Дело № 2-1464/20
УИД: 51RS0003-01-2020-001213-37
Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Лучника А.В.,
при секретаре Нефедовской И.И.,
с участием:
представителя истца Ермакова Е.П.,
представителя ответчика Обрядина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ольшевского С.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии со дня наступления права на получение пенсии и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Ольшевский С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске (далее УПФР в г. Мурманске) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии со дня наступления права на получение пенсии и перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что 14 мая 2019 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, представив все требуемые в соответствии с законом документы.
23 августа 2019 года решением № 117601/19 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 9 ч. 1 ст.30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Причиной отказа пенсионного органа является отсутствие требуемого размера страхового стажа.
Так, по мнению пенсионного органа, стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил 24 года 09 месяцев 22 дня вместо необходимых 25 лет.
Решением пенсионного органа не был включены в страховой стаж период учебы истца в Мурманском высшем инженерном морском училище имени Ленинского комсомола с 01 сентября 1986 года по 25 июня 1992 года, так как не были предоставлены подтверждающие документы.
Вместе с тем, УПФР в г. Мурманске направляло в соответствующее учебное заведение запрос о периодах обучения Ольшевского С.В. в указанном высшем учебном заведении. После получения ответа из учебного заведения досрочная страховая пенсия по старости была назначена истцу с 16 января 2020 года, что нарушает права истца на получение пенсионного обеспечения.
Просит обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости со дня наступления права на получение пенсии – с 12 июня 2019 года; обязать произвести перерасчет пенсии за период с 12 июня 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Истец Ольшевский С.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца Ермаков Е.П. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении. Указал, что заявителем в пенсионный орган были представлены все необходимые документы, на что было указано в уведомлении о принятии у заявителя документов. При этом решение о назначении либо отказе в назначении пенсии могло быть вынесено, с учетом принятого решения о приостановлении срока рассмотрения заявления в связи с необходимостью проверки представленных документов, в течение полугода со дня обращения заявителя. Поскольку указанная справка об обучении поступила в пенсионный орган 01 ноября 2019 года, ответчик мог назначить истцу пенсию в установленный законом срок.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска по основаниям и доводам, приведенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела (отказного), материалы выплатного пенсионного дела в отношении Ольшевского С.В., суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая - для некоторых категорий граждан - льготные условия назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ).
В силу части 1 статьи 11 Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящему статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения страховой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Все сведения о характере работы и условиях труда, необходимые для определения права на льготное обеспечение, представляются работодателями, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверность представленных сведений.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец Ольшевский С.В., 12 июня 1969 года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением от 14 мая 2019 года о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 и частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подаче документов заявителем были представлены: паспорт гражданина Российской Федерации; документ об образовании серии УВ №, выданный 17 июля 1992 года – диплом, выданный Мурманским высшим инженерным морским училищем имени Ленинского комсомола; справка, уточняющая характер работы УТР № от 22.01.2015; вид на жительство иностранного гражданина. При приеме документов заявителю указано на необходимость предоставления дополнительных документов для назначения досрочной страховой пенсии в связи с работой в плавсоставе: справки от капитана порта, справки архивного учреждения, документа, подтверждающего период работы и (или) иной деятельности до 1986 года (пункты 1, 2 уведомления от 14 мая 2019 года).
Как следует из уведомления от 21 мая 2019 года, а также материалов выплатного дела истца, Ольшевским С.В. в дополнение к ранее поданным документам представлены: справка о заработной плате; справка 01/05 № от 16.05.2019, выданная капитаном морского порта Мурманск; справка архивного учреждения серии О № от 26.03.2015, выданная ГОКУ «Государственный архив Мурманской области» о работе заявителя в производственном объединении (впоследствии ОАО) «Мурманрыбпром»; справка № от 15.05.2019 – о периоде работы в Барановичском автоагрегатном заводе; справка о реорганизации предприятия (учреждения) № от 15.05.2019 в отношении Барановичского автоагрегатного завода.
При приеме у заявителя документов отмечено, что у заявителя принят последний документ из числа документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, необходимый для назначения пенсии.
21 мая 2019 года УПФР в г. Мурманске вынесено решение о приостановлении срока рассмотрения заявления Ольшевского С.В. с 21 мая 2019 года до завершения проверки, но не более чем до 21 августа 2019 года.
В этот же день пенсионным органом принято решение о проведении проверки и направлении запроса о проверке обоснованности выдачи и достоверности сведений, содержащихся в справке о работе № от 15.05.2019 и справке о заработной плате № от 15.05.2019, выданных ОАО «Барановичский автоагрегатный завод».
07 июня 2019 года в адрес Брестского областного управления Пенсионного фонда Республики Беларусь направлен запрос для проверки указанных выше сведений. Сведения о получении пенсионным органом ответа на запрос материалы выплатных дел не содержат.
21 августа 2019 года решением УПФР в г. Мурманске в связи с завершением проверки принято решение о восстановлении срока рассмотрения заявления Ольшевского С.В.
В этот же день, 21 августа 2019 года, пенсионным органом в адрес Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И.И. Месяцева направлен запрос о периодах обучения Ольшевского С.В. в связи с представленным им дипломом серии УВ №, выданным 17 июля 1992 года Мурманским высшим инженерным морским училищем имени Ленинского комсомола.
Решением УПФР в г. Мурманске от 23 августа 2019 года № истцу было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 и частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием у заявителя требуемого размера страхового стажа.
01 ноября 2019 года в адрес пенсионного органа поступила справка из ФГБОУВО «Мурманский государственный технический университет» от 05 сентября 2019 года № о периодах обучения истца в Мурманском высшем инженерном морском училище имени Ленинского комсомола (в настоящее время – ФГБОУВО «МГТУ»). Аналогичная справка была представлена учебным заведением по запросу суда. Кроме того, сам факт обучения истца в названном учебном заведении стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Дата регистрации Ольшевского С.В. в системе государственного пенсионного страхования – 24 ноября 1999 года. Документально подтвержденный стаж составил: страховой стаж – 24 года 09 месяцев 22 дня (необходимых 25 лет не выработано); стаж работы в районах Крайнего Севера – 18 лет 10 месяцев 26 дней; стаж работы в плавсоставе – 19 лет 06 месяцев 23 дня.
Как следует из решения пенсионного органа и материалов пенсионного дела, истцу отказано во включении в страховой стаж периода учебы с 01.09.1986 по 25.06.1992 в Мурманском высшем инженерном морском училище имени Ленинского комсомола, так как заявителем не представлена справка об обучении в указанном учебном заведении, периода работы в ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» с 15.09.1986 по 10.07.1987, так как документы, подтверждающие указанный период работы, в трехмесячный срок не поступили.
Также истцу решением пенсионного органа отказано во включении в разные виды стажа периодов бесплатного резерва, отпусков без сохранения заработной платы, прогула, нахождения на курсах повышения квалификации.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из материалов дела, 16 января 2020 года Ольшевский С.В. повторно обратился в УПФР в г. Мурманске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 и частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К заявлению Ольшевским С.В. приложена только копия паспорта гражданина Российской Федерации. Каких-либо иных документов Ольшевским С.В. в УПФР в г. Мурманске представлено не было.
Решением пенсионного органа от 28 января 2020 года № истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой в плавсоставе без предоставления заявителем каких-либо дополнительных документов.
Из данных о стаже Ольшевского С.В., имеющихся в выплатном пенсионном деле, следует, что в страховой стаж истца при принятии пенсионным органом указанного решения от 28 января 2020 года были включены периоды его обучения в Мурманском высшем инженерном морском училище имени Ленинского комсомола с 24.08.1987 по 28.06.1988 (10 месяцев 5 дней), с 31.08.1989 по 14.06.1991 (01 год 09 месяцев 14 дней), с 01.01.1992 по 25.06.1992 (05 месяцев 25 дней).
Как следует из решения пенсионного органа и пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, решение от 23 августа 2019 года об отказе в назначении истцу пенсии было принято по той причине, что истцом не была представлена соответствующая справка об обучении в Мурманском высшем инженерном морском училище имени Ленинского комсомола, соответственно, с полным пакетом документов, необходимых для назначения пенсии, истец к ответчику не обращался, в связи с чем, у пенсионного органа не имелось оснований для назначения ему пенсии с 12 июня 2019 года. При этом у пенсионного органа возникли сомнения в обоснованности включения периода обучения в страховой стаж в связи с прохождением истцом военной службы по призыву в указанный период времени.
