Дело № 2-63/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2016 года город Сосногорск
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Катрыч В.В., при секретаре Сахарновой О.К., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаховой НВ к муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципального района «Сосногорск» о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Шахова Н.В. обратилась в Сосногорский городской суд Республики Коми с иском к МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» о признании незаконным приказа от <дата обезличена> <номер обезличен>-лс о наложении дисциплинарного взыскания.
В обоснование исковых требований Шахова Н.В. указала, что она работает в МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» в должности <скрытые данные> на основании трудового договора <номер обезличен> от <дата обезличена>.
Приказом «О наложении дисциплинарного взыскания на начальника Отдела оказания услуг МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» от <дата обезличена> <номер обезличен>-лс истцу было объявлено замечание. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания послужила докладная записка главного специалиста МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» Борисовой Е.Ю. Истец считает приказ о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, поскольку изложенные в докладной записке обстоятельства не соответствуют действительности.
Шахова Н.В., представитель Шаховой Н.В. – адвокат Сметанин А.В. в судебном заседании на иске настаивали.
Представитель ответчика Борисова Е.Ю. в судебном заседании с иском не согласилась.
Выслушав объяснения сторон, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник при приеме на работу принимает на себя обязательства, в том числе, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.
Согласно части 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Материалами дела установлено, что МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением администрации МР «Сосногорск» <номер обезличен> от <дата обезличена>. Основными целями деятельности МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» являются: обеспечение быстрого, удобного и экономически эффективного процесса оказания государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам по принципу «одного окна»; возможность комплексного получения государственных и муниципальных услуг на основе жизненных ситуаций с целью максимального содействия заявителю в удовлетворении его потребностей как со стороны государственных и муниципальных учреждению, так и со стороны иных организаций; повышение уровня комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг; повышение уровня удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг.
Согласно Положению об Отделе оказания услуг МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» задачами отдела являются: предоставление физическим и юридическим лицам возможности получения одновременно несколько взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, соответствующих необходимых и обязательных услуг и услуг, сопутствующих получению государственных и муниципальных услуг, на основе жизненных ситуаций; организация консультационной деятельности и полное, всестороннее информирование заявителей по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг на основе жизненных ситуаций; обеспечение комфортности получения физическими и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг (п. 2.1).
Согласно п. 3.6, п.3.8 Положения об Отделе оказания услуг обязанностью отдела являются также прием и выдача заявителям документов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в том числе услуг на основе жизненных ситуаций; предоставление муниципальных услуг МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск».
Постановлением главы администрации МР «Сосногорск» от <дата обезличена> утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче справок о составе семьи (с места жительства), предоставление копий поквартирной карточки.
Судом установлено, что <дата обезличена> Шахова Н.В. принята на работу в ООО «МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» МР «Сосногорск» на должность <скрытые данные>. На основании приказа <номер обезличен> от <дата обезличена> указанная должность переименована в должность - <скрытые данные>
Согласно п.1.6, п. 2.1.16 должностной инструкции <скрытые данные> <номер обезличен> от <дата обезличена>, утвержденной директором МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск», начальник Отдела оказания услуг должен знать действующее законодательство РФ и РК; локальные документы МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск»; субъектов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также услуг на основе жизненных ситуаций; порядок ведения делопроизводства по обращению граждан; административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг; методические материалы о работе и деятельности МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск»; Правила Единой платежно-сервисной системы и УЭК (ЕПСС УЭК); требования законодательства РФ о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также услуг на основе жизненных ситуаций.
Начальник отдела соблюдает Кодекс профессиональной этики работника МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск». Согласно п. 5.1.1 должностной инструкции работник несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Приказом от <дата обезличена> <номер обезличен>-лс Шаховой Н.В. объявлено замечание за ненадлежащее исполнение пунктов 1.6, 2.1.16 должностной инструкции от <дата обезличена> <номер обезличен>, что повлекло к неквалифицированной работе с заявителем.
Из содержания приказа <номер обезличен>-лс следует, что дисциплинарное взыскание в виде замечания применено по следующему факту: <дата обезличена> <скрытые данные> Шахова Н.В. предоставила муниципальную услугу по выдаче справки о составе семьи <номер обезличен> заявителю Купецковой М.В. Заявителем была осуществлена оплата в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче справок о составе семьи (с места жительства), предоставление копий поквартирной карточки, утвержденным Постановлением руководителя администрации Муниципального района «Сосногорск» от <дата обезличена> <номер обезличен>.
<дата обезличена> заявитель Купецкова М.В. обратилась в окно приема <номер обезличен> за получением муниципальной услуги по выдаче справки о составе семьи по форме <номер обезличен>, мотивируя тем, что в ходе первичного обращения была проконсультирована по указанной услуге Шаховой Н.В. В ходе обращения заявителя, ведущий специалист (оператор) Романова Е.А. дала разъяснение о порядке предоставления указанной муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом. Новую справку о составе семьи Романова Е.А. была вынуждена предоставить без взимания платы, по причине предоставления заявителем незакрытых чеков об оплате, произведенной при первичном обращении, мотивируя свои действия в соответствии с полученной консультацией от Шаховой Н.В.
Основанием к вынесению приказа <номер обезличен>-лс от <дата обезличена> послужили докладная записка главного специалиста Борисовой Е.Ю. от <дата обезличена>, объяснения начальника Отдела оказания услуг Шаховой Н.В. от <дата обезличена>, объяснения ведущего специалиста (оператора) Отдела оказания услуг Романовой Е.А. от <дата обезличена>.
