Дело № 2-8196/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 декабря 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.
при секретаре Хуттунен О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Журавлевой В. А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрации Лоухского муниципального района об обязании выдать жилищный сертификат,
установил:
Журавлева В.А. обратилась в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что 15 июля 1998 г. она написала заявление в администрацию Лоухского района на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 № 131-ФЗ. В 2001 г. истцу сказали ждать, при этом родственница ААА получила квартиру. В 2003 г. из Лоухской администрации пришло письмо о том, что истец, как безработная, первая и единственная в очереди, после общения выяснилось, что истец первая в третьей очереди, так как единую очередь разбили на 4 подкатегории и переход будет в конец другой очереди, впереди более 100 человек инвалидов, затем пенсионеров, надо ждать. В 2013 г. из Лоухской администрации пришло письмо с просьбой подтвердить решение о выделении сертификата в планируемом году, что истец подтвердила. Из частично представленной книги регистрации и учета имеющих право получения жилищных субсидий (1997-1999 гг.) видно, что люди после истца получили сертификаты (субсидии), при этом не видны годы получения субсидий в 1997, 1998 гг. Будучи первоочередником, в статье 4 Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ сказано, что «в первую очередь… гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработного». Календарный год 12 месяцев, что он должен быть непрерывным в законе не сказано, периодов по безработице более чем достаточно, что подтверждается справкой со службы занятости. Непрерывный стаж есть более года: 02.05.1994-03.04.1995-06.05.1995 (трудовая книжка стр. 10-11, 12-13); 04.10.1995-03.04.1997 (справка службы занятости). Истец полагает, что ей должны были предложить субсидию (сертификат) еще в 1998 г., максимум в 1999 г. Теперь Лоухская администрация ссылается на то, что истец должна ежегодно подтверждать периоды по безработице (об этом в законе не сказано). Но даже если как непервоочереднику не дали субсидии (сертификат), то просто по очереди, будучи в списке под №21, обязаны были предложить субсидию в 2000-2001 гг., поскольку в те годы на район давали более 10 субсидий. Истца обошли как первоочередника и просто по очереди. В 2015 г. истец по дате регистрации в подкатегории «пенсионеры» была первой, в 2016 г. перешла в конец очереди. Ссылаясь на нарушение права на получение жилищного сертификата (субсидии) в соответствии с Федеральными законами № 131-ФЗ и №125-ФЗ, истец просит обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрацию Лоухского муниципального района выдать ей жилищный сертификат (субсидию).
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, полагали, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, администрация Лоухского муниципального района просила провести судебное заседание в свое отсутствие.
Суд, заслушав объяснения истца, исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданского дела №2-58/2017, приходит к следующим выводам.
В силу части второй статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Лоухского районного суда Республики Карелия от 13 февраля 2017 г. по гражданскому делу №2-58/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 мая 2017 г. исковые требования Журавлевой В.А. к главе администрации Лоухского муниципального района ВВВ о выдаче жилищного сертификата оставлены без удовлетворения.
Указанными судебными постановлениями установлено, что 15 июля 1998 г. Журавлева В.А. обратилась в администрацию Лоухского муниципального района с заявлением о предоставлении жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением главы местного самоуправления Лоухского района № 826 от 02.12.1998 Журавлева В.А. поставлена на учет граждан Лоухского района, желающих переселить из районов Крайнего Севера в районы средней полосы и юга России. По состоянию на 01.01.2004 номер очереди Журавлевой В.А. в книге регистрации граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, - 21. 09 июля 2013 г. Журавлева В.А. обратилась в администрацию Лоухского муниципального района с заявлением о переводе из подкатегории «безработные» в подкатегорию «работающие граждане» в связи с трудоустройством на работу. 29 июля 2015 г. Журавлева В.А. обратилась в администрацию Лоухского муниципального района с заявлением о переводе из подкатегории «работающие граждане» в подкатегорию «пенсионеры» в связи с выходом на пенсию 28 июня 2015 г. По состоянию на 23.05.2016 Журавлева В.А. состоит в очереди граждан-участников подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2017 г., в сводном списке по подкатегории «пенсионеры» под №382. Согласно справке Министерства труда и занятости Республики Карелия ГКУ РК «ЦЗН Лоухского района» от 30.05.2016 № Журавлева В.А. состояла на регистрационном учете в качестве безработного с 02.07.1997 по 02.02.1998, с 05.06.1998 по 24.08.1998, с 02.03.1998 по 20.05.1998, с 19.11.1998 по 17.05.1999, с 07.06.1999 по 01.10.1999, с 18.09.2001 по 24.10.2002, с 13.11.2002 по 01.06.2003; получала пособие с 18.09.2001 по 17.09.2002, с 02.07.1997 по 01.02.1998, с 02.03.1998 по 19.05.1998, с 05.06.1998 по 23.08.1998, с 19.11.1998 по 16.05.1999, с 07.06.1999 по 30.09.1999. Журавлевой В.А. представлены копии трудовой книжки по работе за период с 01.02.1983 по 17.05.1999, с 20.05.1998 по 02.06.1998, с 24.08.1998 по 14.11.1998, с 17.05.1999.
В соответствии с полученным по запросу суда ответом администрации Лоухского муниципального района от 12 декабря 2017 г. № по состоянию на 11 декабря 2017 г. в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по подкатегории «пенсионеры», истец значится под номером 193; по состоянию на 01 сентября 2017 г. в сводном списке на 2018 г. граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по Республике Карелия истец числится в подкатегории «пенсионеры» под номером 312.
Согласно статье 4 Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
Вышеуказанный Федеральный закон утратил силу с 01 января 2003 г. в связи с вступлением с силу Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 г., в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
В силу статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории. Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации вправе направить на предоставление гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий во вторую - четвертую очереди, установленные настоящей статьей, не более чем тридцать процентов средств федерального бюджета, выделенных на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период данному субъекту Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 г.
Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.
В силу пунктов 6 и 7 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы). Из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а», «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в первоочередном порядке - гражданам, указанным в абзаце девятом подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил.
Так, согласно подпунктам «а», «е» и «ж» пункта 5 вышеуказанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица; е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска; ж) граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поименованы в подпункте «з» пункта 5 вышеуказанных Правил, а соответственно правом на внеочередное и первоочередное предоставление социальных выплат не обладают.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства, учитывая, что Федеральный закон от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» утратил силу с 01 января 2003 г., а истец имеет право на предоставление жилищных субсидий в соответствии с изменившимися условиями (на основании распоряжения администрации Лоухского муниципального района от 12.08.2015 №748-Р Журавлева В.А. на основании заявления от 29.07.2015 и пенсионного удостоверения № от 28.06.2015 переведена из списка граждан по категории «работающие граждане» в список граждан по категории «пенсионеры», дата постановки 29.07.2015) (при этом очередность предоставления жилищных субсидий в силу статьи 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан) только в соответствии с существующей очередностью, в настоящее время право истца на внеочередное предоставление жилищных субсидий отсутствует, а имеющееся ее право на предоставление жилищных субсидий ответчиками не оспаривается и не нарушено, а защите подлежат лишь нарушенные и/или оспариваемые права и законные интересы, принимая также во внимание положение части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, а также то, что предоставление истцу жилищной субсидии без учета установленной очередности фактически является приоритетным предоставлением истцу жилищной субсидии, что не соответствует правовым предписаниям федерального законодательства, а также влечет нарушение прав граждан, заявления которых были зарегистрированы ответчиком ранее заявления истца.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Журавлевой В.А. об обязании Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрацию Лоухского муниципального района выдать ей жилищный сертификат (субсидию). Кроме того, суд обращает внимание истца на то, что соответствующее право истца не утрачено и может быть реализовано в установленном порядке в последующих годах с соблюдением очередности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Журавлевой В. А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрации Лоухского муниципального района об обязании выдать жилищный сертификат оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2017 г.