрации его кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12,
установил:
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12 незаконным, отмене решения, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района по регистрации его кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12.
В обоснование заявления указал, что 30.07.2014 года в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района (далее - ТИК) им сданы документы для уведомления о самовыдвижении кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12. В поддержку самовыдвижения собраны подписи избирателей (24 подписи на 13 листах, сброшюрованных в одну папку), которые наряду с иными документами 30.07.2014 года представлены в ТИК для регистрации. Решением ТИК № 27/14 от 07.08.2014 года в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12 ему отказано. Основанием отказа послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. С указанным решением ТИК не согласен по следующим причинам. Вывод ТИК о недействительности восьми подписей на листах №№ 2,5,6,11,13 является незаконным и необоснованным.
На проверку заявителем было представлено 24 подписи. Для регистрации кандидатом в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу №12 необходимы 21 достоверная и действительная подпись избирателей. Таким образом, считает, что из 24 представленных им подписи достоверными являются 24 подписи, при этом 21 достоверной и действительной подписи достаточно для регистрации его в качестве кандидата.
Считает, что действия комиссии являются некомпетентными, поскольку он был внесен в кандидаты в депутаты в округ №6 вместо правильного №12, введя тем самым избирателей в заблуждение, отсутствие в составе избирательной комиссии профессионального эксперта – графолога.
На основании изложенного полагает о незаконности обжалуемого решения, которое нарушает его право быть избранным депутатом Земского Собрания Пермского муниципального района, поэтому он обратился в суд с настоящим заявлением.
Заявитель ФИО2 в судебном заседании на требованиях настаивал в полном объеме, пояснил, что согласно заключения специалиста все подписи были признаны достоверными, подчисток и помарок не было выявлено. Так же пояснил, что он не имеет возражений о недействительности подписного листа №2, где не заполнена графа о дате внесения подписи кандидата. Считает, что ТИК нарушила постановление ЦИК РФ от 13.06.2012г. «О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, где указано, что в рабочей группе ТИК должен быть эксперт.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях по заявлению. В обоснование возражений указала, подписные листы проверялись рабочей группой, при проверке присутствовал ФИО2.
Суд, заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.07.2014 года № 1483-О, согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право на свободные выборы и гарантирующая его реализацию обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа, закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола № 1). Международный пакт о гражданских и политических правах также исходит из того, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).
В соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (подписана в городе Кишиневе 07.10.2002 года) каждый гражданин по достижении установленного возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренных конституцией и законами (подпункт «а» статьи 2); соблюдение принципа справедливых выборов должно обеспечивать создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса (пункт 1 статьи 10).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме определяются Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) с последующими внесёнными в него изменениями и дополнениями, имеющим прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (п.п. 1 и 2 ст. 1).
Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 25.06.2014 года № 466 назначены выборы депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва на 14.09.2014 года.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 приведенного Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Также перечень документов, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и (или) многомандатному округу, приведен в положениях ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12. †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† �������������������������������������������������������Согласно подтверждению о получении документов Территориальной избирательной комиссией ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 47 мин. ФИО2 лично сдал документы о его выдвижении в качестве кандидата в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № (заявление о согласии баллотироваться, копию паспорта, копию документа, подтверждающего сведения об образовании, копии документов, подтверждающих сведения о месте работы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. 30.07.2014 года в 17 час.11 мин. ФИО2 лично сданы подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата на 13 листах + 1 титульный лист, протокол об итогах сбора подписей избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата. Решением ТИК от 07.08.2014 года № 27/14 отказано в регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12 ФИО2, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Приведенное решение ТИК основано на недостаточном количестве достоверных подписей для регистрации кандидата ФИО2. Как следует из пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в котором установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, к таковому основанию, в частности, относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп. «д»). В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяьной избирательной комиссией 28.07.2014 года в 10 час. 47 мин. ФИО2 лично сдал документы о его выдвижении в качестве кандидата в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12 (заявление о согласии баллотироваться, копию паспорта, копию документа, подтверждающего сведения об образовании, копии документов, подтверждающих сведения о месте работы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
30.07.2014 года в 17 час.11 мин. ФИО2 лично сданы подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата на 13 листах + 1 титульный лист, протокол об итогах сбора подписей избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата.
Решением ТИК от 07.08.2014 года № 27/14 отказано в регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12 ФИО2, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Приведенное решение ТИК основано на недостаточном количестве достоверных подписей для регистрации кандидата ФИО2.
