Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2016 года Кировский районный суд г.о.Самара в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При секретаре Копыловой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-3983/16 по административному исковому заявлению ИФНС России по Кировскому району г.Самары к Михайленко В.А. о взыскании задолженности по налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Кировскому району г.Самары обратилась в суд с административным иском к Михайленко В.А., указав, что на налоговом учете в ИФНС России по Кировскому району г. Самара состоит в качестве налогоплательщика Михайленко В.А., и в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ, обязан уплачивать законно установленные налоги. Ответчик является налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемый налоговый период в связи с наличием объекта налогообложения. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное налоговое уведомление получено ответчиком. В установленные в НК РФ сроки, ответчиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени. Налоговым органом в отношении ответчика выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленных на сумму недоимки пени. До настоящего времени задолженность Михайленко В.А., не погашена. Просит взыскать с Михайленко В.А., недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере <данные изъяты> 33 копейки, пени в размере <данные изъяты> 65 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере <данные изъяты> рубля 79 копеек, пени в размере <данные изъяты> рублей 97 копеек, всего на общую сумму <данные изъяты> рубля 74 копейки.
В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Михайленко В.А., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил в суд возражения на административное исковые заявление, в которых просит отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д.26-29), так же предоставил ходатайство с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.4-6 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Подпунктом 1 пункта 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О налогах на имущество физических лиц», плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу п. 1 ст. 2 названного Закона объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Таким образом, Закон РФ № связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона № от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются инвалиды I и II групп. Согласно п. 2 ст. 4 Закона № налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Ограничений в применении указанных льгот не предусмотрено.
Установлено, что Михайленко В.А. является собственником жилого дома жилого дома по адресу: <адрес> (л.д.24).
ИФНС России по Кировскому району г. Самара налогоплательщику Михайленко В.А. был начислен налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рублей 33 копейки.
Согласно представленной Михайленко В.А. в судебное заседание справки №, он является инвалидом II группы бессрочно, в связи с чем, в силу указанной нормы Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц.
Таким образом, не имеется основания для удовлетворения требований ИФНС о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей 33 копейки и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей 65 копеек., в связи с чем, в данной части в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 396 НК РФ, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
По смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством о характеристике земельного участка, о владельце земельного участка и его зарегистрированных правах на него являются данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также данные государственного кадастра недвижимости.
На основании указанных сведений налоговые органы формируют базу налогоплательщиков по земельному налогу.
По сведениям, представленным Управлением Росреестра по Самарской области из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Михайленко В.А. (л.д. 25).
ИФНС России по Кировскому району г. Самара налогоплательщику Михайленко В.А. был начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рубля 79 копеек исходя из кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> рубля 82 копейки.
В соответствии с НК РФ, земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Из смысла пункта 2 статьи 387 Кодекса следует, что вопросы, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан налоговых льгот по уплате земельного, относятся, в том числе, к компетенции представительных органов муниципальных образований, на территории которых находятся земельные участки.
Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога» на территориях внутригородских районов г.о. Самара введен земельный налог. Объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах границ г.о. Самара, в соотвествии с НК РФ.
В соотвествии с ч.6 Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, освобождаются от налогообложения в пределах суммы по уплате налога в отношении одного земельного участка в размере не более 600 кв. м, не используемого для осуществления предпринимательской деятельности, по каждому из следующих видов использования земель: индивидуальная жилая застройка, личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество или животноводство, а также дачное хозяйство; в отношении одного земельного участка в размере не более 24 кв. м, занятого гаражом, и в отношении одного земельного участка в размере не более 18 кв. м, занятого хозяйственной кладовой, не используемых для осуществления предпринимательской деятельности, инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до ДД.ММ.ГГГГ без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Из содержания указанной нормы следует, что налоговая льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога предоставляется определенным категориям граждан, владеющим земельными участками, при одновременном соблюдении условий: в отношении одного земельного участка в размере не более 600 кв. м, земельный участок не используется для ведения предпринимательской деятельности и занят объектами жилищного фонда, либо предназначен для размещения домов индивидуальной жилой застройки, гаражей и автостоянок, либо находится в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.
Таким образом, на Михайленко В.А., в отношении земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, указанная правовая норма распространяется в части земельного участка, площадью 600 кв.м. На земельный участок, площадью свыше <данные изъяты> кв.м., в размере <данные изъяты> кв.м., подлежит начислению налог.
Статьями 52 (пункт 4) и 69 (пункт 6) НК РФ, законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказанными письмами.
Налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №, Михайленко В.А. извещен об обязанности оплатить земельный налог в размере <данные изъяты> рубля 79 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
В установленный в налоговом уведомлении срок Михайленко В.А. не исполнил обязанность по уплате налогов, в связи с чем, налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес ответчика направлено требование № об уплате налогов, сбора, пени, штрафа, процентов, согласно которому налогоплательщику в срок до ДД.ММ.ГГГГ предложено погасить задолженность по налогам и пени (л.д.8).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ, налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, а именно в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка (согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшим в редакции спорного налогового периода, установлена налоговая ставка в размере 0,2 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Учитывая изложенное, в отношении земельного участка относящегося к категории земель - «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», принадлежащего Михайленко В.А., должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере 0,2%.
Таким образом, сумма земельного налога подлежащего взысканию с Михайленко В.А. должна быть рассчитана следующим образом: <данные изъяты> х 0,2%).
В нарушение положений статьи 45 НК РФ, административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налогов.
Позиция административного ответчика об освобождении его от уплаты налога на землю свидетельствует, по мнению суда, о неверном толковании им положений действующего законодательства, определяющего основания и порядок предоставления льгот при уплате налога на землю.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В настоящем случае по смыслу ст. 75 НК РФ пени налогоплательщику начисляется в случае неуплаты законно начисленного налога на основании налогового уведомления.
При таком положении, учитывая, что пеня производна от суммы налоговой задолженности, являясь ее составной частью, не верный расчет земельного налога за земельный участок, имеющийся в собственности у административного ответчика, привел также к неверному расчету пеней за несвоевременную уплату земельного налога, правильный расчет пеней и период их начисления стороной административного истца суду не представлен, а суд самостоятельно не имеет возможности расчета пеней, суд приходит к выводу, что в требованиях о взыскании пени надлежит отказать, что не препятствует административному истцу обратиться с отдельным требованием о взыскании пени.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части требований, в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИФНС России по Кировскому району г.Самары к Михайленко В.А. о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Михайленко В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Кировскому району г.Самары недоимку по земельному налогу в размере <данные изъяты> рубля 55 копеек.
Взыскать с Михайленко В.А. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части иска ИФНС России по Кировскому району г.Самары отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: М.А. Панкова