РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2016 года город Ульяновск
Ульяновский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Буданова К.М., при секретаре судебного заседания Ивановой Л.В., с участием административного истца Милачковой Е.Р., ее представителя – адвоката Захарова А.П., рассмотрев административное дело № 2а-49/2016 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Милачковой Е.Р. об оспаривании решения начальника федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Центррегионжилье») об отказе в выплате ей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения,
установил:
Милачкова Е.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что приказами командира войсковой части № от 30 марта и 21 апреля 2016 года №, соответственно, она уволена с военной службы в отставку по <данные изъяты> и исключена из списков личного состава воинской части с 21 апреля 2016 года. Выслуга лет в календарном исчислении на дату увольнения составила 10 лет 10 месяцев.
Будучи участником накопительно-ипотечной системы 4 апреля 2016 года она написала рапорт, в котором просила выплатить ей денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения. Решением начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от 19 мая 2016 года ей было отказано в выплате денежных средств, так как на момент увольнения и подачи рапорта она являлась собственником и членом семьи собственников жилого помещения, а кроме того не представила все необходимые документы. После повторного обращения с рапортом и представления недостающих документов, сообщением от 27 июля 2016 года ей было доведено, что решение принятое 19 мая 2016 года остается без изменений.
Полагая свои права нарушенными, Милачкова Е.Р. просит суд признать незаконным решение начальника ФГКУ «Центррегионжилье», доведенное до нее сообщением от 27 июля 2016 года №, об отказе в выплате денежных средств, дополняющих ее накопления для жилищного обеспечения и обязать данное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о выплате ей оспариваемых денежных средств.
Административный истец Милачкова Е.Р. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, пояснив, что ранее в качестве члена семьи военнослужащего она была обеспечена по нормам жилым помещением для постоянного проживания от Министерства обороны Российской Федерации. После издания приказа об увольнении с военной службы, для получения денежных средств, дополняющих накопления, она и члены ее семьи подарили принадлежащую им квартиру, снялись с регистрационного учета и стали арендовать жилое помещение у знакомых. Поэтому на момент повторного обращения с рапортом в июле 2016 года она уже не являлась собственником и членом семьи собственников жилого помещения.
Представитель административного истца – адвокат Захаров А.П. в судебном заседании административное исковое заявление своего доверителя поддержал в полном объеме, пояснив, что на момент повторного обращения Милачковой Е.Р. с рапортом о выплате дополнительных денежных средств Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон) уже не содержал требований о том, чтобы военнослужащий не являлся собственником или членом семьи собственника жилого помещения. Кроме того, Милачкова Е.Р. и члены ее семьи перестали быть собственниками принадлежащей им квартиры и снялись с регистрационного учета.
Надлежащим образом извещенные начальник ФГКУ «Центррегионжилье» и его представитель в суд не прибыли. Представитель административного ответчика просил рассмотреть дело без его участия. В своих письменных возражениях представитель указал, что требования административного истца не признает, так как на момент увольнения и написания рапорта о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, Милачкова Е.Р. являлась собственником и членом семьи собственников жилого помещения, а поэтому решение об отказе принято на законных основаниях.
Заслушав административного истца, ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу пункта 15 этой же статьи, военнослужащим-гражданам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в том числе посредством выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ, действовавшей на момент подачи рапорта Милачковой Е.Р. 4 апреля 2016 года) выплата денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, или членам их семей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с настоящим Федеральным законом, при увольнении с военной службы по определенным основаниям и при наличии определенного срока продолжительности военной службы.
Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 10 Федерального закона является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Во исполнение Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686 утверждены Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членами их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее – Правила), а приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 года № 166 утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Правил и пунктами 62-64 Порядка, для получения дополнительных денежных средств участник накопительно-ипотечной системы после издания приказа об увольнении с военной службы должен подать рапорт (заявление), приложив к нему соответствующие документы.
Согласно пункту 68 Порядка региональное управление жилищного обеспечения, отдельный орган военного управления организуют работу по проверке документов, представленных участниками накопительно-ипотечной системы, и содержащихся в них данных, для чего при необходимости истребуют у федеральных органов исполнительной власти необходимые сведения.
По результатам проверки принимается решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств, о чем региональное управление жилищного обеспечения уведомляет участников накопительно-ипотечной системы в письменной форме.
Согласно выпискам из приказов командира войсковой части № от 30 марта и 21 апреля 2016 года №, соответственно, Милачкова Е.Р. уволена с военной службы в отставку на основании <данные изъяты> Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» – в связи с <данные изъяты> и с 21 апреля 2016 года исключена из списков личного состава воинской части. При этом выслуга лет Милачковой Е.Р. в календарном исчислении на дату увольнения составила 10 лет 10 месяцев.
