Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1975/2015 ~ М-1704/2015 от 30.04.2015

Дело № 2-1975/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2015 года                       г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Шевченко Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района Волгограда в интересах Преснякова С.А. к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Прокурор Ворошиловского района Волгограда обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда в интересах Преснякова С.А. с иском к Комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить Преснякова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований указал, что Пресняков С.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении него родительских прав. В соответствии с приказом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Пресняков С.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый министерством образования и науки Волгоградской области. Однако, как следует из обращения Преснякова С.А., поступившего в прокуратуру Ворошиловского района Волгограда, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права Преснякова С.А., который не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья.

Помощник прокурора Ворошиловского района Волгограда – Богатырева Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Истец Пресняков С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Хмелева Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований прокурора просила отказать, поскольку для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ под по <адрес>, под по <адрес>. В течение ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> в целом было проведено <данные изъяты> конкурсные процедуры, по городскому округу <адрес> <данные изъяты> конкурсных процедур, по итогам которых на территории <данные изъяты> было приобретено в государственную собственность <адрес> <данные изъяты> жилых помещения (конкурсы признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок). В <данные изъяты> комитетом было проведено <данные изъяты> аукционных процедур по городскому округу - <адрес>, по итогам которых заключено <данные изъяты> государственных контракта на приобретение жилых помещений. В настоящее время <данные изъяты> квартир по городскому округу-<адрес> предоставлены детям-сиротам в соответствии со списком детей-сирот, <данные изъяты> квартиры оформляются в государственную собственность <адрес>. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность Волгоградской области Преснякову С.А. в случае его согласия будет предоставлена квартира на территории городского округа - <адрес>. Ориентировочный срок предоставления жилого помещения составляет ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Преснякова С.А. жилым помещением.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 и ФИО7 лишены родительских прав в отношении своего сына Преснякова С.А.

Исходя из этого, Преснякова С.А. необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ Пресняков С.А. определен на полное государственное обеспечение в детский дом, за ним закреплено право проживания по адресу: <адрес>.

Актом администрации <адрес> Волгограда установлена невозможность проживания Преснякова С.А. в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Сведений о принадлежности на праве собственности Преснякову С.А. какого-либо недвижимого имущества материалы дела не содержат.

Заключением <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ установлена необходимость включения Преснякова С.А. в список лиц, нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 22).

В соответствии с приказом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Пресняков С.А. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Вместе с тем, из пояснений помощника прокурора Ворошиловского района Волгограда Богатыревой Н.С. следует, что Пресняков С.А. в настоящее время не обеспечен каким-либо жильем. По данному вопросу он обращался к ответчику, и согласно информации Комитета строительства Волгоградской области Пресняков С.А. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ, под по <адрес>, под по <адрес>.

При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление Преснякову С.А. жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Преснякову С.А. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Материалами дела также установлено, что Пресняков С.А. достиг совершеннолетия, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Преснякова С.А. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым Преснякова С.А., представлено не было.

В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области на территории г.Волгограда отсутствуют, после принятия жилых помещений в государственную собственность Преснякову С.А. в случае его согласия будет предоставлена квартира на территории городского округа <адрес>, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Преснякова С.А. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Преснякова С.А., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Ворошиловского района Волгограда в интересах Преснякова С.А. к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении жилым помещением из специализированного жилищного фонда, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ворошиловского района Волгограда в интересах Преснякова С.А. к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Преснякову С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории <адрес> по договору социального найма специализированного жилого фонда.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: решение принято в окончательной форме 16 июня 2015 года.

Председательствующий:                  Чурина Е.В.

2-1975/2015 ~ М-1704/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ворошиловского района г. Волгограда
Пресняков Семен Александрович
Ответчики
Комитет строительства Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Чурина Елена Владимировна
Дело на странице суда
vor--vol.sudrf.ru
30.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2015Передача материалов судье
05.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2015Подготовка дела (собеседование)
25.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2015Судебное заседание
16.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2015Дело оформлено
03.08.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее