Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1463/2023 ~ М-1273/2023 от 18.05.2023

    по делу № 2-1463/2023

УИД 73RS0003-01-2023-001405-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ульяновск                                                                              17 июля 2023 года

Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе

судьи Резовского Р.С.,

при секретаре Андросовой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска действующего в интересах Паниной Марины Михайловны к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области и Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальный выплат» о понуждении к определенным действиям

УСТАНОВИЛ:

    прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Паниной М.М., обратилась в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с исковым заявлением к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее по тексту решения ОГКУСЗН Ульяновской области) о взыскании задолженности за неоплаченные дежурства.

    Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Засвияжского района г. Ульяновска поступило обращение Паниной М.М. о нарушении его прав на получение ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка в 2022 году. В ходе проведенной проверки установлено, что Панина М.М является членом Общественной организации «Народная дружина «Авангард» по охране общественного порядка Засвияжского района города Ульяновска» и получателем ежегодной выплаты как народный дружинник в соответствии с Законом №147-ЗО и постановлением Правительства Ульяновской области №116-П.

    В период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года Паниной М.М. осуществлено 250 дежурств по охране общественного порядка.

    В установленном порядке Панина М.М. обратился через МФЦ с заявлением о предоставлении указанной выплаты за дежурства. Однако выплаты произведены за 120 дежурств в размере <данные изъяты>.

    На основании изложенного, прокурор Засвияжского района города Ульяновска в исковом заявлении просил суд взыскать с ОГКУ СЗН Ульяновской области в пользу Паниной М.М. задолженность за неоплаченные 130 дежурств в 2022 году по охране общественного порядка в размере <данные изъяты>.

    В ходе рассмотрения дела прокурором Засвияжского района города Ульяновска были изменены исковые требования. Согласно уточненным исковым требованиям прокурор Засвияжского района города Ульяновска просит суд обязать ОГКУСЗН Ульяновской области назначить Паниной М.М. ежегодную выплату, установленную Законом Ульяновской области от 03 октября 2014 года №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за осуществленные 2022 году неоплаченные 130 дежурств по охране общественного порядка в размере <данные изъяты>, обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальный выплат» (далее по тексту решения - УОГКУ СЗН «Единый областной центр социальных выплат») произвести Паниной М.М. выплаты за осуществленные в 2022 году неоплаченные 130 дежурств по охране общественного порядка в размере <данные изъяты>

    Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду ничего не сообщили.

    До начала судебного заседания от представителя ОГКУСЗН Ульяновской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просит в удовлетворении иска отказать, поскольку Панина М.М. обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области с заявлением о предоставлении денежной выплаты 09 января 2023 года, в связи с чем, право на получение ежегодной выплаты определяется на момент обращения, а на 09 января 2023 года денежная выплата осуществлялась максимум за 120 совокупных дежурств за год.

    В соответствии с частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

    Исследовав и оценив в совокупности, соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, все имеющиеся в материалах дела доказательства, мировой судья приходит к выводу, что исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

    В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.

    Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным статьёй 46 Конституции Российской Федерации.

    Суд принимает решение, в силу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах заявленных истцом требований.

    В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Обращение к прокурору граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение, является одним из оснований для обращения прокурора в суд с соответствующим заявлением.

    Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (часть 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

    В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 (часть 2) Конституции Российской Федерации).

    В целях создания правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации (далее также - граждане) в охране общественного порядка 02 апреля 2014 года принят Федеральный закон N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», устанавливающий принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

     Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты (статья 3 Федерального закона от 02 апреля 2014 года N 44-ФЗ).

    По инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации, с обязательным уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, могут создаваться народные дружины (статья 12 Федерального закона от 02 апреля 2014 года N 44-ФЗ).

    Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр - информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и об общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации.

    Гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка, является народным дружинником (статья 2 Федерального закона от 02 апреля 2014 года N 44-ФЗ).

    Согласно части 6 статьи 26 Федерального закона от 02 апреля 2014 года N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

    Отношения, связанные с деятельностью народных дружин, внесенных в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Ульяновской области, в случаях и пределах, установленных Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», регулируются Законом Ульяновской области от 03 октября 2014 года N 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин».

    Статьёй 5 Закона Ульяновской области от 03 октября 2014 года N 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», в редакции 07 августа 2020 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрены меры социальной защиты народных дружинников и членов их семей.

    Одной из таких мер, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 указанного Закона, является ежегодная денежная выплата, размер которой определяется исходя из произведения числа длившихся не менее чем четыре часа подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых он принял участие в течение календарного года, и суммы, равной 600 рублям.

    18 марта 2015 года Правительством Ульяновской области принято постановление № 116-П, которым, в том числе, утверждено Положение об условиях и порядке предоставления народному дружиннику ежегодной денежной выплаты на оздоровление и ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка (далее по тексту Положение №116-П).

     Указанным Положением определены условия и порядок предоставления народному дружиннику, являющемуся не менее одного года членом народной дружины, внесенной в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Ульяновской области (далее - народный дружинник), ежегодной денежной выплаты на оздоровление и ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка (далее - денежные выплаты) (пункт 1).

    Согласно пункту 2 Положения №116-П, решение о предоставлении денежных выплат народному дружиннику принимает территориальный орган исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения.

    В Ульяновской области таким органом является ОГКУСЗН Ульяновской области.

    Решение о предоставлении денежных выплат является основанием для включения заявителя в реестр получателей денежных выплат, направляемый Учреждением в государственное казенное учреждение социальной защиты населения, созданное для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Ульяновской области по осуществлению операций, связанных с перечислением соответствующим получателям денежных средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, для осуществления денежных выплат (пункт 7 Положения №116-П).

    Таким органом в Ульяновской области является УОГКУ СЗН «Единый областной центр социальных выплат».

    В судебном заседании установлено, что 11 декабря 2014 года в реестр народных дружин Ульяновской области включена народная дружина «Авангард», которая осуществляет деятельность по охране общественного порядка в Засвияжском районе города Ульяновска.

    Панина М.М. с 01 января 2015 года является дружинником указанной народной дружины.

    Согласно справке командира народной дружины «Авангард», согласованной с заместителем начальника ОМВД России по Засвияжском району города Ульяновска, Панина М.М. за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года учувствовала в 250 дежурствах по охране общественного порядка на территории Засвияжского района города Ульяновска.

    Из материалов дела следует, что 09 января 2023 года Панина М.М. обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области через ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий-многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ульяновской области» с заявлением о предоставлении ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка.

    По результатам рассмотрения заявления Паниной М.М. 12 января 2023 года ОГКУСЗН Ульяновской области было принято решение №ЛД0732800000090970 о назначении Паниной М.М. ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка, в размере 72 000 рублей (120 х 600), то есть за осуществление 120 дежурств, за оставшиеся 130 дежурств выплат не последовало.

    В качестве основания для принятия такого решение ответчиком, в письме от 07 марта 2023 года №1/1796, указано, что с 01 января 2023 года в пункт 2 части 1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 03 октября 2014 года N 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» внесены изменения, согласно которым выплаты за дежурства осуществляются за дежурства совокупным количеством за год не более 120.

    Суд находит указанную правовую позицию ОГКУСЗН Ульяновской области ошибочной и не соответствующей нормам действующего законодательства.

    Действительно Закон Ульяновской области от 20 декабря 2022 года N 145-ЗО в отдельные законодательные акты Ульяновской области были внесены изменения.

    Одним из таких законодательных актов Ульяновской области являлся Закон Ульяновской области от 3 октября 2014 года N 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» пункт 2 части 1 статьи 5 которого, после слова «года» был дополнен словами - «но не более 120 таких дежурств в совокупности».

      Закон Ульяновской области от 20 декабря 2022 года N 145-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области» вступил в силу 1 января 2023 года.

    Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации на правоотношения, являющиеся предметом настоящего разбирательства, указанные положения не могут быть применены, поскольку указанные правоотношения возникли до их вступления в силу.

    Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы Закону, ухудшающему положение гражданина, означающее по существу отмену для такого лица права на социальные гарантии, приобретенные им в соответствии с ранее действующим законодательством, что несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.

    Доводы ответчика о том, что с заявлением о предоставлении денежной выплаты 09 января 2023 года, в связи с чем, право на получение ежегодной выплаты определяется на момент обращения, также являются следствием ошибочного толкования норм действующего законодательства.

    Более того, обращение заявителя за получением денежных выплат ранее истечения каждого полного года, со дня его приема в члены народной дружины, в силу подпункта 3 пункта 8 Положения №116-П, является основанием для принятия решения об отказе заявителю в предоставлении денежных выплат.

    Из пункта 6 Положения №116-П следует, что предоставление денежных выплат осуществляется в месяце, следующем за месяцем обращения за их получением, но не ранее истечения каждого полного года, следующего за датой приема народного дружинника в члены народной дружины.

    Таким образом, за ежегодной денежной выплатой за участие в дежурствах по охране общественного порядка за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, Панина М.М., в силу указанного выше Положения, могла обратиться не раньше 01 января 2023 года.

    Из буквального наименования данной денежной выплаты следует, что она выплачивается ежегодно, то есть по истечению определенного законодателем периода времени, в данном случае одного года.

    Принимая решение, суд учитывает, что Панина М.М. обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области по истечении полного 2022 года, исходя из требований пункта 6 Положения №116-П, с учетом даты, с которой она была принята в члены народной дружины (01 января 2015 года).

    В силу того же пункта, до 01 января 2023 года у Паниной М.М отсутствовало право на обращение с заявлением об оплате дежурств в 2022 году.

    Дежурства Паниной М.М. были осуществлены в 2022 году, до внесения изменений в Закон Ульяновской области от 03 октября 2014 года №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» Законом Ульяновской области от 20 декабря 2022 года №145-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области».

    При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия ОГКУСЗН Ульяновской области привели к нарушению прав Паниной М.М. на получение гарантированных ей мер социальной защиты.

    На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для восстановления нарушенного права Паниной М.М. на получение гарантированных мер социальной защиты путем возложения на ответчика обязанности назначить Паниной М.М. ежегодную денежную выплату за участие в дежурствах по охране общественного порядка за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года за 130 дежурств.

    Как уже был отмечено выше, в Ульяновской области государственным казенным учреждением социальной защиты населения, созданным для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Ульяновской области по осуществлению операций, связанных с перечислением соответствующим получателям денежных средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, для осуществления денежных выплат, в силу Постановления Правительства Ульяновской области от 01 июня 2015 года №234-П, является УОГКУ СЗН «Единый областной центр социальных выплат».

    Следовательно, именно УОГКУСЗН «Единый областной центр социальных выплат» правомочно выплачивать денежные средства в случае назначения мер социальной поддержки ОГКУСЗН Ульяновской области.

    Таким образом, исковые требования прокуратуры Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Паниной М.М. о возложении на ОГКУСЗН Ульяновской области обязанности назначить Паниной М.М. ежегодную выплату, установленную Законом Ульяновской области от 03 октября 2014 года №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за осуществленные в 2022 году неоплаченные 130 дежурств по охране общественного порядка в размере 78 000 рублей 00 копеек, а также возложении на УОГКУ СЗН «Единый областной центр социальных выплат» обязанности произвести указанные выплаты подлежат удовлетворению в полном объёме.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска действующего в интересах Паниной Марины Михайловны к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области и Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальный выплат» о понуждении к определенным действиям - удовлетворить.

    Обязать областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области назначить Паниной Марине Михайловне ежегодную денежную выплату, установленную Законом Ульяновской области от 03 октября 2-14 года №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за участие в 2022 году в 130 дежурствах по охране общественного порядка в размере <данные изъяты>.

    Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальный выплат» произвести Паниной Марине Михайловне ежегодную денежную выплату, установленную Законом Ульяновской области от 03 октября 2-14 года №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за участие в 2022 году в 130 дежурствах по охране общественного порядка в размере 78 000 (семьдесят восемь тысяч) рублей 00 копеек.

    Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

                            Судья                                                                      Р.С Резовский

2-1463/2023 ~ М-1273/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Панина М.М.
прокурор Засвияжского района г.Ульяновска
Ответчики
Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Резовский Р. С.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2023Передача материалов судье
23.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2023Судебное заседание
12.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2023Дело оформлено
04.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее