РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Родивиловой Е.О., при секретаре Мовсисян Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3189/20 по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары к Туренко ЮВ о взыскании суммы задолженности по налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары обратилась в суд с административным иском, ссылаясь на то, что по состоянию на 05.02.2019г. у Туренко Ю.В. имеется задолженность по земельному налогу за 2017г. в размере 765 руб. и налогу на имущество физических лиц за 2017г. в размере 3662 руб. Туренко Ю.В. было направлено требование об уплате налога в срок до 02.04.2019г. В нарушение ст. ст. 44 и 45 НК РФ указанные требования Туренко Ю.В. в добровольном порядке не исполнены. В соответствии со ст. 75 НК РФ административному ответчику начислены пени по земельному налогу в размере 59,20 руб. и налогу на имущество размере 12,37 руб. Судебный приказ от 24.12.2019г. о взыскании с Туренко Ю.В. обязательных платежей и санкций отменен 20.01.2020г. 09.02.2020г. Туренко Ю.В. частично погасила задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 561,41 руб. и частично пени за 2017 г. в размере 10,20 руб.
Просит суд взыскать с Туренко Ю.В. в пользу административного истца задолженность по земельному налогу за 2017г. в размере 765 руб., пени в размере 12,37 руб., налогу на имущество физических лиц за 2017г. в размере 3100,59 руб., пени в размере 49 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Исаева О.В., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала, просила удовлетворить.
Административный ответчик Туренко Ю.В. не явилась, извещалась по адресу её регистрации, однако почтовая корреспонденция, направленная в её адрес, возвращена в суд с отметкой почты России "за истечением срока хранения".
Согласно части 2 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная повестка является одной из форм судебных извещений и вызовов. Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий.
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Учитывая, что приняты все возможные меры для извещения административного ответчика по почте по адресу, указанному в административном исковом заявлении и сведениях Самарского адресного бюро, принятые меры результатов не дали, суд признает административного ответчика надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Судом принято решение о возможности рассмотрения дела в отсутствии административного ответчика.
Выслушав мнение представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.3 ст. 75 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату. В соответствии с подпунктом 1 п. 3 данной статьи, обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Пунктом 1 ст. 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ч.1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Из материалов дела следует, что в собственности Туренко Ю.В. с 24.06.2015 г. по настоящее время находится земельный участок, расположенный по адресу: адрес, а с 23.12.2011 г. - квартира, расположенная по адресу: адрес
23.08.2018г. в адрес Туренко Ю.В. инспекцией было выставлено и направлено налоговое уведомление № 55801794, в соответствии с которым была рассчитана сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2017г. за земельный участок по адресу: адрес в размере 765 руб., сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате за 2017г. за квартиру по адресу: адрес в размере 3662 руб. со сроком оплаты до 03.12.2018г.
Однако, налог на имущество физических лиц и земельный налог Туренко Ю.В. в установленные сроки уплачен не был, в связи с чем были начислены пени.
Административному ответчику направлялось требование № 6000 по состоянию на 05.02.2019г., в котором рассчитана общая сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017г. в размере 3662 руб. и пени – 59,20 руб., а также земельный налог в размере 765 руб. и пени – 12,37 руб., предоставлен срок для погашения задолженности до 02.04.2019г.
Как усматривается из материалов дела, 18.12.2019 г. ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары обращалось к мировому судье судебного участка № 36 Октябрьского судебного района г.Самары с заявлением о выдаче судебного приказа, 24.12.2019г. мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Туренко Ю.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017г. в размере 3662 руб. и пени – 59,20 руб., а также земельный налог в размере 765 руб. и пени – 12,37 руб.
Определением мирового судьи от 20.01.2020г. данный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений административного ответчика.
После отмены судебного приказа, Туренко Ю.В. частично погасила задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 561,41 руб. и частично пени за 2017 г. в размере 10,20 руб. До настоящего времени земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2017г. и пени на него административным ответчиком в полном объеме не оплачены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В связи с отменой указанного судебного приказа ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары 08.07.2020 г. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Понятие налога, сбора и страховых взносов дано в статье 8 НК РФ.
Согласно статье 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Порядок обращения в суд с заявлением о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, предусмотрен статьями 104, 105 НК РФ.
Для возникновения у соответствующего органа права на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть соблюдены следующие условия:
1) наличие у физического лица задолженности по обязательным платежам;
2) требование контрольного органа об уплате взыскиваемой суммы не исполнено в добровольном порядке либо пропущен указанный в таком требовании срок;
3) федеральный закон не предусматривает иного порядка взыскания обязательных платежей и санкций;
4) на момент обращения в суд с административным исковым заявлением не истек срок давности взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ, пунктом 2 статьи 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Согласно п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ).
Следовательно, проверка процессуального срока обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возложена на мировых судей и поэтому не подлежит проверке судами общей юрисдикции при рассмотрении административных исковых заявлений о взыскании обязательный платежей, поданных после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
В данном случае усматривается, что 24.12.2019г. мировым судьей судебного участка № 32 Октябрьского судебного района г. Самара Самарской области судебным приказом с Туренко Ю.В. в пользу ИФНС по Октябрьского району г. Самара взыскан налог на имущество физических лиц за 2017г. в размере 3662 руб. и пени – 59,20 руб., а также земельный налог в размере 765 руб. и пени – 12,37 руб.
То есть, мировой судья фактически проверил процессуальные сроки обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, полагал возможным их восстановить, поэтому в настоящее время факт пропуска срока не подлежит проверке судом общей юрисдикции.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С настоящим иском ИФНС обратилась в суд 08.07.2020 г., то есть в течение 6 месяцев с момента отмены мировым судьей 20.01.2020 г. вынесенного в отношении Туренко Ю.В. судебного приказа.
Таким образом, судом установлено, что ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с настоящим административным иском, в срок, предусмотренный статьей 48 НК РФ.
Административным истцом представлен расчет задолженности по налогам, который судом проверен, в связи с чем, ввиду отсутствия доказательств погашения задолженности по налогам, суд полагает возможным взыскать с Туренко Ю.В. задолженность по земельному налогу за 2017г. в размере 765 руб., пени в размере 12,37 руб., налогу на имущество физических лиц за 2017г. в размере 3100,59 руб., пени в размере 49 руб.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска до 20 000 рублей уплачивается государственная пошлина 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 и пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с Туренко Ю.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары удовлетворить.
Взыскать с Туренко ЮВ в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары задолженность по земельному налогу за 2017г. в размере 765 руб., пени в размере 12,37 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017г. в размере 3100,59 руб., пени в размере 49 руб.
Взыскать с Туренко ЮВ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о. Самара в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированном виде.
Решение в мотивированном виде изготовлено 28.09.2020 г.
Судья (подпись) Е.О.Родивилова
Копия верна:
Судья
Секретарь