дело № 2-705/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Суксун 24 декабря 2012 года
Суксунский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ярушина И.В.,
при секретаре Вязовиковой О.Б.,
с участием зам. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
представителя заинтересованного лица Земского собрания Суксунского муниципального района - Мелентьева А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Суксунского района Пермского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 2.6 Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Суксунского муниципального района, утвержденного Решением Земского собрания Суксунского муниципального района от 24.09.2010 года № 138, (далее по тексту - Положение) противоречащим требованиям действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Суксунского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Земского собрания Суксунского муниципального района, выразившегося в неприведении Решения Земского собрания Суксунского муниципального района от 24.09.2010 г. №138 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Суксунского муниципального района» в соответствие со ст. 34 Земельного кодекса РФ, понуждении устранить допущенное нарушение.
Требования мотивированы тем, что при проверке данного Положения прокурором выявлено несоответствие пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 2.6 Положения требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ. В связи с этим прокурором Суксунского района 27.01.2012 года был принесен протест на вышеуказанное решение.
В ходе рассмотрения дела прокурор изменил требования, просит признать пункты 2.2, 2.3, 2.4, 2.6 Положения противоречащими требованиям действующего законодательства.
От ранее заявленных требований прокурор отказался, отказ принят судом, производство по делу в части данных требований прекращено, о чем судом вынесено определение от 24.12.2012 года.
Измененные требования прокурор мотивировал следующим.
Изложенные в п. 2.2 Положения требования об указании лицом в заявлении о предоставлении ему земельного участка для целей, не связанных со строительством, его паспортных данных и адреса фактического проживания, а также приложения к заявлению копии паспорта, копии документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения лица на территории Российской Федерации, не соответствуют действующему законодательству, а именно положениям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст. 5 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания пас порта гражданина Российской Федерации».
В п. 2.4 Положения используется термин «схема границ испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте». Вместе с тем, статьей 34 Земельного кодекса РФ предусмотрен термин – «схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории».
В соответствии с п.п. 2.5, 2.6 Положения комитет имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района организует заседание комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Комиссия), в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента поступления пакета документов. Рассмотрев представленные документы, Комиссия принимает соответствующее решение, оформляемое в виде протокола:
- о предоставлении земельного участка на определенном виде права и сроке предоставления;
- о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для заявленных целей.
В силу п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов органом местного самоуправления утверждается и выдается заявителю схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, по результатам рассмотрения заявления и прилагаемым к нему документам, должна принять решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, или принять решение о невозможности утверждения и выдачи схемы по основаниям, предусмотренным п. 2.7 Положения.
Кроме того, Положение содержит коррупциогенные факторы.
В соответствии с п. 2.3 Положения заявление с визой председателя комитета имущественных отношений направляется специалистам комитета имущественных отношений, регистрируется в установленном порядке.
Срок, в течение которого заявление передается председателем специалистам комитета имущественных отношений, в Положении не определен.
Отсутствие срока передачи заявления специалистам, устанавливает для председателя необоснованно широкие пределы усмотрения.
В соответствии с п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 № 96, отсутствие или неопределенность сроков принятия решения (широта дискреционных полномочий) является корупциогенным фактором.
Для устранения данного фактора необходимо определить срок передачи заявления с визой председателя комитета имущественных отношений специалистам.
В связи с выявленными нарушениями закона прокурором Суксунского района 27.01.2012 принесен протест на Решение Земского собрания Суксунского муниципального района от 24.09.2010 № 138 с требованием привести указанное Решение в соответствие с действующим земельным законодательством.
Протест прокурора был рассмотрен на заседании Земского собрания 09.02.2012, однако указанный нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством приведен не был.
Данное Решение Земского собрания Суксунского муниципального района рассчитано на многократное применение, затрагивает права неопределенного круга лиц.
В силу ст. 45 и 251 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающего права и законные интересы неопределенного круга лиц, противоречащим закону.
В судебном заседании заместитель прокурора Мартюшева Т.И. на измененных требованиях настаивает.
Представитель заинтересованного лица Земского собрания Суксунского муниципального района Мелентьев А.Б. с заявленными требованиями согласен частично. Пояснил, что признает требования прокурора в части неправомерного указания в п. 2.2 Положения на необходимость указания в заявлении паспортных данных и адреса фактического проживания. Также согласен с тем, что в пункте 2.4. неверно указан термин «Границ». Полагает, что остальные пункты Положения, которые прокурор просит признать противоречащими закону в действительности законодательству РФ, в том числе Земельному кодексу РФ, не противоречат.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Судом установлено, что Решением Земского собрания Суксунского муниципального района от 24.09.2010 № 138 утверждено Положение о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Суксунского муниципального района.
Данное Положение было опубликовано в районной газете «Новая жизнь» № 133-134 от 26 октября 2010 года и вступило в силу со дня его опубликования.
В соответствии с п. 2.1 Положения лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются с соответствующим заявлением на имя председателя комитета имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района.
В соответствии с п. 2.2 Положения в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, вид испрашиваемого права на землю и срок предоставления, а также указаны паспортные данные и адрес фактического проживания, для юридического лица - полное наименование и место нахождения (почтовый адрес).
К заявлению прилагаются:
- для граждан - копия паспорта, копия документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения лица на территории Российской Федерации, копия документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае подачи заявления уполномоченным лицом), копия документа, подтверждающего государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), иные документы, требования по представлению которых установлены действующим законодательством;
- для юридических лиц - копия документа, подтверждающего полномочия представителя, копии учредительных документов (устав, учредительный договор, положение), копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, копия документа, подтверждающего постановку юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, иные документы, требования по представлению которых установлены действующим законодательством.
К заявлению прилагается опись представленных документов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) обращение гражданина это - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Заявление это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно ст. 13 Закона при личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
В соответствии со ст. 3 Закона правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствие со ст. 16 Закона в случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Согласно п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, в паспорте производятся отметки:
о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета;
об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами.
Таким образом, суд считает, что изложенные в п. 2.2 Положения требования об указании в заявлении гражданина паспортных данных и адреса фактического проживания, а также приложения к заявлению копии паспорта, копии документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения лица на территории Российской Федерации, не соответствуют действующему законодательству РФ, а именно положениям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828.
В соответствии с п. 2.3 Положения заявление с визой председателя комитета имущественных отношений направляется специалистам комитета имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района, регистрируется в установленном порядке.
Из данного пункта следует, что срок, в течение которого заявление передается председателем специалистам комитета имущественных отношений, в Положении не определен.
Отсутствие срока передачи заявления специалистам, устанавливает для председателя необоснованно широкие пределы усмотрения.
В соответствии с п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 № 96, отсутствие или неопределенность сроков принятия решения (широта дискреционных полномочий) является коррупциогенным фактором.
Таким образом, неуказание в п. 2.3 Положения срока передачи заявления председателем комитета имущественных отношений специалистам не соответствует действующему законодательству РФ, а именно п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
В соответствии с п. 2.4 Положения Комитет имущественных отношений:
- направляет запросы в функциональные подразделения администрации Суксунского муниципального района и территориальные органы государственной для подготовки заключений о возможности предоставления земельных участков;
- утверждает схему границ испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте;
- издает распоряжение об утверждении схемы границ земельного участка на основании готового пакета документов (заявление, кадастровая выписка на земельный участок, необходимые согласования заинтересованных служб, схема расположения границ испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте).
Вместе с тем, статьей 34 Земельного кодекса РФ, регламентирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен термин «схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории».
В частности, из п.4 ст. 34 ЗК РФ следует, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Термины «схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории» и «схема границ испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте» не идентичны, имеют разное смысловое значение, в связи с чем пункт 2.4 Положения в части слов «границ» в третьем и четвертом абзацах суд считает противоречащим положениям ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 2.5 Положения Комитет имущественных отношений организует заседание комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Комиссия), в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента поступления пакета документов.
В соответствии с п. 2.6 Положения, рассмотрев представленные документы, Комиссия принимает соответствующее решение, оформляемое в виде протокола:
- о предоставлении земельного участка на определенном виде права и сроке предоставления;
- о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для заявленных целей.
Однако, в силу п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов органом местного самоуправления утверждается и выдается заявителю схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, по результатам рассмотрения заявления и прилагаемым к нему документам, должна принять решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, или принять решение о невозможности утверждения и выдачи схемы по основаниям, предусмотренным п. 2.7 Положения.
Поскольку, как установлено в судебном заседании, абзац второй пункта 2.2 Положения в части слов «, а также указаны паспортные данные и адрес фактического проживания, для юридического лица – полное наименование и место нахождения (почтовый адрес), «копия паспорта, копия документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения лица на территории Российской Федерации»; пункт 2.3 Положения полностью; абзац третий и четвертый пункта 2.4 Положенияв части слов «границ»; пункт 2.6 Положения полностью противоречат требованиям указанного выше законодательства РФ, следовательно, в этой части в соответствии с п.2 ст. 253 ГПК РФ Положение надлежит признать недействующим со дня вступления в силу решения суда.
В остальной части оспариваемые пункты 2.2, 2.4 Положения суд находит не противоречащими законодательству РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Суксунского района удовлетворить частично.
Признать противоречащими действующему законодательству РФ с момента вступления данного решения суда в законную силу абзац второй пункта 2.2 в части слов «, а также указаны паспортные данные и адрес фактического проживания, для юридического лица – полное наименование и место нахождения (почтовый адрес), «копия паспорта, копия документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения лица на территории Российской Федерации»; пункт 2.3; абзац третий и четвертый пункта 2.4в части слов «границ»; пункт 2.6 Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Суксунского муниципального района, утвержденного Решением Земского собрания Суксунского муниципального района от 24.09.2010 года №138.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись И.В. Ярушин
Мотивированное решение
составлено 29 декабря 2012 года