Дело № 2-1364/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2017 года с. Красноусольский
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Камалова Р.Р., при секретаре Аминовой А.Р., с участием истца Коробова А.В., помощника прокурора Гафурийского района Гилязева М.М., представителя ответчика Баймурзиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гафурийского района Республики Башкортостан действующего в интересах Коробова А.В. к администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гафурийского района Республики Башкортостан, действующий в интересах Коробова А.В., обратился в суд с иском к администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Коробов А.В., является лицом, который имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Истец просит обязать администрацию муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан предоставить указанному лицу жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения и заключить соответствующий договор.
Истец Коробов А.В. и помощник прокурора Гафурийского района Гилязев М.М. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан Баймурзина А.А. в удовлетворении исковых требований возражала.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
С ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что родители Коробова А.В. – Н. и К. решением Гафурийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
В ДД.ММ.ГГГГ Коробов А.В. окончил ГБПОУ <данные изъяты> многопрофильный колледж.
Постановление администрации МР <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Коробов А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального (специализированного) найма Коробов А.В. не имеет.
Нуждаемость Коробова А.В. в жилом помещении участвующими в деле лицами не оспаривалась.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Коробов А.В. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в связи с чем требования прокурора, заявленные в его интересах, подлежат удовлетворению.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В связи с чем администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан обязана предоставить указанному лицу по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте территории муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, соответствующего санитарно-техническим требованиям, в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Гафурийского района Республики Башкортостан действующего в интересах Коробова А.В. к администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан предоставить Коробову А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в пределах территории муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий Р.Р. Камалов