УИД 10RS0001-01-2021-000868-85
Дело № 2-38/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2022 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Захаровой М.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-38/2022 по исковому заявлению Харламова В.Н. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об установлении факта существования земельного участка на местности пятнадцать и более лет,
установил:
Харламов В.Н., с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 26), обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об установлении факта существования земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного в ..., существующего на местности более 15 лет, сведения о границах земельного участка в ЕГРН отсутствуют. Для уточнения сведений о границах истец заказал кадастровые работы, в ходе которых было установлено отсутствие документов, карт либо иных графических материалов, позволяющих определить границы земельного участка и заполнить раздел межевого плана «Исходные данные», в связи с чем кадастровым инженером было подготовлено заключение, в котором определены границы земельного участка по фактически сложившимся на местности 15 и более лет.
Ссылаясь на указанное заключение кадастрового инженера, истец просит установить факт существования земельного участка с кадастровым № на местности 15 и более лет по фактически сложившимся границам, площадью 2619 кв.м., по основанию, предусмотренному ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В судебном заседании истец Харламов В.Н. не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных возражениях указано, что границы земельного участка истца не установлены, документ, содержащий графическое изображение земельного участка, план земельного участка в администрации отсутствует.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных возражениях представитель указывает, что Министерство не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку не реализует своих полномочий в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, просит в иске к Министерству отказать.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Карелия судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве на иск указал, что землеустроительные дела (кадастровые паспорта, кадастровые (межевые) планы со схемами границ земельного участка) в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, не выявлены.
Представители третьих лиц АМО «Сосновецкое сельское поселение», третье лицо кадастровый инженер Артиев С.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу положений ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем признания права.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон о регистрации).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 8 Закона о регистрации).
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации при государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Закона о регистрации межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Харламов В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного в ..., площадью 2500 кв.м., на основании выписки их похозяйственной книги, выданной АМО «Сосновецкое сельское поселение» 13 октября 2021 г.
Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
С целью уточнения местоположения границ земельного участка истец обратился к кадастровому инженеру Артиеву С.И., которым проведены межевые работы. Поскольку какие-либо документы о границах земельного участка кадастровым инженером не выявлены, без чего заполнить раздел «Исходные данные» межевого плана не представляется возможным, межевой план кадастровым инженером не составлен.
Вместе с тем, кадастровым инженером составлен чертеж земельного участка и его частей, а также каталог координат углов участка с кадастровым №, из которых усматривается, что фактическая площадь земельного участка составляет 2619 кв.м.
Из заключения кадастрового инженера усматривается, что в отношении земельного участка с кадастровым № отсутствуют графические материалы, позволяющие определить местоположение границ земельного участка при его образовании. Проект межевания территории не изготавливался, в связи с тем, что отсутствуют карты и фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ на местности в течение пятнадцати и более лет. Кадастровый инженер произвел геодезическую съемку земельного участка по существующим границам, с учетом предельных размеров земельных участков. В связи отсутствием документов для установления первичных границ земельного участка, отвечающих требованиям земельного законодательства, был подготовлен чертеж земельного участка по его фактическим границам, а также каталог координат углов и границ. Смежных земельных участков не установлено. Уточненная площадь земельного участка больше той площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН на величину, не превышающую минимальный размер земельного участка для данного вида разрешенного использования (600 кв.м.).
Как указано в ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
По смыслу указанной нормы и применительно к рассматриваемому спору местоположение смежных границ подлежит установлению в первую очередь исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем либо право подтверждающем документе, при отсутствии необходимых сведений - исходя из документов, изготовленных при отводе земельного участка, при отсутствии - исходя из проекта межевания территории, при отсутствии - исходя из фактического землепользования, сложившегося на местности пятнадцать и более лет.
В соответствии с ч. 13 ст. 22 Закона о регистрации, приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее — Требования) утверждена форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке.
