Мотивированное решение по делу № 02а-0165/2023 от 22.05.2023

77RS0008-02-2023-002623-31

 2а-165/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июля 2023 года                                                             адрес

Коптевский районный суд адрес, расположенный по адресу: адрес и фио, дом 31, корп.2, в составе председательствующего судьи Чугаева Ю.А., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Козлова Юрия Юрьевича к адрес Матушкино ОВК адрес о признании незаконным и отмене решения комиссии

установил:

Козлов Ю.Ю. обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене решения (заключения) призывной комиссии адрес ОВК адрес от 05.12.2022 года, в котором он просит признать незаконным и отменить заключение адрес Матушкино ОВК адрес от 05.12.2022 года о зачислении его (Козлова Юрия Юрьевича) в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложить на призывную комиссию адрес обязанность устранить в полном объёме допущенное нарушение его прав и свобод, обязать ОВК по адрес выдать ему военный билет.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что  за период с даты постановки на воинский учет до момента принятия решения призывной комиссией о выдаче ему справки взамен военного билета, он по полученным повесткам добросовестно являлся в военкомат, проходил медицинские комиссии, участвовал в иных мероприятиях, связанных с призывом на военную службу.

Истец сообщает о том, что 23.06.2013 года он окончил среднюю общеобразовательную школу № 367 адрес адрес и поступил  на очное отделение в высшее учебное заведение. До июля 2017 года ему в установленном законом порядке была предоставлена отсрочка от военной службы в связи с обучением в Государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Московский городской педагогический университет» адрес. (диплом № 117718 0855000 от 12.07.2017 года, специальность юриспруденция). После окончания университета, в августе 2017 года он поступил на службу в органы внутренних дел, где работает до настоящего времени в должности полицейского- водителя фио ППСП ОМВД по адрес и Савёлки ГУ МВД России по адрес, имеет специальное звание- старший сержант полиции, что подтверждается справкой с места службы. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу им в установленном законом порядке, было сдано в УВД по Зеленоградскому адрес МВД России по адрес. После прекращения действия отсрочки от призыва на военную службу и поступления на службу в органы внутренних дел, по тем повесткам, которые приходили ему по месту жительства либо работы он добросовестно являлся в ОВК, при этом военный комиссариат был надлежащим образом извещен о месте прохождения им службы в органах внутренних дел, то есть имел возможность принудить его к выполнению любых действий по прохождению мероприятий, связанных с призывом на военную службу через руководителей ОМВД. При этом обязанность самостоятельно инициировать мероприятия, связанные с призывом на военную службу, у него (истца) в соответствии с действующим законодательством отсутствовала. От прохождения военной службы он (истец) не уклонялся, к административной и уголовной ответственности по данному факту не привлекался. Выдача справки взамен военного билета на основании и. 1.1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порочит его деловую репутацию и может негативно отразиться на службе в органах внутренних дел.

Представитель административного истца Водопьянова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ранее доводы иска поддержала.

Представитель ответчика- адрес Матушкино ОВК по адрес в судебное заседание не явился, извещен.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.

Суд, изучив материалы дела и предоставленные в судебном заседании документы, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ  если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействие); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В части 2 статьи 62 КАС РФ указано, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Согласно статье 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 названного федерального закона).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 года  53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Статья 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», закрепляя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривает принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 статьи 23, статьей 24 указанного федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года  663 (далее - Положение о призыве на военную службу).

В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, - на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

 Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, а также личного дела призывника, истец Козлов Ю.Ю., паспортные данные состоит на военном учете в военном комиссариате адрес, до июля 2017 года он имел отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением на очном отделении в Государственном  автономном образовательном учреждении высшего образования «Московский городской педагогический университет» адрес, которая была предоставлена на время обучения по основанию, предусмотренному пп. «а» п.1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» – на время обучения, что подтверждается материалами личного дела, а также отметкой в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу. 

12.07.2017 года административный истец окончил обучение в университете (диплом № 117718 0855000, специальность юриспруденция)

В августе 2017 года Козлов Ю.Ю. поступил на службу в органы внутренних дел, где работает по настоящее времени в должности полицейского - водителя фио ППСП ОМВД по адрес и Савёлки, имеет специальное звание- старший сержант полиции, что подтверждается справкой с места службы. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу административным истцом в установленном законом порядке было сдано в УВД по Зеленоградскому адрес МВД России по адрес. 27 лет истцу исполнилось 28.11.2022 года.

Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, определен Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»

Согласно пункту 35 указанного Положения, воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных войсках, органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям.

Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных войск, органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.

В соответствии с пунктом 36 Положения документы воинского учета военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).

При увольнении граждан со службы органы внутренних дел, органы управления, подразделения (органы) и организации войск национальной гвардии, Государственная противопожарная служба, учреждения и органы уголовно исполнительной системы, органы принудительного исполнения, Российской Федерации письменно извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения.

Из пункта 37 Положения следует, что руководители соответствующих органов внутренних дел, органов управления, подразделений (органов) и организации войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих войсках, органах и учреждениях, а также обучение в образовательных организациях указанных войск, органов и учреждений.

При этом, в случае неисполнения обязанности по извещению военного комиссариата в соответствии с пунктом 37 указанного Положения, должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу подлежит ответственности по ст. 21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При этом неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 21.2 КоАП РФ.

Таким образом, военный комиссариат по месту жительства административного ответчика в установленном законом порядке ежегодно извещался о месте прохождения Козловым Ю.Ю. службы в органах внутренних дел.

Материалы личного дела, представленные стороной административного ответчика, не содержат сведений о том, что Козлов Ю.Ю. после окончания действия отсрочки в порядке, установленном ч.2 ст.31 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», вызывался в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу.  

В суд не представлены повестки, корешки повесток с подписью фио, а равно иные сведения (акты отказа от подписи в повестке и т.п.), позволяющие достоверно убедиться, что принимались меры, направленные на проведение в отношение фио мероприятий, связанных с призывом на военную службу, а административный истец в нарушение действующего законодательства от прохождения таких мероприятий уклонялся.

Заключением призывной комиссии адрес ОВК адрес от 05.12.2022 года Козлов Ю.Ю. в соответствии с пп. «а», п.1 ст. 22, п.1.1 ст. 28, п.1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 года № 400 зачислен в запас по достижению возраста- 27 лет, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. 23.12.2022 года на основании данного заключения административному истцу была выдана справка взамен военного билета.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что истец от призыва на военную службу не уклонялся, за период с 2017 года по дату достижения им возраста 27 лет в его личном деле нет документов, опровергающих данное обстоятельство.

В документах воинского учета истца не имеется данных о не прохождении им военной службы без законных оснований в юридически значимый период с момента утраты административным истцом оснований для отсрочки от призыва на военную службу и до достижения им возраста 27 лет.

Таким образом, установленные по административному делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Козлов Ю.Ю. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.10.2014 года № 26-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом №53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предполагается, что члены призывной комиссии беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и, в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Одновременно в названном постановлении констатировано, что суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 46), оказывалось бы существенно ущемленным.

В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).

Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе, по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат и инициировать мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

В соответствии с правовой позицией, отраженной в пункте 54 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018)»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Данная позиция отражена и в иных судебных решениях, в частности в решениях Московского городского суда (апелляционное определение от 04.08.2020 года по делу № ЗЗа-2997).

Таким образом, суд приходит к выводу, что от прохождения военной службы административный истец не уклонялся, к административной и уголовной ответственности по данному факту не привлекался.

Исходя из изложенного, учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлено, что  Козлов Ю.Ю. не совершил действий и не допустил бездействие, которые были бы сопряжены с неисполнением им предусмотренных Законом № 53-ФЗ обязанностей по воинскому учету, а равно свидетельствующих о его уклонении от призыва на военную службу, и при этом военным комиссариатом не представлено объективных доказательств того, что истцу вручались повестки о необходимости явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, требования которых были проигнорированы,   суд приходит к выводу, что заключение о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не соответствует закону и подлежит отмене.

Таким образом, права административного истца подлежат восстановлению путем признания незаконным и отмены решения призывной комиссии адрес ОВК адрес от 05.12.2022 года, а также возложении на ОВК по адрес обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод административного истца, выдать фио  военный билет.

Руководствуясь ст. ст.174-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое требование Козлова Юрия Юрьевича к адрес Матушкино ОВК адрес о признании незаконным и отмене решения комиссии удовлетворить.    

Признать незаконным и отменить заключение адрес Матушкино ОВК адрес от 05.12.2022 года о зачислении Козлова Юрия Юрьевича в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Возложить на ОВК по адрес обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод административного истца, выдать Козлову Юрию Юрьевичу военный билет.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

 

Судья                                          фио

 

 

Решение в окончательной форме составлено 19 июля 2023г.

1

02а-0165/2023

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 18.07.2023
Истцы
Козлов Ю.Ю.
Ответчики
Отдел Военного комиссариата Москвы по Зеленоградскому АО
Суд
Коптевский районный суд
Судья
Чугаев Ю.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
19.07.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее