Дело №2-989-2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Губаха 09.08.2017 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н.Мельникова,
при секретаре Л.А. Кукшиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.П.М. и А.И.П. к администрации городского округа «Город Губаха» о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ,
третье лицо – федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ»,
УСТАНОВИЛ:
А.П.М. и А.И.П. обратились в суд с иском к администрации городского округа «Город Губаха» о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, указав, что они зарегистрированы в <адрес>. Указанный дом по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ был подвержен влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Ключевская», в результате чего здание испытало деформацию по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. По результатам заключения ГУП «ЦТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ физический износ указанного дома составляет 72% по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При обращении ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского округа «Город Губаха» с соответствующим заявлением и последующим дополнений к нему в связи с предоставлением недостающих документов, получен отказ. Поскольку иного жилья они не имеют, то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428 должны быть включены ответчиком в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодном для проживания в результате ведения горных работ, для предоставления социальной выплаты для приобретения другого благоустроенного жилого помещения.
Истцы А.П.М. и А.И.П. в судебное заседание не явились, ходатайств не заявили.
Представитель администрации городского округа «Город Губаха» Андреев П.А. в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых указал, что истцами не приведено доказательств их обращения к ответчику за разрешением данного вопроса, отсутствуют сведения об отказе ответчика на их письменное обращение, т.е. у истцов отсутствуют основания для обращения с настоящим иском в суд. Также истцами не доказаны обстоятельства, на которые они ссылаются. Постановлением администрации городского округа «Город Губаха» №530 от 13.05.2015 года утверждено Положение о порядке предоставления гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, социальной выплаты для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. В пункте 2.5 данного положения приведен перечень необходимых документов, предоставляемых гражданами в Администрацию для реализации права на предоставление социальной выплаты. Таким образом, не только Постановлением Правительства РФ, но и нормативным правовым актом органа местного самоуправления установлен определенный административный, т.е. внесудебный порядок реализации прав граждан на получение мер социальной поддержки (при наличии на то оснований). Данный порядок носит явочный характер, реализация права возможна в случае обращения гражданина с соответствующим заявлением и приложением документов согласно перечня. Обращение в суд без предварительного заявления в установленном нормативными правовыми актами порядке недопустимо, так как в этом случае не только отсутствует предмет для иска (нарушенное право), но и имеет место попытка возложения на суд функции органов государственной власти и местного самоуправления, что является прямым нарушением положений статьи 2 ГПК РФ. Кроме того, согласно представленным документам, А.П.М. А.И.П. проживают по адресу <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. То есть из представленных истцами материалов следует, что законное основание для пользования данным помещением у них возникло только после ДД.ММ.ГГГГ, то есть значительно позже ликвидации шахты, и, следовательно, уже в силу этого истец не может претендовать на включение в указанный список. Ссылка на факт регистрации по адресу не может быть принята, т.к. согласно п.2 Постановления Конституционного суда РФ от 02.02.1998 года №4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей (в т.ч. и жилищных - прим.) и, согласно ч.2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. То есть наличие/отсутствие одной лишь регистрации не порождает каких-либо прав как на само жилое помещение, так и прав, производных от него (в т.ч. и права на включение в списки по Постановлению Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 г.). При таких обстоятельствах отсутствуют предусмотренные пунктом 8 Правил (в редакции Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 года №976) основания для внесения А.И.П. и А.П.М. в список граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности.
Представитель третьего лица ФГБУ «ГУРШ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в его отсутствие, направил отзыв, в котором указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» содействие гражданам в приобретении жилья осуществляется в форме социальных выплат, которые предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ. Формирование списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, является исключительным правом органа местного самоуправления. Уставом ФГБУ «ГУРШ» не предусмотрены функции по распределению средств федерального бюджета и формированию списков граждан на переселение.
Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
27.06.1996 года вступил в действие Федеральный закон №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности».
В соответствии с положениями статьи 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в число которых входят мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, включая снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критерию безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила).
В силу пунктов 2, 3 и 5 Правил межбюджетные трансферты предоставляются Министерством энергетики Российской Федерации местным бюджетам шахтерских городов и поселков и направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 Правил установлено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 года №976 в пункт 8 Правил внесены дополнения, устанавливающие исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, а именно 1) рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; 2) государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; 3) снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы А.П.М. и А.И.П. соответственно с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированы и проживают на условиях договора социального найма в <адрес>, который по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Ключевская», в результате чего здание деформировано по величине более допустимых показателей и пришло в непригодное для проживания состояние по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Иного жилья А.П.М. и А.И.П. не имеют.
Это подтверждается письменными доказательствами.Из выписки из приказа ОАО «Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в соответствии с решением собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ шахта «Ключевская» подлежит ликвидации.
В копии корешка ордера № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что <адрес> передана в бессрочное пользование нанимателю А.П.М. и членам его семьи: супруге - А.А.И.
В копии договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что администрация Северо-Углеуральского городского поселения Губахинского муниципального района на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № передала нанимателю А.П.М. в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>.
В свидетельстве о рождении серии ________________ № от ДД.ММ.ГГГГ выданном повторно Отделом ЗАГС администрации городского округа «<адрес>» указано, что А.И.П. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями являются А.П.М. и А.А.И.
Из уведомлений Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и № следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах А.И.П. и А.П.М. на недвижимое имущество соответственно.
Из копии паспорта гражданина РФ серии ________________ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Губахинским ОВД Пермской области следует, что А.П.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из копии паспорта гражданина РФ серии ________________ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по Пермскому краю в Губахинском районе следует, что А.И.П. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из справки ОАО «КРЦ-Прикамье» б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что А.П.М. и А.И.П. с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно по настоящее время зарегистрированы по адресу: <адрес>
Из заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой <адрес>, 1953 года постройки, был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Ключевская» ОАО «Кизелуголь», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В справке Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физический износ жилого <адрес> края составляет 72%.
В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации городского округа «Город Губаха» А.П.М. просил предоставить ему и члену его семьи - сыну А.И.П. социальную выплату на приобретение жилья в г.Губаха Пермского края в рамках реализации программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
При разрешении спора суд учитывает, что основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев) и отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
Во исполнение названного Федерального закона от 20.06.1996 года №81-ФЗ Правительство Российской Федерации Постановлением от 24.12.2004 года №840 утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в который включена и реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, предусматривающих содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428 (далее – Правила)..
В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Из совокупности этих норм следует, что Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом зашиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и принятых во их исполнение иных нормативно-правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах.
Следовательно, для рассмотрения настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: включение гражданина в список лиц, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, составленном на момент принятия решения о ликвидации шахты, а также признание жилого помещения не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом предприятии угольной промышленности именно на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Между тем, вопреки положениям статьи 56 ГПК РФ истцами не представлено доказательств того, что они были включены в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Ключевская» ОАО «Кизелуголь» на момент принятия решения о ликвидации шахты, также как не представлено и доказательств того, что жилой <адрес> был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте именно на дату принятия решения о ликвидации шахты, то есть на ДД.ММ.ГГГГ.
Представленное истцом заключение Уральского филиала «ВНИМИ» эти обстоятельства с очевидностью не подтверждает, поскольку в данном заключении содержатся выводы о непригодности дома для проживания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ как с учетом процента физического износа здания 72%, так и с учетом деформаций под влиянием горных работ за весь срок его службы, то есть с 1953 года (год постройки). Фактически данным заключением подтверждается техническое состояние многоквартирного дома на момент изготовления указанного заключения, выводы которого основаны в значительной степени на процентном износе дома исходя из года возведения данного объекта жилого фонда, поскольку доказательств того, что повреждение конструктивных элементов здания вызвано именно осуществлением шахтных работ в горно-добывающей деятельности, в том числе на момент ликвидации шахты, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не выявлено.
Кроме того, в силу положений п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в редакции постановления Правительства РФ от 28.09.2016 года №976, перечень оснований для уточнения ранее составленных списков, является исчерпывающим. Таким образом, в силу действующего на момент разрешения спора законодательства, уточнение (корректировка) возможна только списков, составленных на день принятия решения о ликвидации шахты, и только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 8 Правил. Фактически названные Правила содержат только одно основание для включения новых лиц в качестве участников данной программы - внесение в списки новорожденных детей после включения в число участников их родителей. Как следует из материалов дела, ранее А.П.М. и его сын А.И.П. не признавались участниками специализированной программы предоставления жилого помещения в связи с повреждением объекта его проживания в результате деятельности ликвидированной шахты и на момент её ликвидации уже проживали в доме, поэтому новых обстоятельств для включения их в число участников данной программы в данном случае не усматривается.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований в данном случае не имеется, поэтому в удовлетворении иска А.П.М. и А.И.П. к администрации городского округа «Город Губаха» следует отказать.
Это не препятствует защите жилищных прав истцов на основе общих положений жилищного и гражданского законодательства в ином исковом производстве.
Руководствуясь ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать А.П.М. и А.И.П. в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа «Город Губаха» о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: