Именем Российской Федерации
17 июня 2014 года
Ленинский районный суд г.Смоленскав составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сапегина А.В. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Минтруда и социальной защиты РФ о проведении освидетельствования на предмет установления степени утраты трудоспособности,
установил:
Сапегин А.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Минтруда и социальной защиты РФ (далее по тексту - ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России) о проведении освидетельствования на предмет установления степени утраты трудоспособности, указав, что ответчиком ему необоснованно отказано в установлении степени утраты трудоспособности, поскольку ему была установлена <данные изъяты> группа инвалидности по причине «военная травма», он уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ.
Истец указал, что действия ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России необоснованны и лишают его права на перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
Сапегин А.В. и его представииель Седлецкий С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России Балбышкин А.А. в судебном заседании требования не признал, поддержал доводы представленных в материалы дела письменных возражений, указав, что истцу правомерно отказано в установлении стойкой утраты трудоспособности в соответствии с действующими на момент освидетельствования Правилами определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 года № 70.
Представитель УМВД России по Смоленской области Чернобурова О.В. в судебном заседании исковые требования не поддержала, считая правомерным отказ в установлении истцу стойкой утраты трудоспособности.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ст. 58 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.
Медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (ст.60 Федерального закона).
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается обязанность определения степени утраты профессиональной трудоспособности.
В судебном заседании установлено, что Сапегин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты> группы, причинная связь - «заболевание, полученное в период военной службы», с ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения ВВК № от ДД.ММ.ГГГГ причина инвалидности изменена на «военная травма». С ДД.ММ.ГГГГ истцу определена <данные изъяты> группа инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГ с причиной «военная травма».
Из объяснений истца следует, что в ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению УМВД России по Смоленской области ему было выплачено единовременное пособие в возмещение вреда здоровью в размере пятилетнего денежного содержания.
Указанное обстоятельство установлено решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Сапегина А.В. к УМВД России по Смоленской области, УМВД России по г. Смоленску о взыскании задолженности по единовременному пособию.
Сообщением экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в установлении стойкой утраты трудоспособности в связи с тем, что имеющееся у него повреждение здоровья, не является основанием для определения стойкой утраты трудоспособности, поскольку не входит в Перечень увечий и иных повреждений здоровья, при которых сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается стойкая утрата трудоспособности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 января 2013 года № 70 (л.д. 4).
Судом в рамках рассмотрения дела была назначена судебная медико-социальная экспертиза на предмет относимости заболевания Сапегина А.В. к группе заболеваний, при которых сотруднику органов внутренних дел устанавливается стойкая утрата трудоспособности.
Согласно экспертному заключению ФКУ «ГБ МСЭ по Калужской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № заболевание Сапегина А.В. не отнесено к группе заболеваний, предусмотренных перечнем увечий и иных повреждений здоровья, при которых сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается стойкая утрата трудоспособности в соответствии с правилами определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 января 2013 года № 70.
В экспертном заключении указано, что до введения правил определения стойкой утраты трудоспособности сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 года, процент утраты профессиональной трудоспособности бывшим военнослужащим ФКУ «ГБ МСЭ по Калужской области» Минтруда России не определяло ввиду отсутствия критериев (степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается гражданам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание на производстве и состоящим с работодателем в трудовых отношениях при предоставлении ими акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.
В представленной на экспертизу выписке из протокола заседания экспертного состава № по проведению медико – социальной экспертизы гражданина в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ отражен диагноз Сапегина А.В. - <данные изъяты> Экспертным решением стойкая утрата трудоспособности в процентах не установлена (л.д. 47-50).
При проведении освидетельствования Сапегина А.В. экспертами медико-социального учреждения не разрешался вопрос об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности истца в процентном соотношении.
Судом установлено, что приказом начальника УВД по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ Сапегин А.В. был уволен из органов внутренних дел Российской Федерации. Согласно заключению ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по Смоленской области» № от ДД.ММ.ГГГГ ему определена категория годности к прохождению службы «Д» - не годен к военной службе на момент увольнения с указанием причинной связи «военная травма».
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона РФ "О милиции" в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности выплачивается денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии.
Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", вступившим в силу с 01 марта 2011 года Закон РФ "О милиции" признан утратившим силу.
В силу положений ч. ч. 6 и 7 ст. 43 ФЗ "О полиции", в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью шестой указанной статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 56 ФЗ "О полиции", действие положений ст. 43 распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
Согласно ч. 10 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при наличии у сотрудника органов внутренних дел признаков стойкой утраты трудоспособности он направляется в учреждение медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности и (или) установления факта инвалидности. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел РФ или их близким родственникам, определен Инструкцией, утвержденной Приказом МВД РФ от 18 июня 2012 года N 590.
В соответствии с п. 15 Инструкции выплата ежемесячной денежной компенсации производится финансовым подразделением (централизованной бухгалтерией, бухгалтерией) органа (организации, подразделения) в течение всего срока, на который установлена стойкая утрата трудоспособности и назначена (выплачивается) пенсия по инвалидности.
В соответствии с п. 23 Инструкции, для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию предоставляются следующие документы: а) заявление гражданина РФ, уволенного со службы в органах внутренних дел РФ, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине; б), копии материалов и заключение проверки; в) документ, подтверждающий прекращение службы в органах внутренних дел; г) копии заключения ЦВВК (ВВК) о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел" или "Д - не годен к службе в органах внутренних дел" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма"; д) справка пенсионного органа соответствующего органа (организации, подразделения) о дате назначения пенсии, ее виде и размере.
В силу пункта 2 Инструкции предусмотренные выплаты производятся с 01 января 2012 года.
Постановление Правительства РФ от 13 января 2013 года № 70 об утверждении Правил определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, устанавливающее критерии определения стойкой утраты трудоспособности в соответствии с Перечнем увечий и иных повреждений здоровья, при которых сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается стойкая утрата трудоспособности, не действовало на момент возникновения у истца права на возмещение вреда здоровью.
Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789.
На основании п. 2 и п. 12 Правил степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. На основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.
Как следует из материалов дела, Сапегин А.В. проходил службу в органах внутренних дел, уволен по пункту "ж" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по болезни) на основании свидетельства о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ по причине получения при исполнении служебных обязанностей травмы.
На основании заключения ВВК № от ДД.ММ.ГГГГ причина инвалидности изменена на «военная травма», определена годность к прохождению службы «Д» - не годен к военной службе на момент увольнения по причине «военная травма».
В связи с рассмотрением в Ленинском районном суде г. Смоленска гражданского дела по иску Сапегина А.В. к ФКУЗ «МСЧ МВД России по Смоленской области» о признании недействительным вывода заключения ВВК в свидетельстве о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что диагноз и заболевание получены в период военной службы, возложении на ответчика по указанному делу обязанности по изменению формулировки причиной связи на «военная травма», производство по которому было прекращено в связи с отказом истца от исковых требований ввиду добровольного исполнения требований, Сапегин А.В. был лишен возможности обратиться в учреждение медико-социальной экспертизы для установления степени утраты трудоспособности в процентном соотношении.
С учетом того, что перерасчет ранее назначенной к выплате суммы в возмещение вреда истцу возможен при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации следует провести освидетельствование в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
При таком положении, для восстановления права истца на Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации следует возложить обязанность провести медико-социальную экспертизу на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности.
Поскольку установленные Инструкцией, утвержденной Приказом МВД РФ от 18 июня 2012 года N 590, выплаты производятся этой категории граждан с 01 января 2012 года, степень утраты профессиональной трудоспособности необходимо установить истцу по состоянию на 01 января 2012 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░