Однако суд не может согласиться с указанным доводом пенсионного органа, поскольку назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Согласно частям 3, 4 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В развитие указанных положений закона приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила № 884н).
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Правил в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 Правил.
В случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, как решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и решение вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суд (пункт 46 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что право на страховую пенсию, в том числе страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 22 от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Аналогичные положения содержит пункт 24 Правил.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Подпунктом "а" пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, в том числе, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1, Пенсионный фонд России обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
С учетом того, что в период обучения в высшем учебном заведении с 01 сентября 1986 года по 25 июня 1992 года истец Ольшевский С.В. проходил военную службу по призыву (с 28.06.1988 по 28.08.1989) и возникшими у пенсионного органа сомнениями в возможности зачета указанного периода в страховой стаж, заявителю должно быть разъяснено, что для подтверждения соответствующего периода обучения он вправе представить самостоятельно иные документы, в том числе и справку об образовании.
Вместе с тем, материалы пенсионных дел, в частности, уведомления от 14 мая 2019 года, от 21 мая 2019 года, не содержат сведений о разъяснении Ольшевскому С.В. его права на представление дополнительного документа, подтверждающего его образование. Напротив, 21 мая 2019 года истец был уведомлен об отсутствии необходимости в предоставлении им каких-либо дополнительных документов. При этом самим пенсионным органом запрос справки о периодах обучения истца был сделан только 21 августа 2019 года, то есть более чем через три месяца после подачи истцом соответствующего заявления.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года, содержится указание на то, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Учитывая, что на момент первоначального обращения (14 мая 2019 года) истец имел страховой стаж 24 года 09 месяцев 22 дня, а также то обстоятельство, что пенсионным органом в страховой стаж истца при повторном обращении были включены периоды его обучения с 24.08.1987 по 28.06.1988 (10 месяцев 5 дней), с 31.08.1989 по 14.06.1991 (01 год 09 месяцев 14 дней), с 01.01.1992 по 25.06.1992 (05 месяцев 25 дней), при этом продолжительность указанных периодов стороной истца не оспаривается, суд приходит к выводу о том, что у истца на момент первоначального обращения имелся необходимый и достаточный для назначения досрочной страховой пенсии по старости размер страхового стажа. Соответствие стажа работы Ольшевского С.В. иным требованиям к стажу, предусмотренным пунктом 9 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ (наличие стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в плавсоставе), ответчиком в ходе судебного разбирательства оспорено не было.
При этом факт непредставления истцом соответствующей справки об обучении до принятия пенсионным органом решения от 23 августа 2019 года не является виной заявителя, поэтому истец не может быть лишен права на назначение пенсии с момента первоначального обращения.
Вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от не зависящих от истца действий (бездействия) третьих лиц, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, с учетом даты рождения Ольшевского С.В. 12 июня 1969 года, а также с учетом взаимосвязанных положений статьи 22, пункта 9 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ, у истца возникло право на получение досрочной страховой пенсии в связи с работой в плавсоставе со дня достижения необходимого для назначения пенсии возраста, то есть с 12 июня 2019 года.
При таких обстоятельствах решение пенсионного органа от 23 августа 2019 года, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем требование истца о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Ольшевскому С.В. досрочную страховую пенсию с момента наступления права, то есть с 12 июня 2019 года, подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
16 января 2020 года истец повторно обратился в УПФР в г. Мурманске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии. Решением пенсионного органа от 28 января 2020 года заявителю назначена страховая пенсия в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 16 января 2020 года.
Соответственно, принимая во внимание, что суд пришел к выводу о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Ольшевскому С.В. досрочную страховую пенсию с момента наступления права, то есть с 12 июня 2019 года, подлежат удовлетворению и требования истца о возложении на ответчика обязанности по перерасчету пенсии с 12 июня 2019 года по 31 декабря 2019 года.
При таких обстоятельствах исковые требования Ольшевского С.В. к УПФР в г. Мурманске подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ольшевского С.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии со дня наступления права на получение пенсии и перерасчете пенсии – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске от 23 августа 2019 года № об отказе в назначении страховой пенсии Ольшевскому С.В..
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске назначить Ольшевскому С.В. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой в плавсоставе со дня наступления права на получение пенсии, то есть с 12 июня 2019 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске произвести перерасчет пенсии Ольшевскому С.В. за период с 12 июня 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В. Лучник