РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Самара 09 октября 2012 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Филатовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Трошкиной И.А., Трошкиной С.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма.
УСТАНОВИЛ:
Трошкина И.А., Трошкина С.А., в лице представителя Ивленковой Ю.Ю., действующей на основании доверенностей (л.д. 5,6) обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма на занимаемое жилое помещение – комнату № в <адрес>.
В судебном заседании представитель истцов Трошкиной И.А. и Трошкиной С.А. –Ивленкова Ю.Ю., исковые требования поддержала и пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Трошкина И.А. была зарегистрирована и постоянно проживала в комнате
№ <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено по ходатайству ООО «Аквилон» в которое путем перевода были переведены сотрудники цеха № ОАО «КНПЗ», где истец Трошкина И.А. работала и продолжает работать до настоящего времени. Между Комитетом ЖКХ и ОН администрации <адрес> и Трошкиной И.А. был заключен договор найма общежития. В период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Трошкина С.А. была зарегистрирована и постоянно проживала в комнате
№ <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено на время учебы. Между Комитетом ЖКХ и ОН администрации <адрес> и Трошкиной С.А. был заключен договор найма общежития. Истец Трошкина С.А. в настоящее время работает в ОАО «Кузнецова». В целях улучшения жилищных условий сестрам Трошкиным И.А. и С.А. было предоставлено жилое помещение – комната № в <адрес>
по <адрес>. Трошкина И.А. и Трошкина С.А вселились в предоставленное им жилое помещение. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированы в нем постоянно. Трошкины И.А. и С.А проживают в жилом помещении по настоящее время,
на их имя открыты лицевые счета, они оплачивают квартплату и коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара, с просьбой перезаключить с ними договор социального найма на занимаемое ими жилое помещение. Однако истцам отказано в заключении договора социального найма жилого помещения, поскольку жилое помещение отнесено к муниципальному специализированному жилищному фонду. Представитель истца считает данный отказ незаконным и необоснованным, противоречащим действующему законодательству. После заключения договора социального найма на жилое помещение истцы намерены реализовать свое право приобретения занимаемого им жилого помещения в собственность, на условиях, предусмотренных ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1 Просит признать за истцами Трошкиной И.А. и Трошкиной С.А. право пользования жилым помещением по договору социального найма и возложить на ответчика обязанность заключить с истцами договор социального найма жилого помещения.
Представитель ответчика – Департамента управления имуществом г.о. Самара А. действующая на основании доверенности (л.д. 70), в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что комната № в <адрес> в <адрес>, включена в реестр муниципального имущества на основании Постановления Главы <адрес> №
от ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени данное жилое помещение находится в муниципальной собственности г.о. Самара и входит в состав специализированного жилищного фонда. В силу действующего законодательства занимаемое истцами жилое помещение приватизации не подлежит. Кроме того, считает, что истцами не предоставлено доказательств, подтверждающих законность их вселения в спорное жилое помещение. Однако законность вселения истцов в спорное жилое помещение департаментом не оспаривает. Просит в удовлетворении иска отказать.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах могут осуществлять принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими.
Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и иных, предусмотренных жилищным законодательством, оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права и свободы и законные интересы других граждан.
Согласно п. 13 Постановления Верховного суда РФ от 31.10.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто находится на территории РФ, право свободно передвигаться,
выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч 1
ст. 40)
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1 граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом или иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Как было установлено при рассмотрении дела, истцы Трошкина И.А. и Трошкина С.А. состоят в родственных отношениях, и приходятся сестрами (л.д. 10)
Истец Трошкина И.А. была зарегистрирована в жилом помещении – комнате № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73) Истец Трошкина С.А. была зарегистрирована в жилом помещении – комнате № <адрес>
по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно. Кроме истцов в вышеуказанных комнатах были зарегистрированы другие лица. Между Комитетом ЖКХ и ОН администрации <адрес> и Трошкиными И.А. и С.А. были заключены договора найма общежития (л.д.11-12,13-14)
Трошкина И.А. с момента предоставления ей комнаты работала и продолжает работать до настоящего времени в ООО «Аквилон» в которое путем перевода были переведены сотрудники цеха № ОАО «КНПЗ» (л.д. 39-40,41-43,44,45,49,50)
Из заявления Трошкиной И.А., представленного <адрес> г.о. Самара, следует, что Трошкина И.А. ходатайствует о вселении сестры Трошкиной С.А. в комнату (л.д. 15).
Из пояснений представителя истцов следует, что для улучшения жилищных условий Трошкиных И.А. и С.А., приходящихся по отношению друг к другу родственниками, им была предоставлена на двоих комната №.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истцы Трошкина И.А. и Трошкина С.А. зарегистрированы в жилом помещении – комнате № <адрес>. На их имя открыты финансово-лицевые счета, по которому они вносят плату за жилье и коммунальные услуги. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду копией лицевого счета, справкой о составе семьи, сведений о регистрации (8, 29,30).
В июне 2012 года истцы обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара по вопросу заключения с ними договора социального найма жилого помещения.
