Мировой судья судебного участка № 54
Советского судебного района г. Самары
Самарской области Хамадеева Н.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2022 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Никоновой И.П.,
при секретаре Климовой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуЧеремшанцева Д.Е. на решение мирового судьи судебного участка № 54 Советского судебного района г. Самары от 31 марта 2022 года по гражданскому делу № 2-510/22 по иску Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» к Черемшанцеву Д.Е. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которым постановлено:
«Исковые требования некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» к Черемшанцеву Д.Е. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить.
Взыскать с Черемшанцева Д.Е. в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.09.2018 г. по 31.10.2019 г. в размере 4217 руб. 08 коп., пени в размере 189 руб. 06 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.»,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» обратилось в суд с иском к Черемшанцеву Д.Е. о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, ссылаясь на то, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Пятая просека, 99Б, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, НО «ФКР». Ответчику в данном многоквартирном доме на праве собственности принадлежит жилое помещение. На основании платежных документов, выставляемых истцом, ответчик обязан ежемесячно платить взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Черемшанцев Д.Е. указанную обязанность не исполняет, у него образовалась задолженность. На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ответчика задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.02.2018 г. по 31.10.2019 г. в размере 6267 руб. 87 коп., пени за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт в размере 218 руб. 46 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
С учетом уточненных требований истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.09.2018 по 31.10.2019 в размере 4 217 руб. 08 коп., пени за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт в размере 189 руб. 06 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 54 Советского судебного района г. Самары Самарской области Хамадеева Н.Ф. от31 марта 2022 годаисковые требования некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» к Черемшанцеву Д.Е. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме удовлетворены.
Не согласившись с вышеуказанным решением мирового судьи, ответчикЧеремшанцев Д.Е. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение мирового судьи и принять по делу новое решение, поскольку в ходе единственного судебного заседания по данному делу 31 марта 2022 года мировой судья Хамадеева Н.Ф. безосновательно отклонила все заявленные ответчиком ходатайства, запросы об обеспечении доказательств, а также не приняла к сведению все доводы, основанные на прямом указании закона, чем нарушила конституционные права и принципы правосудия: право на судебную защиту (п. 1 ст. 46 Конституции РФ), принцип состязательности и равноправия сторон, принцип законности, тем самым фактически лишив ответчика возможности полноценно участвовать в судебном процессе. Данные обстоятельства подтверждается аудиозаписью, сделанною ответчиком, а также протоколом судебного заседания.
Представитель истца НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капительного ремонта» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик Черемшанцев Д.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение мирового судьи отменить.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (часть 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции (часть 3).
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно положениям статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещения в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности.
Согласно ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4).
Согласно ст. 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 3 ст. 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также ч. 2 и ч. 3 ст. 7 Закона Самарской области № 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 г. Постановлением Правительства Самарской области № 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области".
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Программу капитального ремонта, в силу Постановления Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. N 707, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года согласно постановлению Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. N 707.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона №60-ГД в редакции, действующей до 11.07.2016, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором, а в редакции с 11.07.2016 - не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, предоставленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим.
Установлено, что ответчик Черемшанцев Д.Е. с <данные изъяты> является долевым собственником квартиры (<данные изъяты>), расположенной по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Собственники помещений в указанном многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты> формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - НО «ФКР».
НО «ФКР» создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом Самарской области от 21.06.2013 №60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" и Постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций и сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 №79, приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 №357.
Региональным оператором НО "ФКР" в адрес ответчика выставлялись платежные документы (счета) на оплату взносов за капитальный ремонт, однако, как следует из материалов дела, и ни одной из сторон не оспаривалось, оплату взносов на капитальный ремонт ответчик не производил.
В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня. определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, по обязательствам, с определенным сроком исполнения, течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
При уплате взносов на капитальный ремонт, срок исполнения определен: за периоды с 01.08.2014 по 30.06.2016 до 10 числа месяца, следующего за расчетным, а с 01.07.2016 по настоящее время - до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Исковое заявление о взыскании задолженности направлено в суд, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 04.10.2021, на котором имеется штамп почты от 04.09.2021.
Срок оплаты за сентябрь 2018 года установлен до 20.10.2018, то есть трехлетний срок истекает 20.10.2021.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что исковое заявление о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт подано до истечения срока исковой давности за период с 01.09.2018 по 31.10.2019, о чем истец уточнил исковые требования.
Принимая во внимание, что ответчик обязан нести расходы по уплате взносов на капитальный ремонт, судом правильно сделан вывод о взыскании с Черемшанцева Д.Е. в пользу НО «ФКР» задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.09.2018. по 31.10.2019 в размере 4217 руб. 08 коп.
В силу ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Учитывая размер взыскиваемой с ответчика задолженности, сроки нарушения обязательств, с ответчика в пользу НО «ФКР» мировым судьей правильно сделан вывод об удовлетворении и требовании истца о взыскании с ответчика пени за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт в размере 189 руб. 06 коп.
Также, мировым судьей обоснованно не приняты во внимание доводы ответчика о том, что он не обязан платить взносы на капитальный ремонт, ссылаясь на то, что он каких-либо соглашений с НО «ФКР» не заключал, поскольку многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. <данные изъяты> включен в Региональную программу капитального ремонта, на основании постановления Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 707; НО «ФКР» создано в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 № 247, в связи с чем, обязанность по внесению взносов за капитальный ремонт возникла у собственников данного многоквартирного дома с августа 2014 года, путем формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора НО «ФКР», заключение отдельных соглашений с которым собственниками жилых помещений многоквартирного дома не требуется.
Кроме того, положениями ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено 2 способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме: формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом УК в банке, либо формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. В ходе судебного заседания ответчиком не оспаривалось, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором бы было принято решение о самостоятельном формировании фонда капитального ремонта, об открытии специального счета - не проводилось.
Доводы Черемшанцева Д.Е. о том, что многоквартирный дом по адресу: <данные изъяты>, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области без проведения общего собрания собственников для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в силу п. 6 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, не являются основанием для отмены обжалуемого решения мирового судьи, поскольку не освобождают собственника от обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» не оспорено и не признано недействительным, в том числе в части включения в указанную программу многоквартирного дома, в котором расположенное принадлежащее ответчику помещение.
Также, доводы ответчика о получении и обработке НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» персональных данных Черемшанцева Д.Е. не являются основанием к отмене обжалуемого решения мирового судьи.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору и сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 16.01.2016 №63-15-001153, НО «ФКР» включен в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
На НО «ФКР» в соответствии с действующим законодательством, возложена обязанность по организации, проведению, а также сбору взносов на капитальный ремонт, то в соответствии с п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных.
Во исполнение требований действующего законодательства с целью своевременного предоставления собственникам помещений ежемесячно счетов-квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома необходима база данных по собственникам жилых помещений многоквартирных домов. База данных формируется из тех сведений, которые предоставляются Фонду муниципальными образованиями, а также управляющими и эксплуатирующими организациями. Кроме этого, региональным оператором могут быть получены данные о собственниках помещений в многоквартирном доме, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Одной из функций регионального оператора, в соответствии с ч.2 ст. 28 Закона Самарской области является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Персональные данные собственников помещений в многоквартирных домах обрабатываются с целью реализации функций, возложенных на НО «ФКР» как регионального оператора, в соответствии с главой 5 Закона Самарской области от 21.06.2013 № 60-ГД, в таком случае, согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
В части запроса, касающегося уведомления заявителей о получении НО «ФКР» персональных данных от третьих лиц (согласно требованиям части 3 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»), на основании части 4 вышеуказанной статьи оператор освобождается от обязанности предоставлять субъекту персональных данных сведения, предусмотренные частью 3 статьи 18, в случаях, если персональные данные получены оператором на основании федерального закона.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих нарушение НО «ФКР» прав ответчика в получении и обработке его персональных данных, позволяющих освободить ответчика от обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 54 Советского судебного района г. Самары от 31 марта 2022 года по гражданскому делу № 2-510/22 по иску Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» к Черемшанцеву Д.Е. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - оставить без изменения, апелляционную жалобуЧеремшанцева Д.Е. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течении трех месяцев через суд первой инстанции.
Судья: подпись И.П. Никонова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19.08.2022.
Копия верна
Председательствующий
Секретарь