Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2022 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Барабошкиной А.А., с участием
представителя административного истца Курбановой Л.З. – адвоката Юношевой Т.Г., действующей на основании доверенности, ордера и по удостоверению,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области Старковой Ю.К., действующей на основании доверенности, диплома, и по удостоверению,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1328/2022 по административному иску Курбановой Ларисы Зираевны к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете, об устранении допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Курбанова Л.З. обратилась в Самарский районный суд г. Самары с административным иском к Управлению Росреестра по Самарской области, требуя признать незаконными действия административного ответчика по отказу осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № в связи с изменением назначения здания, выраженные в Уведомлении Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № Обязать Управление Росреестра по Самарской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № по заявлению Курбановой Ларисы Зираевны от 20.05.2022 года № №
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что, Курбанова Лариса Зираевна является собственником жилого дома площадью 953,9 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Право собственности на жилой дом и земельный участок под ним зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес>. Желая использовать принадлежащий на праве собственности жилой дом в качестве нежилого - под магазин и деловое управление, ФИО1 обратилась в 2021 году в <адрес>, наделённую соответствующими полномочиями, с заявлением о переводе в нежилое здание <адрес>.ДД.ММ.ГГГГ <адрес> принято Постановление № «О переводе в нежилое здание <адрес>».ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации г.о. Самара № ФИО1 было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 532 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, под деловое управление. ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссией было принято решение о подтверждении завершения переустройства и (или) перепланировки нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>. Реконструкция и переустройство здания не производились. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением № № в котором просила осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № в связи с изменением назначения здания с жилого дома на нежилое здание. Уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Одновременно с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра был предоставлен технический план, подготовленный для внесения изменений в площадь, назначение, а также для уточнения местоположения здания на земельном участке. По мнению Управления Росреестра по Самарской области после перевода жилого дома в нежилое здание объект недвижимого имущества изменил уровень ответственности безопасности зданий и сооружений с пониженного на нормальный, для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН (кадастра недвижимости) для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости необходимо представить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (для использования указанного объекта недвижимости в качестве основного с нормальным уровнем ответственности). Кроме того, сам факт изменения назначения объекта недвижимого имущества на «нежилое», и разрешенного использования здания на «магазины, деловое управление», а также площади здания позволил административному ответчику сделать вывод, как о существенных изменениях объекта недвижимого имущества в результате осуществления реконструкции уже существующего здания, так и о фактическом создании нового объекта недвижимости. С целью выяснения вопроса, выдавалось ли разрешение на строительство по вопросу изменения назначения жилого дома, административным ответчиком сделан запрос в адрес Администрации г.о. Самара. Курбановой Л.З. также был продублирован данный запрос в Департамент градостроительства г.о. Самара (орган, наделенный соответствующими полномочиями от имени Администрации г.о. Самара, рассматривать данный вопрос). Письмом № Д05-01- 01/6522-0-1 от 13.07.2022 года было сообщено, что глава г.о. Самара не имеет полномочий по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нежилого здания нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>. Уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № было сообщено об отказе государственного кадастрового учета в связи с тем, что документы, выданные уполномоченным органом, подтверждающие ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, либо решение суда о признании права собственности на объект недвижимости не предоставлены.
Административный истец считает отказ государственного кадастрового учета в отношении принадлежащего здания незаконным, так как реконструкция жилого дома им осуществлялась, Курбанова Л.З. не получала ни градостроительного плана земельного участка, ни разрешения на реконструкцию жилого дома, соответственно получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не представляется возможным при отсутствии факта его реконструкции. Ни Федеральный закон РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ни Федеральный закон РФ от 30.12.2009 года № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не содержат указания на представление для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением назначения здания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подтверждающего возможность его дальнейшего использования в качестве основного, с тем или иным уровнем ответственности. Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости Управление Росреестра по Самарской области ставит под сомнение как исполнение Администрацией Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара своих обязанностей по проверке соблюдения законодательства о градостроительной деятельности при переводе жилого помещения в нежилое здание, так и саму правомерность Постановления Администрации от 17.12.2021 года № 296. Данное постановление вынесено уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным. Кроме того, полномочия по осуществлению идентификации зданий и сооружений по уровню ответственности Управлению Росреестра по Самарской области законодательством не предоставлены. Положения п.п. 1, 2 ст. 55.24, п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2009 года № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», на которые ссылается административный ответчик, не содержат требований предоставления разрешения на ввод вышеуказанного объекта недвижимости в эксплуатацию при изменении назначения здания. Такие требования предусмотрены для строительства и реконструкции. Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что в отсутствие реконструкции данного здания разрешение на ввод вышеуказанного объекта недвижимости в эксплуатацию выдано быть не может, административный ответчик считает, что оснований для приостановления и отказа в государственном кадастровом учете у административного ответчика не имеется.
Административный истец Курбанова Л.З. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, воспользовалась правом, предусмотренным ст.54 КАС РФ, на ведение дела в суде через представителя.
Представитель административного истца по доверенности – адвокат Юношева Т.Г. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области – Старкова Ю.К. в судебном заседании категорически возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Железнодорожного района г. Самара в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил письменный отзыв за Вх№ИНЫЕ-7166/2022, в котором просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя, разрешение административных исковых требований оставил на усмотрение суда и указал, что постановлением Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара от 24.02.2016 № 7 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение». 15.11.2021 в Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара обратились Курбанова JI.3. и Курбанов А.Р. с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение по адресу: <адрес> для дальнейшего его использования для делового управления и магазина, с приложением полного комплекта документов (в том числе проект перепланировки и переустройства здания). Постановлением Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> переведен нежилое здание в целях использования в качестве магазина и делового управления. Решением приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено завершение переустройства и (или) перепланировки нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> Реконструкция при проведении работ по переустройству и перепланировки не осуществлялась. Положения пунктов 1,2 статьи 54.24, части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, статьи 4 Федерального закона от 20.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», на которые ссылается административный ответчик в обоснование своего отказа в государственном кадастровом учете, не содержат требований предоставления разрешения на ввод вышеуказанного объекта недвижимости в эксплуатацию при изменении назначения здания. Такие требования предусмотрены для строительства и реконструкции.
Представители заинтересованных лиц Департамента градостроительства г.о Самара, Администрации городского округа Самара, Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, доказательства уважительности причин неявки суду не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не заявлявших об отложении судебного заседания.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующими выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Курбанова Лариса Зираевна, является собственником жилого дома площадью 953,9 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности на данный объект недвижимости собственником было зарегистрировано на основании правоустанавливающих документов в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 30.06.2006 года № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» и Федеральным законом РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
На основании заявления административного истца Распоряжением от 17.12.2021года <адрес> принято Постановление № «О переводе в нежилое здание <адрес>».
С целью осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> связи с изменением назначения здания с жилого дома на нежилое здание административный истец ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением № № в котором просила осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № в связи с изменением назначения здания с жилого дома на нежилое здание.
В качестве документов-оснований в Управление поступили: Распоряжение Главы администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе в нежилое здание жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, технический план, подготовленный для внесения изменений в площадь, назначение, а также для уточнения местоположения здания на земельном участке.
Уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № административному истцу было отказано во внесении соответствующих изменений на основании п. 1 ст. 55, п.п. 1, 2 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
По мнению Управления Росреестра по Самарской области, вышеуказанный жилой дом, возведение которого было осуществлено без получения разрешения на строительство, на момент его государственной регистрации был отнесен к зданиям пониженного уровня, для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН (кадастра недвижимости) для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости необходимо представить разрешение на ввод в эксплуатацию (для использования указанного объекта недвижимости в качестве основного с нормальным уровнем ответственности).
Административный истец полагает, что ее права нарушены, поскольку отказ Управления Росреестра по Самарской области препятствует изменению целевого назначения занимаемого жилого дома
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл. 22 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Суд полагает, что при рассмотрении дела нашли свое подтверждение доводы административного истца о незаконности решения Управления Росреестра по Самарской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Так, суд считает, что основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, приведенные административным ответчиком в Уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете, не соответствуют положениям ст.ст. 26, 27 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и нарушают права и законные интересы административного истца.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 27 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подпункты 1 и 2 пункта 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 278).
При этом, под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: наименование вида, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).
Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, которое состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.
Управление, решением от 26.08.2022 г. отказало во внесении соответствующих изменений в ЕГРН в связи с непредставлением необходимых документов. Государственный регистратор, ссылаясь на изменение вида использования объекта, требует на основании п.п. 1, 2 ст. 55.24, п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию для использования указанного объекта в качестве основного с нормальным уровнем ответственности. Административный ответчик указывает, что документы, выданные уполномоченным органом, подтверждающие, что вышеуказанное реконструированное нежилое здание, используемое под магазины и деловое управление, введено в эксплуатацию надлежащим образом, в Управление не поступали.
Между тем, в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:
1) повышенный;
2) нормальный;
3) пониженный (п. 7).
К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам (п. 8).
К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности (п. 9).
К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства (п. 10).
Согласно ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений) (ч. 1).
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений (ч. 4).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений (ч. 5).
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (ч. 6).
Порядок изменения назначения помещений регламентирован положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно статье 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Статьей 4 ЖК РФ определены отношения, которые регулируются жилищным законодательством, статьей 15 ЖК РФ - объекты жилищных прав, статьей 16 ЖК РФ - виды жилых помещений.
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение регламентированы статьями 22 - 23 ЖК РФ.
Названные нормы не содержат положений о порядке изменения функционального назначения здания в целом.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В пункте 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 169-ФЗ) установлено, что разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
Из материалов дела судом установлено, что реконструкция, переустройство и (или) перепланировка объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> не осуществлялись.
Доказательств, что административным истцом была произведена реконструкция нежилого здания, материалы дела не содержат.
При недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, приведенные в абзацах 2, 3 пункта 61 Постановления Пленума от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Согласно ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Материалами дело подтверждено, что орган местного самоуправления –заинтересованное лицо по делу, перевел жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> нежилое здание.
Суд исходит из того, что Распоряжение Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара от 17.12.2021 г. № 296, которым был осуществлен перевод спорного жилого дома, в нежилое здание, вынесено уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным, а следовательно, у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Данный документ явился основанием для обращения истца Курбановой Л.З. к административному ответчику.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика, которые сводятся к отсутствию полномочий у администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара по принятию решений о переводе жилого дома в нежилое здание, основаны на субъективном толковании закона и подлежат отклонению в силу вышеприведенных мотивов.
Аналогичная позиция изложена в кассационном определении Шестого кассационного суда от 01.09.2021 г. № 88а-17418/2021.
Довод административного ответчика о том, что Градостроительным кодексом РФ в данном случае установлен иной порядок создания объекта недвижимости, не может являться основанием к отказу в иске, поскольку не доказано, что создан какой либо иной объект недвижимости.
Сам факт изменения назначения объекта недвижимого имущества на «нежилое», и разрешенного использования здания на «магазины, деловое управление», а также площади здания позволил административному ответчику сделать вывод, как о существенных изменениях объекта недвижимого имущества в результате осуществления реконструкции уже существующего здания, так и о фактическом создании нового объекта недвижимости. С целью выяснения вопроса, выдавалось ли разрешение на строительство по вопросу изменения назначения жилого дома, административным ответчиком сделан запрос в адрес Администрации г.о. Самара. Однако ответ получен не был. Между тем административным истцом также был сделан запрос в Департамент градостроительства г.о. Самара (орган, наделенный соответствующими полномочиями от имени Администрации г.о. Самара, рассматривать данный вопрос). Письмом № Д05-01- 01/6522-0-1 от 13.07.2022 года было сообщено, что глава г.о. Самара не имеет полномочий по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нежилого здания нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Положения п.п. 1, 2 ст. 55.24, п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», на которые ссылается административный ответчик в обоснование своего отказа в государственном кадастровом учете, не содержат требований предоставления разрешения на ввод вышеуказанного объекта недвижимости в эксплуатацию при изменении назначения здания. Такие требования предусмотрены для строительства и реконструкции.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что в отсутствие реконструкции данного здания разрешение на ввод вышеуказанного объекта недвижимости в эксплуатацию выдано быть не может, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в государственном кадастровом учете у административного ответчика не имелось, срок для обращения в суд с административным иском административным истцом не пропущен, в связи с чем, требования Курбановой Ларисы Зираевны подлежат удовлетворению в полном объеме.
руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Курбановой Ларисы Зираевны, удовлетворить.
Признать незаконным отказ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № в связи с изменением назначения здания, выраженные в Уведомлении Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №
Обязать Управление Росреестра по <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № №
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.10.2022 г.
Судья: Е.А.Волобуева