В докладной записке главным специалистом Борисовой Е.Б. указано, что в сложившейся ситуации начальник Отдела оказания услуг Шахова Н.В. проявила себя как некомпетентный сотрудник, абсолютно незнающий положений законодательства по предоставлению муниципальной услуги, ненадлежащим образом выполняющий свои должностные обязанности.
В объяснении от <дата обезличена> ведущий специалист Романова Е.А. указывает на то, что она выдала заявителю Купецковой М.В. справку о составе семьи бесплатно, поскольку ранее Купецкова М.В. была неверно проконсультирована Шаховой Н.В.о порядке выдачи справок.
В объяснении Шаховой Н.В. от <дата обезличена> на докладную записку главного специалиста Борисовой Е.Ю. указано, что <дата обезличена> она выдала справку о составе семьи Купецковой М.В. <номер обезличен>. С другими фактами, изложенными в докладной записке, не согласна.
Из письменных объяснений ответчика следует, что истцом были превышены должностные полномочия, поскольку Шахова Н.В., являясь <скрытые данные>, не имела права выдавать справку Купецковой М.В.; неверно проконсультировала заявителя Купецкову М.В. по вопросу оказания муниципальной услуги – порядка получения справки о составе семьи, что повлекло причинение ущерба учреждению, поскольку, после неверной информации, предоставленной Шаховой Н.В., оператор Романова Е.А. вынуждена была выдать справку Купецковой М.В. бесплатно.
В силу положений статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно административному регламенту МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» оказывает муниципальную услугу по выдаче справок о составе семьи установленного образца, в том числе на платной основе, наличным или безналичным расчетом, в соответствии с прейскурантом цен. Предоставление муниципальной услуги для физических лиц осуществляется Отделом оказания услуг МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» (п.2.2, п.2.11). Согласно п. 3.1.9 административного регламента ответственными за предоставление муниципальной услуги являются должностные лица Отдела оказания услуг МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск».
Таким образом, действия <скрытые данные> Шаховой Н.В. по выдаче справки Купецковой М.В. <дата обезличена> на платной основе выполнены в соответствии с Положением об Отделе оказания услуг МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче справок о составе семьи (с места жительства), представление копий поквартирной карточки, а также в соответствии с должностной инструкцией начальника Отдела оказания услуг.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса, или об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
В пункте 53 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Согласно п.4.5, п. 4.8 Административного регламента по обращению граждан проводится проверка полноты и качества оказанной муниципальной услуги, в связи с чем в течение трех дней формируется комиссия, в состав которой включаются не менее трех специалистов. Проверка предоставления муниципальной услуги проводится в течение трех дней.
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном ст. 155.1 настоящего Кодекса. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из объяснений представителя ответчика и представленных доказательств следует, что жалоба от Купецковой М.В. не поступала. Комиссия по рассмотрению жалоб на решения и действия (бездействия) должностных лиц МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также комплексных (сопутствующих) услуг на основе жизненных ситуаций создана <дата обезличена>. Решение о совершении Шаховой Н.В. дисциплинарного проступка принято на основании докладной записки Борисовой Е.Ю., объяснений Шаховой Н.В., Романовой Е.А.
Из объяснений представителя ответчика Корягиной Н.В. - директора МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» следует, что она в целях досудебного урегулирования возникшего спора, <дата обезличена> пригласила Купецкову М.В. для дачи письменных пояснений по возникшей <дата обезличена> ситуации. Ранее Купецкова М.В. с письменными или устными жалобами на действия Шаховой М.В. не обращалась.
Указанные письменные пояснения Купецковой М.В. от <дата обезличена>, в качестве доказательства совершения Шаховой Н.В. дисциплинарного проступка, не могут быть приняты судом, поскольку объяснения предоставлены суду с нарушением норм ГПК РФ, т.е. являются недопустимыми.
Характер допустимости свидетельствует о том, что по всем делам независимо от их категории должно соблюдаться требование о получении информации из определенных законом средств доказывания с соблюдением порядка собирания, представления и исследования доказательств. Нарушение этих требований приводит к недопустимости доказательств.
Ответчиком по правилам вышеуказанных норм процессуального права каких-либо допустимых и относимых доказательств в обоснование своих возражений на иск не представлено.
Представленные чеки от <дата обезличена> на общую сумму <скрытые данные> рублей также не могут быть приняты в качестве доказательств по делу, поскольку не содержат факты, свидетельствующие о совершении Шаховой Н.В. дисциплинарного проступка.
Учитывая все приведенные выше обстоятельства, а также исходя из того, что допустимых и относимых доказательств, безусловно свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении истицей своих обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией в соответствии с действующим трудовым законодательством, не представлено, суд считает, что приказ <номер обезличен>-лс от <дата обезличена> «О наложении дисциплинарного взыскания на <скрытые данные> МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» Шахову Н.В.» следует признать незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса, Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Шаховой НВ к муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципального района «Сосногорск» о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания удовлетворить.
Признать незаконным приказ директора муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципального района «Сосногорск» <номер обезличен>-лс от <дата обезличена> «О наложении дисциплинарного взыскания на <скрытые данные> МАУ «МФЦ» МР «Сосногорск» Шахову Н.В.».
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27.01.2016.
Судья В.В. Катрыч