дело № 2-410/2019
УИД 26RS0014-01-2019-000529-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2019 года г. Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Сивцева С.А.,
при секретаре судебного заседания Тимонове С.А.,
с участием истца Величко Г.А.,
представителя ответчика Гончарова Алекса по ордеру адвоката Адвокатского кабинета Шаиновой Е.В., представившей удостоверение № и ордер № н № от 03.04.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Изобильненского районного суда гражданское дело по исковому заявлению истца Величко Г.А. к ответчику Гончарову А. о признании прекращенным права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился истец Величко Г.А. к ответчику Гончарову А. с требованиями признать прекращенным право пользования ответчика Гончарова А., уроженца <адрес>, <данные изъяты> жилым помещением - комнатой № <адрес>.
Требования в иске мотивировала тем, что является собственником жилого дома по адресу <адрес> комната №.
В принадлежащем истцу жилом помещении до декабря 2017 проживал ответчик. В декабре 2017 он покинул жилое помещение. Решением мирового судьи от 22.10.2018 брак между истцом и ответчиком был расторгнут.
Поскольку в настоящее время ответчик добровольно покинул жилое помещение, то есть прекратил им пользоваться, никаких соглашений относительно его дальнейшего проживания с истцом не заключалось, то приобретённое ответчиком ранее право пользования жилым помещением прекратилось.
Однако по сегодняшний день ответчик самостоятельно сниматься с регистрационного учета в жилом помещении не хочет и остается зарегистрированной в нём. Просила удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании истец Величко Г.А. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении, также показала, что проживала в гражданском браке с ответчиком в Грузии. В 2016 приобрела комнату № по <адрес>. В браке на тот период она не состояла. После приезда Гончарова А. в Россию, они зарегистрировали брак, истец прописала ответчика в принадлежащей ей комнате. В 2017 ответчик вернулся в Грузию, больше в Россию не приезжал. Брак между ней и ответчиком расторгнут, отношения они не поддерживают.
Ответчик Гончаров А. в судебное заседание не явился, извещался по месту регистрации, по адресу: <адрес>. Сведений о месте жительства не имеется.
В связи с тем, что у ответчика Гончарова А., фактическое место жительства которого неизвестно, отсутствует представитель, суд согласно ст. 50 ГПК РФ назначил адвоката Шаинову Е.В. в качестве представителя ответчика.
Представитель ответчика адвокат Шаинова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, так как считает необходимым установить местонахождение ответчика.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Изобильненскому городскому округу в судебное заседание не явился, его начальник Сноркин В.А. представил ходатайство о рассмотрении без участия сотрудников отдела по вопросам миграции ОМВД России по Изобильненскому городскому округу.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить о рассмотрении дела в их отсутствии, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося третьего лица Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Изобильненскому городскому округу.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО5 показал, что Величко Г.А. его соседка. Ранее она проживала с Гончаровым А. в ринадлежащей ей комнате. Последний в 2017 году уехал в Грузию, так как не смог найти работу. Гончаров А. звонил ему несколько раз, спрашивал про Величко Г.А., также говорил, что находится в Грузии.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 показал, что Величко Г.А. проживает по соседству в комнате № <адрес>. Ранее вместе с ней проживал ее муж Гончаров А. Он приехал в 2017 году, пытался трудоустроиться, когда не нашел работу, уехал обратно в Грузию. Больше он его не видел.
Выслушав истца Величко Г.А., представителя ответчика адвоката Шаинову Е.В., свидетелей ФИО5, ФИО6, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В соответствии со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Аналогичные права членов семьи собственников жилого помещения закреплены также в статье 209 ГК РФ: члены семьи собственника, проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.
Из анализа указанных правовых норм следует, что Жилищный кодекс РФ исходит из приоритета права собственности на жилое помещение над правом пользования этим жилым помещением иными лицами, в том числе и членами семьи собственника. Пределы пользования жилым помещением иными лицами в силу положений ЖК РФ определяются собственником этого жилого помещения.
В соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
По смыслу части 1 и части 4 статьи 31 ЖК РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, совместным проживанием и ведением общего хозяйства.
