Дело № 9005
Судья Козлова В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь 09 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Никитиной Т.А., Коротаевой О.А.
при секретаре Рогатневой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Дымковой Любовь Петровны на решение Очерского районного суда Пермского края от 11 июня 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Дымковой Любови Петровны к администрации Очерского муниципального района Пермского края о признании незаконными решений администрации Очерского муниципального района Пермского края от 24 мая 2019 года № ** и от 06 июня 2019 года № **, об отказе Дымковой Любови Петровне в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: ****, общей площадью 366 кв.м.; возложении обязанности на администрацию Очерского муниципального района Пермского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с условным кадастровым номером ** с местоположением: ****, общей площадью 366 кв.м., с координатами характерных точек границ: н1 **; н2 **; н3 **; н4 **; н5 **; н6 **; н7 **; н8 **; н9 **; н10 **; н11 **; н12 **; н13 **; н14 **; н15 **; н16 **; н17 **, - отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Дымкова Л.П.,с учетом уточненных требований, просит признать незаконными решения администрации Очерского муниципального района Пермского края от 24 мая 2019 года № ** и от 06 июня 2019 года № ** об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: ****, общей площадью 366 кв.м.; возложении обязанности на администрацию Очерского муниципального района Пермского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с условным кадастровым номером ** с местоположением: ****, общей площадью 366 кв.м., с координатами характерных точек границ: ***.
В обоснование требований указывает, что решениями администрации, выраженных в ответах от 24 мая 2019 года, 06 июня 2019 года Дымковой Л.П. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что предоставленная схема расположения составлена с нарушением п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, а именно образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Кроме того, схема расположения земельного участка противоречит положениям п. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ, в соответствии с которыми, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Административный ответчик в письменных отказах не конкретизировал, какое именно требование к образованию земельного участка было нарушено при составлении схемы расположения земельного участка. Спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем считает, что границы земельного участка соответствуют его территориальному зонированию. Также, административный ответчик в письменных отказах не конкретизировал нормы п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ. Предоставленная схема земельного участка не содержи данных о том, что Дымкова Л.П. ограничит, либо закроет доступ к водному объекту и его береговой полосе.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Дымкова Л.П. указывая, что с решением суда не согласна, оно вынесено с нарушением норм материального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и недоказанности установленных судом обстоятельств. Отказывая в удовлетворении требований, суд не принял во внимание, что нормы земельного законодательства, регламентирующие процедуру перераспределения земельного участка, не предполагают возможность отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Обращаясь с заявлением, она и не просила ее утвердить. Не принято во внимание, что предоставление земельного участка в собственность не изменяет правовой режим использования этого участка как земельного участка общего пользования. Представленная схема не содержит данных об ограничении доступа к водному объекту и его береговой полосе.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда судебная коллегия находит его подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов дела, Дымкова Л.П. является собственником земельного участка, с кадастровым номером № **, категория земель: земли населенных пунктов под жилую застройку индивидуальную, площадью 219 кв.м., расположенного по адресу: **** и собственником квартиры № ** по адресу: ****, расположенной на указанным выше земельном участке.
Постановлением администрации Очерского муниципального района от 24 апреля 2018 года № 267 Дымковой Л.П. предоставлен земельный участок площадью 150 кв.м., с кадастровым номером **, расположенный по адресу: ****, в аренду со сроком аренды с 18 апреля 2018 года по 16 апреля 2019 года с разрешенным использованием: для огородничества, договор аренды не пролонгирован.
Дымкова Л.П. обратилась в администрацию Очерского муниципального района с заявлением 22 мая 2019 года об утверждении схемы расположения земельного участка с условным кадастровым номером ** площадью 366 кв.м. на кадастровом плане территории путем перераспределения в целях последующего перераспределения по адресу: ****.( лю.д.25)
03.06.2019г. ею было подано заявление о перераспределении земельного участка площадью 219 кв.м. с кадастровым номером ** и земельного участка площадью 147 кв.м., находящегося в муниципальной собственности.
Решениями администрации Очерского муниципального района, выраженных в письменных ответах от 24 мая 2019 года № ** и от 06 июня 2019 года № ** отказано в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в связи с тем, что в соответствии с п.п.3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами. Согласно п. 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, что противоречит прилагаемой Вами схеме.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку земельный участок общей площадью 366 кв.м. граничит с прибрежной полосой и перекрывает значительную часть границ водного объекта, расположен на границе места общего пользования, при разработке схемы административным истцом нарушены требования п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, что явилось законным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ.
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
Пункт 2 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации, на который сослалась администрация в оспариваемых отказах, содержит предписание о том, что полоса земли вдоль береговой линии ( границы водного объекта) водного объекта общего пользования ( береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ссылаясь на указанный пункт администрация исходила из того, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п.12 ст.1 ГрК РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания ( п.12 ст.85 ЗК РФ, определение Конституционного суда Российской Федерации от 29 сентября 2016г. № 1963-О).
Существующие, планируемые ( изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и ( или) предназначенные для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями ( п.11 ст.1 ГрК РФ.)
Как следует из ГрК РФ, красные линии отображаются в документации по планировке территории ( пп «а» п.1 ч.3 ст. 42, п.1 ч.5 ст.43 ГрК РФ) и не наносятся на картографический материал генеральных планов муниципальных образований ( ст.23 ГрК РФ).
Вместе тем, сведений о наличии утвержденного проекта планировки территории, доказательств того, что в составе Генерального плана утверждена карта, совмещенные с проектом детальной планировки, относящие испрашиваемый участок к территории общего пользования, административным ответчиком не представлено, равно как и безусловного подтверждения того, что испрашиваемые земли находятся в пределах береговой полосы.
Разрешая заявленные требования, суд также не принял во внимание, что отказывая в утверждении схемы по основанию ее разработки с нарушением требований п.6 ст.11.9 Земельного кодекса, уполномоченный орган фактически не указал в чем заключается нарушение требований указанной правовой нормы, ограничившись ссылкой на п.2 ст.6 Водного кодекса РФ декларирующего право граждан на доступ к водным объектам общего пользования, но не содержащего непосредственного запрета на образование земельного участка.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.61 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органов местного самоуправления суд связан с основаниями принятия такого решения.
В рассматриваемом случае недоказанность приведенных обстоятельств, фактическое отсутствие правового обоснования принятия соответствующего решения, свидетельствуют о незаконности оспариваемых решений, что не было принято во внимание судом первой инстанции.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований Дымковой Л.П. суд первой инстанции не учел, что 3.06.2019г ею было подано заявление о перераспределении земельного участка, которое было разрешено как заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с указанием аналогичных оснований, приведенных в оспариваемом решении от 24.05.2019г.
При таком положении решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения о признании решений администрации Очерского муниципального района от 24.05.2019 и 06.06.2019 года незаконными и возложении обязанности на администрацию по повторному рассмотрению заявлений Дымковой Л.П. от 22.05.2019г. и 03.06.2019г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Очерского районного суда Пермского края от 11 июня 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконными решения администрации Очерского муниципального района Пермского края от 24 мая 2019 года № ** и от 06 июня 2019г. № ** об отказе Дымковой Любови Петровне в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Возложить на администрацию Очерского муниципального района Пермского края обязанность по повторному рассмотрению заявлений Дымковой Л.П. от 22.05.2019г. и 03.06.2019г.
Председательствующий
Судьи