Как следует из пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в котором установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, к таковому основанию, в частности, относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп. «д»).
В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Аналогичные требования содержатся в положениях ч. 2 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 535-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», в редакции Закона Пермского края от 20.06.2014 года № 335-ПК (далее - Закон Пермского края № 525-ПК).
Из схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва, утвержденной решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 27.02.2014 года № 420, в одномандатном избирательном округе №12 число избирателей составляет 4 178, следовательно, для регистрации кандидата, выдвинутого в одномандатном избирательном округе №12 требуется 21 подписи избирателей (0,5 процента от 4 178 избирателей).
Решение ТИК от 07.08.2014 года № 27/10 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12 ФИО2 основано на следующих обстоятельствах.
В ходе проверки соблюдения требований Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Пермского края № 525-ПК при выдвижении ФИО2 рабочей группой по проверке соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (далее - Рабочая группа) установлено, что 30.07.2014 года ФИО2 представлено 13 подписных листов, сброшюрованных в 1 папку, заявлено 24 подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района ФИО2. 04.08.2014 года Рабочей группой проведена проверка подписных листов.
При проверке подписных листов кандидат ФИО2 присутствовал лично. По окончанию проверки подписных листов Рабочей группой составлен и подписан итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата ФИО2.
Рабочая группа, в порядке, установленном ч. 14 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», представила на рассмотрение избирательной комиссии итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО2 вместе с прилагаемыми к нему документами, для принятия решения о регистрации (об отказе в регистрации) кандидата ФИО2
Согласно итоговому протоколу, кандидатом ФИО2 заявлено 24 подписи, количество представленных подписей 24, количество проверенных подписей 24, количество недействительных подписей 8 из числа проверенных, количество достоверных подписей 16.
Подписи избирателей признаны недействительными по основаниям, указанным в ведомости проверки подписных листов, представленных кандидатом ФИО2, а именно:
две подписи избирателей признаны недействительными в связи с тем, что не соответствуют действительности сведения о лице, осуществляющим сбор подписей избирателей (пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ)
четыре подписи в связи с тем, что имеются исправления в сведениях о лице, осуществляющим сбор подписей, специально не оговорены (пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ),
одна подпись в связи с тем, что нет подписи кандидата, нет даты внесения подписи кандидата (пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ),
одна подпись в связи с наличием неоговоренных исправлений в сведениях об избирателе (пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Поскольку при проведении выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа №12 составляет 21 подпись, количество достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата ФИО2
На основании п. 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Заявитель оспаривает решение ТИК об отказе в регистрации кандидата, ссылаясь на необоснованность признания недействительными подписи избирателей в связи с несоответствующими действительности сведения о кандидате, в связи с указанием неполной даты заверения подписного листа кандидатом и наличием неоговоренных исправлений в сведениях об избирателе.
В соответствии с п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются, в частности, подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (п.п.»в»); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (пп. «ж»); все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (пп. «з»).
В силу п. 5 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 в ТИК представлено 13 подписных листов, содержащих 24 подписи избирателей.
Из ведомости проверки подписных листов, представленных кандидатом ФИО2, являющейся приложением к итоговому протоколу проверки подписных листов, следует, что были выявлены нарушения в строке 1 на листе 2 ( нет подписи кандидата, нет даты внесения подписи кандидата), строках 1,2 листа 5 (не соответствуют действительности в подписном листе сведения о лице осуществляющим сбор подписей избирателей), строках 1, 2 листа 6 (исправления в сведениях о лице осуществляющим сбор подписей специально не оговорены), строках 1, 2 листа 11 (исправления в сведениях о лице осуществляющим сбор подписей специально не оговорены), строке 2 листа 13 (несоответствующие действительности сведения об избирателе, на основании справки УФМС России по Пермскому краю).
04.08.2014 года составлен итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата ФИО2 Из 24 представленных подписей недействительными были признаны 8 подписей, достоверными – 16 подписей.
Заявителем представлено заключение специалиста № 020/08/14-ДОК от 14.08.2014 года, согласно которому изменений первоначального текста в номере паспорта в записи сведений о лице, осуществляющем сбор подписей в копии «Подписного листа» выборов депутатов Земского собрания Пермского муниципального района14.09.2014 года №5 и 11 по избирательному округу №12 не выявлено. Данная запись читается как «№100280». Отсутствие буквы в отчестве избирателя в п.2 копии «Подписного листа» выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального райцона14.09.204 года №13 по избирательному округу №12, на изменение смыслового значения всей записи влияния не имеет.
