дело № 2-718(1)/2021
УИД 64RS0034-01-2021-001654-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2021 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Симшина Д.В.,
при ведении протокола помощником судьи Кадралиевой А.А.,
с участием представителя истца - ФИО3,
представителя ответчика - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в интересах жителей Усть-Курдюмского муниципального образования к садоводческому некоммерческому товариществу «Ветеран» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов,
установил:
Администрация Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в интересах жителей Усть-Курдюмского муниципального образования обратилась в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу (далее СНТ) «Ветеран» о понуждении к оборудованию контейнерной площадки для сбора мусора, отвечающей установленным требованиям, установке контейнеров, заключению договора со специализированной организацией на вывоз мусора, обеспечению регулярного вывоза отходов. Свои требования истец мотивировал тем, что в администрацию поступают жалобы от жителей населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от СНТ «Ветеран», на предмет большого количества несанкционированных свалок на территории указанного садового товарищества. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просит суд обязать ответчика организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно, оборудовать на территории садового товарищества контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснил, что на территории товарищества не предусмотрена площадка для сбора мусора и установки контейнеров, поскольку нормы размещения площадки для сбора ТБО не позволяют организовать площадку для сбора отходов в границах территории СНТ, на территории СНТ отсутствует свободное место для размещения контейнерной площадки, договор на вывоз мусора с обслуживающей организации не заключен.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Судом установлено, что СНТ «Ветеран» организовано и расположено на территории Усть-Курдюмского муниципального образования по адресу: Саратовская область, Саратовский район, село Усть-Курдюм.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
На основании ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Решением Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского района Саратовской области № 01-17/50 от 22.10.2020 года утверждены «Правила об организации благоустройства территории Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» (далее Правила).
В соответствии с данными Правилами уличное коммунально-бытовое оборудование представлено различными видами мусоросборников - контейнеров и урн. Основными требованиями при выборе того или иного вида коммунально-бытового оборудования являются: экологичность, безопасность (отсутствие острых углов), удобство в пользовании, легкость очистки, привлекательный внешний вид (п. 5.1).
Разделом 9 Правил установлены нормы организации уборки на территории Усть-Курдюмского муниципального образования:
На территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
Лица, разместивших отходы производства и потребления в несанкционированных местах, должны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка (п. 9.1).
На территории общего пользования муниципального образования запрещается сжигание отходов производства и потребления (п. 9.2).
Вывоз твердых коммунальных отходов производства и потребления из жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляют указанные организации и домовладельцы, а также иные производители отходов производства и потребления самостоятельно либо на основании договоров со специализированными организациями.
Запрещается складирование отходов, образовавшихся во время ремонта, в места временного хранения отходов. (п. 9.4).
Для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления необходимо устанавливать специально предназначенные для временного хранения отходов емкости малого размера (урны, баки).
Урны (баки) следует содержать в исправном и опрятном состоянии, очищать по мере накопления мусора и не реже одного раза в месяц промывать и дезинфицировать (п. 9.5).
Вывоз отходов осуществляется способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.
Вывоз опасных отходов осуществляется организациями, имеющими лицензию, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (п. 9.6).
. Содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях производится силами и средствами этих организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем органов местного самоуправления (п. 9.9).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).
В силу ч.ч. 1,3 ст. 4 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей, в том числе, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества (ст. 7 Закона № 217-ФЗ).
К полномочиям правления товарищества относится, в том числе, принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 6 ч. 7 ст. 18 Закона № 217-ФЗ).
Согласно пункту 5.11* СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51) на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.
Площадки для мусорных контейнеров размещаются на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от границ участков.
В соответствии с п. 5.11 "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно акту Администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 25.05.2021 года, на территории, находящейся в пользовании СНТ «Ветеран», отсутствуют соответствующие предъявленным требованиям площадки для установки мусорных контейнеров. В связи с этим, члены СНТ складируют мусор на землях муниципального образования, что приводит к постоянному захламлению отходами земельных участков.
Представителем ответчика не оспаривалось в судебном заседании, что на территории, находящейся в пользовании СНТ «Ветеран», отсутствуют оборудованные места для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, не обеспечен регулярный вывоз отходов, договор со специализированной организацией на вывоз отходов не заключен.
Доводы ответчика о том, что территория СНТ не предусматривает размещение контейнерной площадки, не принимаются во внимание.
Неисполнение СНТ «Ветеран» обязанности: организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, и оборудовать на территории СНТ «Ветеран» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, с установлением контейнеров и с заключением договора со специализированной организацией на регулярный вывоз мусора и отходов, влечет образование мест несанкционированного накопления мусора и отходов за пределами территории СНТ «Ветеран» на территории Усть-Курдюмского муниципального образования, и нарушение прав и интересов жителей Усть-Курдюмского муниципального образования.
На основании изложенного, с учетом выше приведенных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и возложении на СНТ «Ветеран» обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, оборудовав на территории СНТ «Ветеран» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установив контейнеры и заключив договор со специализированной организацией на вывоз мусора, обеспечив регулярный вывоз отходов.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
исковые требования администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в интересах жителей Усть-Курдюмского муниципального образования к садоводческому некоммерческому товариществу «Ветеран» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, - удовлетворить.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Ветеран» организовать накопление, сбор и вывоз отходов и мусора в соответствии с требованиями законодательства путем оборудования на территории СНТ «Ветеран» контейнерной площадки, отвечающей установленным требованиям, установления контейнеров, заключения договора со специализированной организацией на вывоз мусора, обеспечения регулярного вывоза отходов.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (10 августа 2021 года).
Судья: