РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2016г г.Волгореченск Костромской обл.
Дело №2-726/2016
Нерехтский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Моховой А.В.,
При секретаре Поздеевой В.В.,
с участием прокурора Голубева А.А., представителя ответчика Моховой Т.Л., действующей на основании распоряжения Администрации г.о.г.Волгореченск от 01.10.2003г, представителя третьего лица Серовой Т.В. по доверенности от 14.01.2016г,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгореченска к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Волгореченская художественная школа городского округа город Волгореченск Костромской области» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Волгореченска обратился в суд с иском Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Волгореченская художественная школа городского округа город Волгореченск Костромской области», просил обязать Ответчика оборудовать вход в здание организации по адресу: ул... .. д... .. г... .... ... области пандусом с поручнями в срок до.. ... года. Иск мотивирован тем, что Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Волгореченская художественная школа городского округа город Волгореченск Костромской области» относится к объектам социальной инфраструктуры, является образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей. В нарушение действующих норм права вход в здание МБУДО «ВXШ», расположенного по адресу:.. .... область, г...... ул...... д......, не оборудован соответствующими приспособлениями (пандусами, перилами, настилами, рельсами и т.д.) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Не создание условий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, с нарушениями опорно-двигательного аппарата к беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры приводит к неисполнению системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам, в том числе детям-инвалидам, условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, нарушает право детей-инвалидов на образование.
В дальнейшем прокурор исковые требования уточнил, просил обязать Ответчика оборудовать вход в здание организации по адресу: ул... ... д... .. г... ..... ... области пандусом с поручнями в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Прокурор Голубев А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель Ответчика Мохова Т.Л. исковые требования признала, и пояснила, что в настоящее время организацией заключен предварительный договор на устройство пандуса. На основании данного договора разработана смета, в которой определены суммы, которые потребуются на оплату по договору, и эти суммы будут заложены в муниципальный бюджет для оплаты данных работ.
Представитель третьего лица Серова Т.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Из письменного отзыва на иск следует, что, по мнению Администрации городского округа город Волгореченск, для исполнения требований прокурора города Волгореченска в полном объеме необходим разумный срок, позволяющий учреждению выполнить предъявленные требования. Проведение адаптационных мероприятий в МБУДО «ВХШ» запланировано на.. ... год планом мероприятий («дорожной картой») по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городском округе город Волгореченск, утвержденным распоряжением администрации от.. ... №.. .... Довод прокурора в заявлении о том, что отсутствие пандуса в здании нарушает, права детей-инвалидов на образование, является несостоятельным. На момент рассмотрения искового заявления обучающихся, отнесенных к категории инвалидов, учреждение не посещают. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что обучение детей-инвалидов может быть организовано образовательными организациями с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также на дому. МБУДО «ВХШ» создано муниципальным образованием городской округ город Волгореченск Костромской области для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления городского округа город Волгореченск в сфере образования. Учреждение финансируется за счет средств бюджета городского округа город Волгореченск Костромской области в рамках утвержденного учредителем - администрацией городского округа город Волгореченск муниципального задания и на основании муниципальных программ. Учреждение является муниципальным заказчиком (Постановление администрации городского округа город Волгореченск от.. .... №...... «О выполнении функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд»). МБУДО «BXШ» производя закупки для нужд учреждения, обязано выполнять требования, установленные Федеральном законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривающий процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Администрация городского округа город Волгореченск просит суд при вынесении решения учесть требования, установленные действующим законодательством к бюджетным учреждениям и изменить срок исполнения требований, заявленных прокурором города Волгореченска. (л.д.30-31)
Дополнительно в судебном заседании представитель третьего лица Серова Т.В. пояснила, что срок проведения адаптационных мероприятий в МБУДО «ВХШ», ранее запланированный на.. .... год, скорректирован и перенесен на.. ... год.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 43 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на образование.
Согласно ч.1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В соответствии со статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к госyдapствeнным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Кроме того, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (часть 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
В силу положений части 7 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
....... прокурором города в адрес главы администрации городского округа г.Волгореченск было внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите детей-инвалидов (л.д.7-8).
Из ответа на представление следует, что отмеченные в представлении нарушения не устранены, условия беспрепятственного доступа в здание организации не созданы. (л.д.9-11)
Из пояснений в суде представителя Ответчика и представителя третьего лица следует, что до настоящего времени пандус в организации не оборудован, и его планируется оборудовать в.. ... году.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Волгореченская художественная школа городского округа город Волгореченск Костромской области» нарушается право инвалидов на доступ к образованию, в связи с чем исковые требования прокурора являются законными, обоснованными. Трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу для исполнения решения является разумным и достаточным для соблюдения Ответчиком всех процедур предусмотренных законом.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования надлежит удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Волгореченская художественная школа городского округа город Волгореченск Костромской области» оборудовать вход в здание организации по адресу:.. .... область г...... ул...... д........, пандусом с поручнями в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В.Мохова
Решение в окончательной форме принято 01 сентября 2016 года.
Судья А.В.Мохова