В соответствии с пунктом 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Таким образом, кадастровый инженер не может указывать в разделе «Заключение кадастрового инженера» информацию о том, что местоположение земельного участка определялось исходя из границ, существующих на местности пятнадцать и более лет, поскольку подтвердить такое существование границ возможно только на основании карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Материалами настоящего дела, в том числе сведениями, представленными администрацией района, Управлением Росреества, ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», заключением кадастрового инженера, подтверждается, что какие-либо документы о предоставлении либо образовании земельного участка при его создании, содержащие сведения о его границах, карты (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН, и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет, которые могли бы быть использованы кадастровым инженером при обосновании границ земельного участка в разделе «Исходные данные» межевого плана, отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждают, что истец лишен возможности уточнения границ земельного участка, посредством подготовки межевого плана и представления его в регистрирующий орган, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что установление фактически сложившихся границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет является единственным способом защиты права истца как собственника объекта недвижимости.
При этом суд полагает возможным определить площадь земельного участка в связи с уточнением его границ в размере 2619 кв.м.
Как разъяснено в пункте 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 г., в результате кадастрового учета уточнения границ земельного участка увеличение его площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен - десять процентов от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого земельного участка.
В кадастре недвижимости содержатся сведения о площади земельного участка с кадастровым №, расположенного в ..., в размере 2500 кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера площадь земельного участка в связи с уточнением его границ подлежит определению в размере 2619 кв.м.
28 апреля 2016 г. решением Совета МО «Беломорский муниципальный район» №212 внесены изменения в Правила землепользования и застройки МО «Сосновецкое сельское поселение». Деревня Машезеро относится к Сосновецкому сельскому поселению, поселок Сосновец относится к Сосновецкому сельскому поселению. Земельный участок, в отношении которого выполнялись кадастровые работы расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1), разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Предельный минимальный размер земельных участков в данной зоне составляет 600 кв.м.
Таким образом, площадь земельного участка истца, определенная в результате кадастровых работ (2619 кв.м.), не превышает площадь указанного земельного участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости (2500 кв.м), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка (600 кв.м.).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
В силу ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
При проведении кадастровых работ, а также при рассмотрении настоящего гражданского дела, установлено, что смежных землепользователей - физических лиц, сведения о границах земельных участков которых содержатся в ЕГРН, не имеется.
Границы земельного участка истца не оспариваются.
Согласно чертежу кадастрового инженера земельный участок граничит с земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности, полномочия по распоряжению которыми относятся к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Требований о согласовании границ при таких обстоятельствах закон не предъявляет.
Оценив представленный чертеж земельного участка и его частей, каталог координат углов участка с кадастровым №, приняв во внимание, что границы земельного участка истца не оспариваются, документы, позволяющие определить границы земельного участка, карты либо планы отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и устанавливает что земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: ..., д.Машезеро существует на местности пятнадцать и более лет, площадью 2619 кв.м. в границах и согласно координатам, указанным кадастровым инженером Артиевым С.И. в каталоге координат углов участка с кадастровым №.
Доводы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по данному иску, суд отклоняет ввиду следующего.
Законом Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия наделены с 01 января 2016 г. полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст. 3 Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст. 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Карелия, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2017 г. № 326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Как следует из п. 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. № 390-П, Министерство осуществляет, среди прочих, функции в сфере предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Карелия, или государственная собственность на которые не разграничена, а также осуществляет согласование местоположения границ земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с федеральным законодательством.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему иску об установлении границ земельного участка является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия как правообладатель смежного земельного участка, осуществляющий правомочия собственника в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена.
По указанным основаниям в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» надлежит отказать.
Разрешая вопрос о распределении по настоящему делу судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины, суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
По указанным основаниям, а также принимая во внимание, что истцом требований о возмещении судебных издержек не заявлено, ответчики границы земельного участка истца не оспаривают, суд полагает возможным отнести расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. на истца.
Настоящее судебное решение является основанием для осуществления государственного кадастрового учета в силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ 2619 ░░.░., ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2022 ░░░░.