Из представленного в суд уведомления о включении военнослужащего в реестр усматривается, что Милачкова Е.Р. включена в реестр участников накопительно-ипотечной системы с 20 января 2016 года, с возникновением основания для включения в реестр 20 октября 2015 года.
В своем рапорте от 4 апреля 2016 года, Милачкова Е.Р. просила выплатить ей, как участнику накопительно-ипотечной системы, денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения.
Сообщением от 19 мая 2016 года № Милачковой Е.Р. было доведено решение от того же числа об отказе в выплате дополнительных накоплений, поскольку на момент увольнения с военной службы и подачи рапорта она являлась собственником <данные изъяты> доли, а также членом семьи собственников <данные изъяты> долей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Кроме того, она не представила ряд документов.
После получения данного сообщения Милачкова Е.Р. 4 июля 2016 года повторно обратилась с рапортом о выплате ей денежных средств дополняющих накопления приложив к нему недостающие и дополнительные документы.
Как видно из сообщения от 27 июля 2016 года № решение об отказе в выплате Милачковой Е.Р. дополнительных денежных средств, принятое ФГКУ «Центррегионжилье» 19 мая 2016 года, оставлено без изменения.
В соответствии со статьей 31 ЖК Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно ордеру от 26 апреля 2002 года № Милачкова Е.Р., в качестве члена семьи военнослужащего, была обеспечена Министерством обороны Российской Федерации по договору социального найма на состав семьи из трех человек трехкомнатной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18 и 26 апреля 2016 года, подтверждается, что на момент подачи рапорта 4 апреля 2016 года Милачкова Е.Р. являлась собственником <данные изъяты> доли и членом семьи собственников ФИО5 и ФИО6 <данные изъяты> долей квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Как установлено в судебном заседании, в том числе из справки отдела регистрационного учета граждан от 30 июня 2016 года, Милачкова Е.Р. и члены ее семьи были зарегистрированы в вышеуказанной квартире до 13 апреля 2016 года.
Исходя из вышеизложенного, Милачкова Е.Р., являясь участником накопительно-ипотечной системы, будучи уволенной с военной службы по состоянию здоровья и имея общую продолжительность военной службы более 10 лет на момент подачи рапорта 4 апреля 2016 года являлась собственником и членом семьи собственников жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м и согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13 июля 2005 года N 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», которым установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади, была обеспечена им по нормам.
Что же касается доводов административного истца и ее представителя о том, что на момент повторного обращения с рапортом от 4 июля 2016 года Милачкова Е.Р. уже не являлась собственником и членом семьи собственников жилого помещения, а также изменились требования Федерального закона, то суд исходит из следующего.
Как было указано выше, согласно Правил и Порядку, а также части 3 статьи 4 Федерального закона, для выплаты дополнительных средств участник накопительно-ипотечной системы подает заявление (рапорт) с приложением к нему соответствующих документов, поэтому все необходимые условия для производства оспариваемой выплаты подлежат оценке на момент подачи первоначального рапорта, а не при последующих обращениях, как в случае административного истца, после утраты статуса собственника или члена семьи собственников жилого помещения. Повторное обращение с рапортом предусмотрено только в том случае, если при предыдущем принятии уполномоченным должностным лицом решения об отказе в их выплате, такое решение было принято на основании пункта 9 Правил, а не на основании части 2 статьи 4 Федерального закона.
Поскольку начальником ФГКУ «Центррегионжилье» 19 мая 2016 года было принято решение на основании части 2 статьи 4 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ), так как Милачкова Е.Р. являлась собственником и членом семьи собственников жилого помещения, то последующие действия административного истца и членов ее семьи, связанные с прекращением права собственности и пользования жилым помещением, а также повторной подачей рапорта Милачковой Е.Р., не наделяет последнюю правом на получение оспариваемых денежных средств.
Кроме того, Милачкова Е.Р. уже была обеспечена за счет Министерства обороны Российской Федерации в качестве члена семьи военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам в <адрес>.
При таких данных, суд приходит к выводу, что решение начальника ФГКУ «Центррегионжилье» об отказе в выплате Милачковой Е.Р. оспариваемых денежных средств, доведенное до нее сообщением от 27 июля 2016 года №, является правомерным, а административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Поскольку решение суда принимается не в пользу Милачковой Е.Р., то в соответствии с требованиями статьи 111 КАС Российской Федерации ей не подлежат возмещению понесенные по делу судебные расходы, к каковым относятся затраты по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, военный суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Милачковой Е.Р. об оспаривании решения начальника федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе в выплате ей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Ульяновский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 4 октября 2016 года.
Судья Ульяновского
гарнизонного военного суда К.М. Буданов