Решение по делу № 12-62/2018 от 29.03.2018

Судья Петрова С.А.

№ 12-62/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

11.04.2018

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу специалиста-эксперта миграционного пункта ОМВД России по Сегежскому району (...) на постановление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 16.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Б.Ш.

установил:

постановлением судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 16.03.2018 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Б.Ш. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С постановлением не согласно должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в поданной жалобе просит постановление отменить. Указывает, что Б.Ш. в достаточной степени владеет русским языком, чтобы защищать свои интересы в ходе производства по настоящему делу. При оформлении административного материала он объяснялся по-русски, сообщал, что суть происходящего ему понятна. На предложение предоставить переводчика отвечал отказом, что зафиксировано им под роспись в протоколе об административном правонарушении. Ходатайств о предоставлении переводчика Б.Ш. не заявлял, в том числе при первоначальном рассмотрении дела, без переводчика общался с судом, в связи с чем его процессуальные права не были нарушены.

Заслушав представителя административного органа (...) поддержавшего доводы жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы РФ.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо утративший такие документы и не обратившийся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющийся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, является незаконно находящимся на территории РФ и несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина по общему правилу определяется сроком действия выданной ему визы.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона временно пребывающий в РФ иностранный гражданин по общему правилу обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона законно находящийся в РФ иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении Б.Ш. вменялись в вину выявленные 02.03.2018 в 13 час. 00 мин. по адресу: г. Сегежа, ул. Гражданская, д. 1а, каб. 69, те обстоятельства, что он, являясь иностранным гражданином (...) осуществив 03.08.2016 въезд на территорию России на основании визы со сроком действия до 08.08.2016, находился на территории России с 08.08.2016 без документов, подтверждающих право пребывания на территории России.

При рассмотрении дела судья пришел к выводу о недоказанности изложенных в протоколе об административном правонарушении обстоятельств, образующих состав вменяемого правонарушения, по причине существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при составлении протокола, и прекратил производство по делу.

Данный вывод является правильным и соответствует положениям КоАП РФ.

Так, процессуальные требования КоАП РФ предполагают не только установление органом административной юрисдикции обстоятельств, свидетельствующих о наличии состава административного правонарушения, но и соблюдение порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном языке общения, а также право пользоваться услугами переводчика.

При пересмотре первоначально вынесенного судьей Сегежского городского суда Республики Карелия постановления от 16.03.2018 Б.Ш. заявлял, что русским языком не владеет, и его процессуальные права были нарушены.

Достоверной информации о том, что данный иностранный гражданин владеет в достаточной степени русским языком, не имеется.

Содержание приложенной к протоколу первого судебного заседания подписки иностранного гражданина о разъяснении процессуальных прав не содержит сведений о владении им русским языком (л.д. 14).

Как следует из приговора Сортавальского городского суда Республики Карелия от 23.01.2018 по уголовному делу , при рассмотрении указанного уголовного дела подсудимый Б.Ш. давал объяснения при помощи переводчика. На стадии предварительного следствия переводчик ему назначался постановлением старшего следователя следственного отделения УФСБ России по Республике Карелия от 29.09.2017 по тем основаниям, что Б.Ш. не владеет русским языком. По тем же основаниям переводчик был назначен постановлением судьи от 22.12.2017 для осуществления перевода с арабского языка на стадии производства по уголовному делу в суде первой инстанции.

При новом рассмотрении дела иных доказательств, с определенностью свидетельствующих о владении Б.Ш. русским языком, не представлено.

Представленная административным органом видеозапись свидетельствует о том, что Б.Ш. имеет возможность общаться на русском языке на элементарном уровне, что не дает оснований полагать о понимании им сути предъявленного обвинения в совершении правонарушения.

При отсутствии достаточных сведений о владении иностранным гражданином языком, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении, невозможно убедиться в действительном понимании данным лицом вменяемого ему правонарушения, содержания протокола об административном правонарушении, сути задаваемых вопросов. В связи с этим при составлении протокола об административном правонарушении необходимо было обеспечить участие переводчика в порядке, предусмотренном ст. 25.10 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу переводчик не назначался в нарушение требований ч. 2 ст. 24.2, ст. 25.1, ч.ч. 3, 4 ст. 28.2 КоАП РФ. Текст объяснения, согласно которому лицо, в отношении которого составляется протокол, владеет русским языком и в переводчике не нуждается, выполнен на компьютере и является частью бланка протокола. В связи с этим проставленная рядом короткая подпись Б.Ш. не свидетельствует о соблюдении процессуальных прав данного лица.

По смыслу ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ обязательным доказательством состава административного правонарушения является протокол об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

Порядок составления протокола об административном правонарушении, установленный ст. 28.2 КоАП РФ, существенно нарушен, что привело к нарушению прав лица, в отношении которого ведется производство по настоящему делу. Поскольку допущенное процессуальное нарушение на стадиях рассмотрения дела и пересмотра постановления является неустранимым, протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ следует признать недопустимым доказательством.

Соответственно, вопреки доводам жалобы состав административного правонарушения в действиях иностранного гражданина не может считаться доказанным.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при новом рассмотрении дела, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не усматривается.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 16.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Б.Ш. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья

С.В. Щепалов

12-62/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Буллише Халим
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Щепалов Станислав Владимирович
Статьи

ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
29.03.2018Материалы переданы в производство судье
11.04.2018Судебное заседание
13.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее