Гражд.дело № 2-321\2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
"07" сентября 2015 г. Кизилюртовский районный суд РД
в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,
при секретаре Алхановой А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизилюрте гражданское дело по иску Умарова М.С. к Юнусову Ш.Б., Джабраилову З.А., Мухучаеву М.М. о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного в результате преступления,
УСТАНОВИЛ:
Умаров М.С. обратился в суд с требованием о взыскании с ответчиков Юнусова Ш.Б., Джабраилова З.А., Мухучаева М.М. солидарно, 5 000 000 (пять миллионов) рублей в счет компенсации причиненного ему морального вреда в результате убийства сына, 306 376 (триста шесть тысяча триста семьдесят шесть) рублей материального вреда в виде понесенных расходов, связанных с похоронами и другими религиозными обрядами, а также установлением могильного надгробья, 190 000 (сто девяносто тысяч) рублей расходов по уплате кредиторам, которым при жизни задолжал покойный сын, всего моральный и материальный ущерб в сумме 5 496 376 (пять миллионов четыреста девяносто шесть тысяч триста семьдесят шесть) рублей.
В судебном заседании Умаров М.С., поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, и пояснил, что 18 октября 2010 года примерно в 22 ч. 30 мин. преступная группа, куда входили ответчики Юнусов Ш.Б., Джабраилов З.А. и Мухучаев М.М., по предварительному сговору, по найму и общеопасным способом, на 757 км. ФАД «Кавказ» недалеко от с. Комсомольское Кизилюртовского р-на РД, совершили умышленное убийство его сына У.К.М. и его друга Д.Ш.М. при обстоятельствах, изложенных в приговорах Верховного суда РД, вынесенных в разное время и вступивших в законную силу.
Все они признаны виновными в совершении убийства его сына, и они осуждены приговорами Верховного суда РД к различным срокам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
Ответчик Юнусов Ш.Б. осужден приговором Верховного суда РД от 05 сентября 2011г. к 12 годам лишения свободы. Ответчик Джабраилов З.А. осужден приговором Верховного суда РД от 18.01.2013 года по совокупности преступлений к 21 году лишению свободы в ИК строгого режима. Ответчик Мухучаев М.М. осужден приговором Верховного суда РД от 01.07.2015 года на 21 год лишению свободы в ИК строго режима. Все они признаны виновными в убийстве его сына У.К.М. и Д.Ш.М. при обстоятельствах, изложенных в приговорах. В результате действий этой преступной группы, которые действовали по заказу лиц, которым удалось уйти от ответственности, погиб ни в чем не повинный его единственный сын, наследник и продолжатель его рода и тухума. Все его надежды в его жизни были связаны с именем сына, которого он вырастил и воспитал до 22 лет, который являлся надеждой, опорой и защитой для родителей на старости лет. После гибели сына на почве нервного потрясения и психологических и душевных переживаний заболела его супруга онкологическим заболеванием, которое привело к ее смерти в феврале 2015 года. Смерть сына от рук преступников подорвало и его здоровье, нравственные и физические страдания еще больше усилились чувством несправедливости, когда организаторы и заказчики этих кровавых преступлений остались безнаказанными, осуждены только наемные убийцы - исполнители, а главные виновники, пользуясь несправедливым вердиктом подкупленных присяжных заседателей, остались на свободе. Невозможно выразить словами глубину переживаний и нравственных страданий, которые он испытывает ежедневно, когда вспоминает сына и последующие события вокруг этого уголовного дела. Рассмотрение этих уголовных дел растянулось более трех лет, и каждое судебное заседание причиняло ему тяжелые переживания.
Причиненный ему и его родным и близким моральный вред в результате убийства сына он оценивает в 5 000 000 (пять миллионов) рублей, хотя никакая материальная компенсация не может восполнить мои горе и переживания.