По результатам обращения истцов в Департамент управления имуществом г.о. Самара, истцам было разъяснено, что испрашиваемое ими жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду и в силу действующего законодательства им отказывается в заключении договора социального найма на занимаемое им жилое помещение (л.д. 17-20).
Согласно выписки из реестра, представленной Департаментом управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости – комната, расположенный по адресу: <адрес> ком. №, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером № на основании постановления Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с техническим паспортом, изготовленным Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, комната № в <адрес>, имеет общую площадь <...> кв.м., жилую площадь <...> кв.м. Данная комната состоит на кадастровом учете в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес> и ей присвоен кадастровый №, что подтверждено кадастровым паспортом помещения (л.д. 21-25).
Согласно п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007г. № 6), переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий в том случае, если изменение формы собственности имело место до вступления в силу ст.18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда» РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения форма собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений не касалось вопросов приватизации из жилищного фонда. Законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, который лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого помещения.
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.
Как, было установлено при рассмотрении дела и не оспаривалось сторонами процесса, общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находилось в ведении государственного предприятия - Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод.
На основании Указа Президента РФ «Об особенностях приватизации и преобразования в Акционерные Общества государственных предприятий, производственных и научной производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод был преобразован в Акционерное общество открытого типа «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод».
На основании Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, фондом имущества <адрес> передано АООТ «КНПЗ» передано в собственность государственное имущество, в том числе и <адрес>.
Согласно постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № объекты жилищного фонда, передаваемые ОАО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод», в том числе и общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность (л.д.46).
Акт приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность подписан между ОАО «КНПЗ» и Председателем Комитета по управлению имуществом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.61-64)
На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, объекты жилого фонда с баланса ОАО «КНПЗ» были переданы на баланс Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения <адрес>.
Согласно ст.7 Федерального Закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями в жилых домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Согласно п.2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение № 3 к указанному постановлению ВС РФ, предусматривает, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
По смыслу выше приведенных правовых норм, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Принимая во внимание, что д№ по <адрес> утратил статус общежития в силу закона, истцы, которые занимают жилое помещение в указанном доме,
вправе приобрести его в собственность в порядке приватизации в порядке ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Доводы представителя ответчика о том, что истцами не были представлены доказательства, подтверждающие законность вселения в спорное жилое помещение, являются голословным и не подтвержден доказательствами. Из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещение было предоставлено Комитетом ЖКХ и ОН администрации <адрес> на балансе которого оно находилось, что подтверждается представленными договорами найма общежития от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12, 13-14) На момент рассмотрения заявленных требований вопрос о выселении истцов из занимаемого им жилого помещения не ставился. Кроме того, судом бесспорно установлено, что истцы Трошкина И.А. и Трошкина С.А. являются нанимателями спорного жилого помещения на основании финансово-лицевого счета, открытого на их имя, они зарегистрированы и постоянно проживают в указанном жилом помещении, несут расходы по его содержанию, производят оплату коммунальных услуг.
Доводы представителя ответчика о том, что д. № по <адрес> имеет статус общежития, относится к специализированному жилому фонду и приватизации не подлежит, не могут быть приняты судом во внимание, по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их ра6оты, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовывается мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Конституционного суда РФ от 11.04.2011 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 ФЗ «О введении в действии Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой» разъяснено, что поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.
Согласно данного постановления Конституционного суда, проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Доказательств, подтверждающих, что после передачи дома № по <адрес> от ОАО «КНПЗ» в муниципальную собственность, в установленном законом порядке принималось решение о его включении в специализированный жилой фонд, ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено. В связи с указанными обстоятельствами, дом № по <адрес>, после передачи в муниципальную собственность, утратил статус общежития и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений по договорам социального найма.
Постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, по мнению суда, не подтверждает факт принятия органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом в установленном законом порядке решения о включении жилого дома, расположенного по указанному выше адресу, в специализированный жилищный фонд, поскольку лишь свидетельствует о передаче этого объекта недвижимости в муниципальную собственность.
Истцы с момента вселения в спорное жилое помещение, пользуются всей площадью комнаты без подселения в нее других лиц, на из имя открыты лицевые счета, по которому своевременно и в полном объеме оплачиваются квартплата и коммунальные услуги, задолженности не имеется.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истцы зарегистрированы в комнате № в доме № по <адрес>, постоянно.
В соответствии со статьей 7 Федерального Закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями в жилых домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 61 ЖК РФ, пользование жилым помещение по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В статье 67 ЖК РФ закреплены права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч.1 ст. 82 ЖК РФ граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений.
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд считает требования истцов правомерными и снований для отказа в удовлетворении исковых требований суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Трошкиной И.А., Трошкиной С.А., удовлетворить.
Признать за Трошкиной И.А., Трошкиной С.А. право пользования жилым помещением комнатой № в доме № по ул<адрес> по договору социального найма жилого помещения.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара заключить с Трошкиной И.А., Трошкиной С.А. договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> комната №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: (подпись) Р.Р. Гараева
<...>
<...>
<...>
"Согласовано" _________________ судья Гараева Р.Р.