...
2-3540/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Томск 21 ноября 2013 г.
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко И.А.
при секретаре Лысовой В.А.,
с участием:
представителя заявителя Жданова В.А. – Лаптева Д.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителей администрации Томского района Мережкиной С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жданова В.А. о признании незаконным решения администрации Томского района,
установил:
Жданов В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Томского района об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу Томский район, окрестности пос. <адрес> площадью ... кв.м для садоводства, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Указав в обоснование заявления, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Томского района с заявлением об образовании и предоставлении ему в собственность для садоводства земельного участка. Оспариваемым решением ему было отказано в удовлетворении заявления, на том основании, что к заявлению не приложена адресная справка в отношении испрашиваемого земельного участка. Считает отказ незаконным, так как ЗК РФ не предусматривает необходимости предоставления вместе с заявлением адресной справки. Соответствующее требование администрации не основано на законе.
Заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, суд в соответствии со ст. 257 ГПК РФ определил рассмотреть дела в отсутствие заявителя.
Представитель заявителя Лаптев Д.Б. в судебном заседании заявление поддержал, пояснил, что для восстановления нарушенного права заявителю достаточно, чтобы оспариваемое решение было признано незаконным.
Представитель заинтересованного лица администрации Томского района Мережкина С.А. полагала, что требование ... не подлежит удовлетворению. Решение принято в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий, согласно утвержденным регламентам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на том основании, что заявителем не приложен необходимый пакет документов соответствующих перечню регламентов. