Копия
66RS0008-01-2020001437-83
Дело № 5-339/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 июля 2020 года город Нижний Тагил
Судья Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области Каракаш М.С.,
с участием представителя ООО «Уралхимпласт-Амдор», привлекаемого к административной ответственности, Чиркова Д.И., действующего на основании доверенности,
рассмотрев на основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Уралхимпласт-Амдор», расположенного в <Адрес>
У С Т А Н О В И Л:
02 июня 2020 года в Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области поступил протокол об административном правонарушении от 12 мая 2020 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО «Уралхимпласт-Амдор», составленный главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе А.Б.В.
Как следует из протокола, 23 апреля 2020 года в 14:00 часов при проверки выполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 09.04.2020 <№> в отношении ООО «Уралхимпласт-Амдор», расположенного по <Адрес>, выявлен факт нарушения юридическим лицом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что выразилось в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Нарушение, допущенное Обществом, выразилось в том, что в ходе обследования 23 апреля 2020 года в 14:00 часов в цехе ингибиторов коррозии установлено не выполнение предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 09.04.2020 <№> а именно в результате проведенных исследований установлено, что ООО «Уралхимпласт-Амдор» на момент проверки 23.04.2020 повторно производственный контроль за качеством приготовления дезинфицирующих средств не проведен. Протокол лабораторных испытаний не представлен. Ранее дезинфицирующий раствор не соответствовал требованиям инструкции, то есть массовая доля хлора не соответствовала величине допустимого уровня, таким образом, ООО «Уралхимпласт-Амдор» не обеспечено при приготовлении рабочих дезинфицирующих растворов концентрации, в соответствии с требованиями инструкции по применяемому дезинфицирующему средству, обеспечивающую эффективное вирулицидное действие данного раствора, что является нарушением п. 3.10 Постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10 апреля 2020 года № 05/02-2 «О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области».
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Уралхимпласт-Амдор» в судебном заседании суду пояснил, что невыполнение предписания составляет состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. А кроме того полагает, что инструкция № 45 допускает применение дезинфицирующего раствора с концентрацией активного хлора 0,06% и выше для обеспечения более эффективного вирулицидного действия раствора.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.
Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения в административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Согласно ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании п. 1.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) провести работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по обеспечению выполнения рекомендаций по организации режима труда работников, в том числе по обязательной дезинфекции контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение дня.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10 апреля 2020 года № 05/02-2 введены ограничительные мероприятия на объектах Свердловской области, согласно которым работодатели обязаны: проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники (п. 3.10).
На основании «Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников», направленных письмом Роспотребнадзора от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», работодателям рекомендуется обеспечить: качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, орг. техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат, комнаты и оборудования для занятия спортом и т.п.), во всех помещениях - с кратностью обработки каждые 2 часа.
Указанные мероприятия являются санитарно-противоэпидемиологическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предотвращение распространения инфекционного заболевания – новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Судом установлено, что ООО «Уралхимплат-Амдор» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с 25.10.2005.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами, что по адресу: <Адрес> ООО «Уралхимпласт-Амдор» осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по производству ингибиторов коррозии.
Таким образом, ООО «Уралхимпласт-Амдор», осуществляя свою предпринимательскую деятельность, обязано соблюдать требования санитарного законодательства при оказании соответствующих услуг.
03 апреля 2020 года специалистом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировграде и Невьянском районе на основании предписания Роспотребнадзора в целях предотвращения угрозы жизни и здоровья людей, возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди граждан было проведено обследование с отбором проб в ООО «Уралхимпласт-Амдор», расположенного в <Адрес>, в котором Общество осуществляет предпринимательскую деятельность.
Из акта обследования следует, что ООО «Уралхимпласт-Амдор» проводит регулярную уборку с применением дезинфицирующего средства вирулицидного действия «Ника-хлор».
Согласно акту отбора дезинфицирующих средств, растворов от 03.04.2020 на ООО «Уралхимпласт-Амдор» в ходе проверки была отобрана пробу дезинфицирующего средства «Ника-хлор» из душевой в размере 500 мл.
Из протокола лабораторных испытаний<№> от 05.04.2020 следует, что массовая доля активного хлора и составляла 0,0887% при норме 0,56-0,64%.
Согласно экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний <№> от 06.04.2020 проба <№> «Ника-хлор», рабочий раствор 0,006% не соответствует требованиям инструкции № 45 «Инструкция по применению средства дезинфицирующего «Ника-хлор» (таблетки и гранулы)» по показателю Массовая доля активного хлора.
09.04.2020 заместителем главного государственного санитарного врача по городу Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, городу Нижняя Салда, городу Кировграде и Невьянском району в адрес ООО «Уралхимпласт-Амдор» вынесено предписание <№>, согласно которому предписал цеху ингибиторов коррозии обеспечить при приготовлении рабочих дезинфицирующих растворов концентрацию, в соответствии с требованиями инструкции по применяемому дезинфицирующему средству, обеспечивающую эффективное вирулицидное действие данного раствора. Информацию о выполении предписания представить в Территориальный отдел Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Н.Тагиле в срок до 14.04.2020.
12.05.2020 главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе А.Б.В. в отношении ООО «Уралхимпласт-Амдор» составлен протокол об административном правонарушении, выразившимся в невыполнении вышеуказанного предписания от 09.04.2020.
Представитель ООО «Уралхимпласт-Амдор», возражая относительно привлечения Общества к административной ответственности указал, что невыполнение предписания составляет состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. А кроме того полагает, что инструкция № 45 допускает применение дезинфицирующего раствора с концентрацией активного хлора 0,06% и выше для обеспечения более эффективного вирулицидного действия раствора.
Приведенные доводы представителя юридического лица, привлекаемого административной ответственности, ничем не опровергнуты.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
На основании части 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. Таким образом, объективная сторона данного правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Однако суд лишен возможности произвести переквалификацию действий юридического лица, поскольку факт нарушения ООО «Уралхимпласт-Амдор» санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности представленными материалами не подтверждается, в связи с чем, суд полагает предписание <№>от 09.04.2020 не законным. При этом суд исходит из следующего.
Из представленных суду материалов следует, что в ходе производства по делу об административном правонарушении Роспотребнадзором установлена лишь массовая доля активного хлора в рабочем дезинфицирующем растворе, используемом ООО «Уралхимпласт-Амдор» при дезинфекции рабочих поверхностей на предприятии, а именно 0,0887%, что, по мнению Роспотребнадзора, не соответствует требованиям инструкции № 45 и не обеспечивает эффективное вирулицидное действие раствора, поскольку она не соответствует величине допустимого уровня 0,06%.
В соответствии с «СП 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003, дезинфекция включает работы, в том числе, по обеззараживанию помещений, мебели (п. 3.6.1). Обеззараживание объектов проводят орошением, протиранием, обработкой аэрозолями, погружением и другими способами (п. 3.6.2). Выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции (3.6.3).
Согласно инструкции № 45 «Инструкция по применению средства дезинфицирующего «Ника-хлор» (таблетки и гранулы)» дизенфицирующее средство «Ника-хлор» предназначено в виде растворов для дизинфекции поверхностей в помещениях, жесткой мебели; в виде растворов, приготовленных из таблеток и гранул для обеззараживания поверхностей в помещениях, жесткой мебели, поверхностей аппаратов, приборов (п. 1.4).
Согласно таблице № 2 Инструкции № 45 концентрация раствора хлора при режиме дезинфекции различных объектов при инфекциях бактериальной этиологии при обработке поверхностей в помещениях и жесткой мебели должна составлять 0,015% при времени обеззараживания путем проветривания 60 минут и 0,03% при времени обеззараживании 30 минут.
Концентрация хлора в размере 0,06% предусмотрена для обработки санитарно-технического оборудования, наличие которого в Обществе материалами дела об административном правонарушении не подтверждается и представителем ООО «Уралхимпласт-Амдор» отрицается.
Роспотребнадзором в протоколе об административном правонарушении и в материалах дела не обосновано со ссылкой на действующее законодательство, либо пункт указанной Инструкции необходимость при проведении уборки применять рабочий раствор с концентрацией именно в размере 0,06%.
При этом правовые акты, на нарушение которых ссылается Роспотребнадзор, не устанавливают минимальный и максимальный уровень концентрации рабочего раствора с содержанием хлора.
Кроме того, приведенными выше правовыми актами предусмотрена необходимость проведения работодателем обязательной ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
Указанная обязанность ООО «Уралхимпласт-Амдор» исполняется надлежащим образом, что следует из акта проверки. При этом при проведении уборки общество использует дезинфицирующее средство «Ника-хлор» с вирулицидным действием, что также не опровергнуто Роспотребнадзором в ходе производства по делу об административном правонарушении и подтверждается актом проверки.
Доказательств того, что при применении дезинфицирующего раствора с концентрацией активного хлора 0,0887% не обеспечивается эффективное вирулицидное действие раствора, материалы дела об административном правонарушении не содержат, какие-либо исследования по установлению данных обстоятельств не проводились.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к этой статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в действиях ООО «Уралхимпласт-Амдор» отсутствует нарушение п. 3.10 Постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10 апреля 2020 года <№>.
На основании пункта 1части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствия события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Уралхимпласт-Амдор» подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9 ч.1 п.1, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Уралхимпласт-Амдор» по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы непосредственно в Свердловский областной суд или через Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила, а также может быть опротестовано прокурором.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: М.С. Каракаш