Отказ от ведения общего хозяйства с собственником жилого помещения, отсутствие общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ).
Частью 3 статьи 123 Конституции РФ закреплено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Как установлено в судебном заседании собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является истец Величко Г.А., что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной 05.10.2016.
Из представленной копии домовой книги для прописки граждан, проживающих в комнате № <адрес>, видно, что в указанной комнате с 02.06.2017 зарегистрирован ответчик Гончаров А..
Суду был также представлен Акт от 06.09.2018, составленный соседями ФИО6, ФИО5, ФИО7, заверенный печатью Изобильненского городского округа Ставропольского края, согласно которому Гончаров А., <данные изъяты>, в жилом помещении - комнате № <адрес>, не проживает с 2017. Его местонахождение неизвестно.
Как следует из свидетельства о расторжении брака №, выданным 15.01.2019 Отделом ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по Изобильненскому району, брак между Гончаровым А. и Величко Г.А. прекращен 23.11.2018 на основании решения мирового судьи судебного участка №3 Изобильненского района Ставропольского края от 22.10.2018.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом семьи.
В силу ст. 292 ГК РФ бывшие члены семьи не сохраняют право пользования жилым помещением при прекращении семейных отношений, право пользования жилым помещением за этими гражданами в силу ч.3,ч.4 ст. 31 ЖК РФ может быть сохранено на определенный срок по решению суда.
Как показала истец Величко Г.А. семейные отношения между ней и Гончаровым А. прекращены в 2017 году. С этого периода ответчик выехал из спорного жилого помещения и не проживает в нем, каких-либо отношений с истцом не поддерживает. Это также подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО6.
Как было установлено в судебном заседании, каких либо соглашений о пользовании указанным жилым помещением между истцом и ответчиком заключено не было. Ответчик в квартире истца фактически не проживает, его личных вещей в доме нет, участия в содержании комнаты он не принимает, коммунальные услуги не оплачивает, членом семьи собственника не является.
Поскольку семейные отношения с собственником жилого помещения у ответчика прекращены, он в силу ч.4 ст. 31 ЖК РФ не сохраняет право пользования жилым помещением.
Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие договора найма жилого помещения, а также того, что ответчик на положении нанимателя несет соответствующие обязанности перед собственником жилого помещения, вносит плату за коммунальные услуги и плату истцам за пользование жилым помещением, не представлено.
В соответствии со ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства.
Сама по себе регистрация не является основанием для пользования жилым помещением, а лишь обеспечивает условия для реализации гражданином его прав и свобод, а также исполнение им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Суд признает, что ответчик утратил право пользования жилым помещением, поскольку для приобретения права на жилую площадь требуется не только установленный порядок вселения (прописка, регистрация), но и совместное проживание на жилой площади с нанимателем на правах члена семьи, чего в данном случае не установлено. Сам по себе факт прописки или регистрации по месту проживания не влечет за собой возникновения права на жилую площадь.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что законных оснований на право пользования жилой площадью ответчик не имеет.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 304 ГК РФ истец вправе ставить вопрос об устранении препятствий в пользовании жилым помещением. Данные требования подлежат удовлетворению.
Ввиду того, что ответчик не является членом семьи истца, не является собственником жилого помещения, право пользования жилым помещением не может быть за ним сохранено.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 (далее - Правила), снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Обязанность по снятию гражданина с регистрационного учета возложена на органы регистрационного учета действующим законодательством, а именно: пунктом 2 Правил, а также пунктом 15 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 №288.
В силу изложенного, признание ответчика Гончарова А. прекратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия его с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования истца Величко Г.А. к ответчику Гончарову Алексу о признании прекращенным права пользования жилым помещением - удовлетворить.
Признать прекращенным право пользования ответчика Гончарова А., уроженца <адрес>, <данные изъяты>, жилым помещением - комнатой № <адрес>.
Решение суда является основанием для снятия Гончарова А., уроженца <адрес>, <данные изъяты>, с регистрационного учета по адресу: <адрес>
На решение суда в соответствии с ч. 2 ст. 321 ГПК РФ может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда.
Согласно ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Судья С.А. Сивцев