В дополнении к заключению специалиста указано, что 16.08.2014г. эксперт ООО «ПЦКР» ФИО6 в помещении Земского собрания Пермского муниципального района с 10 час. 10 мин. По 11 час. 05 мин. Проводила осмотр оригиналов подписных листов. В ходе осмотра документов при естественном и искусственном освещении при помощи лупы с 10-и кратным увеличением установлено, что все штрихи рукописного текста выполнены красящим веществом фиолетового цвета. Дописок, подчисток, исправлений в ходе осмотра выявлено не было, что подтверждается в выводе ранее сделанного заключения.
С целью проверки доводов ФИО2, изложенных в заявлении, при рассмотрении дела в судебном заседании исследованы подлинные подписные листы №№ 2, 5, 6, 11, 13, содержащие подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата ФИО2, которые сопоставлены с данными ведомости проверки подписных листов.
Судом установлено, что на подписном листе №5 не соответствуют действительности сведения о лице осуществляющем сбор подписей избирателей, т.е. неверно указана дата выдачи паспорта кандидата, а именно указана дата выдачи 22.10.2014г., действительно паспорт выдан по данным сведений из ОУФМС России по Пермскому краю в Пермском районе, из копии паспорта и предоставленного подлинника паспорта ФИО2 22.10.2013г.
Несоответствие сведений о кандидате влечет недействительность подписей избирателей, указанных в подписных листах на основании п.п.»з» п.6.4 ст. 36 ФЗ №67-ФЗ от 12.06.2002г.
На подписных листах №№6,11 имеются не оговоренные исправления, в сведениях о лице осуществляющем сбор подписей, а именно в номере паспорта, в цифре «8», т.е. не подлежит однозначному прочтению.
Несоответствие сведений о кандидате влечет недействительность подписей избирателей, указанных в подписных листах на основании пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
На подписном листе №13 не соответствует действительности сведения об избирателя, а именно в отчестве ФИО1 не указана последняя буква. Пл сведениям ОУФМС России по Пермскому краю ФИО1 имеет отчество Ивановна с последней буквой «а».
Несоответствие сведений об избирателе влечет недействительность подписей избирателей, указанных в подписных листах на основании пп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Применяемый к данным правоотношениям Закон требует четкого и разборчивого указания сведений об избирателях и о кандидате, без каких-либо помарок. Законодательством предусмотрена возможность внесения исправлений в подписной лист, о чем специально должно быть оговорено соответственно избирателем, лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом (пп.пп. «з» и «ж» п. 6.4 Федерального закона № 67-ФЗ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что основания, по которым подписи Территориальной избирательной комиссией в строке 1 на листе 2, строках 1, 2 листа 5, строках 1, 2 листа 6, строках 1, 2 листа 11, строках 1, листа 13 подписных листов признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района обоснованно отказала ФИО2 в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12 в связи с недостаточным для регистрации количеством подписей избирателей, поскольку законных оснований для регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу №12 не имелось. В связи с чем, решение ТИК об отказе заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу №12 от 07.08.2014 года № 27/14 является законным, отмене не подлежит.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 5 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК для проведения проверки подписных листов могут привлекаться члены нижестоящей избирательной комиссии, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Таким образом, в силу приведенных положений привлечение экспертов для проверки подписных листов является правом, а не обязанностью ТИК, следовательно, доводы заявителя о том, что рабочая комиссия не могла самостоятельно осуществить проверку подписных листов без привлечения эксперта-почерковеда являются несостоятельными, противоречащими пункту 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, чести 5 статьи 36 Закона Пермского края № 525-ПК.
Предоставленное заявителем ФИО2 заключение специалиста ФИО6, которой сделан вывод об отсутствии изменений первоначального текста в подписных листах №№5,11 и отсутствии буквы в отчестве на подписном листе №13 не повлиявшее на смысловое значение судом не принимается, т.к. правового значения для определения достоверности и полноты заполнения подписных листов не влияет.
В связи с тем, что решение ТИК законно, нарушений каких-либо прав заявителя суд не установил.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление ФИО2 о признании решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12 незаконным, отмене решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района по регистрации его кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу №12 оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение пяти дней со дня принятия указанного решения.
Решение в окончательном виде изготовлено 21.08.2014г.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Е.В. Овчинникова