п. Суксун 29 августа 2013 года
Суксунский районный суд Пермского края в составе:председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
при секретаре Вязовиковой О.Б.,
с участием истца Булатовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булатовой Т.А. к администрации муниципального образования «Тисовское сельское поселение» о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
у с т а н о в и л :
Булатова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Тисовское сельское поселение» о признании за ней право собственности в порядке наследования на земельный участок <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> (далее также – спорный земельный участок), кроме того просит признать за ней также право собственности на бревенчатый жилой дом, <данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес> (далее также – спорный жилой дом).
Свои требования мотивировала тем, что ее сыну Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершему ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, <данные изъяты>, принадлежит вышеуказанный земельный участок, а также жилой дом с надворными постройками, общей площадью 23,7 кв. м. Истица Булатова Т.А. является наследником Б. по закону, после его смерти вступила во владение данной недвижимостью, фактически приняла наследство. В установленный законом срок не обратилась к нотариусу Суксунского нотариального округа с заявлением о принятии наследства. Нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство, оставшееся после смерти сына было отказано, поскольку подлинник свидетельства о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ утерян, кроме того, пропущен срок обращения с заявлением к нотариусу.
Истица Булатова Т.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Тисовское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что с исковыми требованиями Булатовой Т.А. согласен.
Представитель 3-го лица Управления Росреестра в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченная к участию в процессе определением суда, Булатова В.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и о признании исковых требований в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что в соответствии с представленным свидетельством о смерти <данные изъяты> наследодатель - Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), следовательно, при разрешении указанного спора применению подлежат положения ГК РФ, регулирующие вопросы наследственного права.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Поскольку умерший Б. завещание не оставил, сведений об этом в судебное заседание не представлено, в данном случае имеет место наследование по закону.
В соответствии со ст.ст. 1141, 1142 ГК РФ наследниками по закону в равных долях являются в первую очередь – дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Согласно свидетельству о рождении серии <данные изъяты> в отношении БВ., в графе отец записан Б..
Согласно свидетельству о рождении <данные изъяты> в отношении Б. в графе мать указана <данные изъяты>, в графе отец <данные изъяты> (л.д. 7).
Из справки о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом ЗАГС администрации Суксунского муниципального района следует, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> зарегистрировала брак с БА., <данные изъяты>
Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты> БА. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент открытия наследства Б. его наследниками по закону в равных долях являлись его дочь Булатова В.В. и мать Булатова Т.А.
В соответствии со ст. 1152, 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из представленного ответа нотариуса Суксунского нотариального округа за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследственного дела к имуществу Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано (л.д. 26).
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В судебном заседании установлено, что Булатова Т.А. в установленный законом шестимесячный срок приняла наследство после умершего Б., путем вступления во владение и управление наследственным имуществом, согласно ее пояснений обрабатывала земельный участок, присматривала за домом, данное обстоятельство подтверждается справкой, <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что единственным наследником, фактически принявшим наследство умершего Б. в установленный законом срок является его мать Булатова Т.А., дочь умершего Б.- Булатова В.В., фактически наследство не приняла, в установленный законом срок за принятием наследства с соответствующим заявлением к нотариусу не обратилась, кроме того признала исковые требования Булатовой Т.А.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследственное имущество Б. составляет жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
Суду представлено свидетельство на право собственности на землю, <данные изъяты>
Кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №, также подтверждается, что правообладателем земельного участка <данные изъяты> является Б. (л.д.16),
Согласно постановлению администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанному земельному участку присвоен адрес: <адрес>
Из справки о домовладении, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес> зарегистрирован <данные изъяты> по праву собственности за Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно записи в похозяйственной книге <данные изъяты>
Согласно архивной справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ архивным отделом администрации Суксунского муниципального района <адрес>, в похозяйственных книгах <данные изъяты> за 1993-2007 г.г. в лицевых счетах №, <адрес>, имеются сведения, что главой хозяйства значится Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>
Из представленных документов, выданных ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» (справки о краткой характеристике домовладения) следует, что в расположенной по адресу: <адрес> жилом доме владельцем значится Б., при этом основание владения не указано. Согласно информации из технического паспорта на домовладение, расположенное по адресу <адрес>, указано следующее наименование объекта: жилой дом с холодной пристройкой и навесом.
Таким образом, как следует из материалов дела, Б. не произвел государственную регистрацию своего права собственности на спорный жилой дом и земельный участок в соответствии с действующим законодательством, вместе с тем, совокупностью исследованных судом доказательств подтверждается, что собственником данных объектов недвижимости является он.
Правообладание умершего Б. на жилой дом и земельный участок никем не оспорено. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <данные изъяты> - отсутствуют.
Таким образом, истец как мать Б. в силу ст. 1118 ГК РФ является его наследником по закону.
В силу ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежавшим наследнику со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.
Поскольку истец Булатова Т.А. является единственным наследником по закону после сына Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ, фактически принявшим наследство, за ней в силу абз.2 ч.2 ст. 218 ГК РФ должно быть признано право собственности на принадлежавшее Б. имущество: жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Булатовой Т.А. удовлетворить.
Признать за Булатовой Т.А. право собственности в порядке наследования на:
- земельный участок <данные изъяты> по адресу: <адрес>,
- жилой дом /<данные изъяты> по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации за Булатовой Т.А. права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.А. Ярушина
<данные изъяты>