После гибели сына от рук убийц, его семья также понесла материальные убытки, связанные с похоронами и другими религиозными обрядами и обычаями, которых обязана выполнять каждая семья, в которой умер человек. Первоначальные расходы, связанные непосредственно после гибели сына: 18.10.2010 году куплены продукты питания, напитки на сумму 123 918 рублей, мясо - баранина 140 кг по цене 230 рублей за 1 кг на сумму 32 200 рублей; на проведение 52 дня после смерти сына 6.12.2010 году куплены продукты питания на сумму 39 938 рублей: мясо баранина 100 кг по цене 230 рублей за 1 кг на сумму 23 000 рублей всего на сумму 62 938 рублей, на годовщину смерти сына 19.10.2011 года куплено продуктов питания на сумму 39 520 рублей: мясо баранина 100 кг по цене 250 рублей за 1 кг на сумму 25 000 рублей. Всего продуктов и мяса на сумму 64520 рублей, расходы на установление надгробного памятника (могильной плиты) составляют 55 000 рублей. Понесенные им расходы, связанные с похоронными и религиозными обрядами, подтверждаются документами, которые он прилагает к заявлению. Общие расходы, связанные с похоронами и проведением других религиозных и общепринятых обрядов составляет 306 376 рублей, из которых на приобретение продуктов - 251 376 рублей и на установление надгробия - 55 000 рублей.
После смерти сына к нему пришли кредиторы, у которых сын У.К.М. брал деньги в долг, а в его записной книжке тоже были соответствующие записи, подтверждающие долг. Путем перевода денег на банковские карты кредиторов по частям за период с января 2013 года по июнь 2014 года он оплатил (вернул) долг сына в сумме 190 000 (сто девяносто тысяч) рублей, что подтверждается банковскими квитанциями (чеками).
В адрес Ответчиков с уведомлением были направлены копии искового заявления, от Юнусова Ш.Б., и Мухучаева М.М. возражения в суд не представлены.
Ответчик Джабраилов З.А. с иском не согласился и представил суду письменное возражение, в котором просил суд в исковых требованиях в отношении него отказать, ссылаясь на то что, он не причастен к убийству. Признает, что невольно находился на месте преступления, однако действий с его стороны не было. Если даже предположить его причастность к гибели сына заявителя, сумма, запрашиваемая, в иске не реально завышена. Сумма, обозначенная, в исковом заявлении якобы на расходы в счет покупки продуктов питания не может, иметь отношения к иску. Эти расходы проводились заявителем добровольно и суммы затрат заявитель устанавливал сам, то же самое касается и расходов на установку надгробного камня, цена за который варьируется от 5 тысяч рублей и до 300 тысяч рублей. Оплата якобы существовавших долгов погибшего, так же не имеет к нему отношения, так как ответственность по кредитам, после смерти заемщика наступает лишь в случае наличия договора поручительства.
Истец представил суду: выписку из приговора Верховного суда Республики Дагестан от 01.07.2015 года в отношении Мухучаева М.М.; выписку из приговора Верховного суда Республики Дагестан от 05.09.2011 года в отношении Юнусова Ш.Б., выписку из приговора Верховного суда Республики Дагестан 18.01.2013 года в отношении Джабраилова З.А.; накладные на приобретение продуктов питания; квитанция на приобретение надгробного памятника; копии банковских квитанций по переводу денег кредиторам. Ксерокопии этих документов приобщены к материалам дела.
Таким образом, вступившими в законную силу приговорами Верховного суда РД установлено, что истцу причинены нравственные и физические страдания, установлена вина ответчиков в причинении этих страданий истцу. В соответствии с требованиями ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом, в связи с чем эти обстоятельства доказыванию по настоящему делу не подлежат.
В соответствии с требованиями ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии же с требованиями ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии с требованиями ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причинения потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Суд приходит к выводу о том, что требования истца о денежной компенсации, причиненного ему морального вреда подлежат удовлетворению, однако при определении размера возмещения суд, учитывая требования разумности и справедливости, считает, что размер требуемой компенсации в сумме 5 000 000 (пять миллионов) рублей явно завышенным. Размер компенсации морального вреда с учетом вышеизложенных обстоятельств судом определяется в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей. Суд также считает, что требования истца о возмещения материального вреда подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Взыскать в пользу Умарова М.С. с Юнусова Ш.Б., Джабраилова З.А., Мухучаева М.М. солидарно 3 000 000 (три миллиона рублей) в счет компенсации морального вреда и 496 376 (четыреста девяноста шесть тысяч триста семьдесят шесть) рублей в счет возмещения материального вреда, а всего 3 496 376 (три миллиона четыреста девяноста шесть тысяч триста семьдесят шесть) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Умарова М.С. к Юнусову Ш.Б., Джабраилову З.А. и Мухучаеву М.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: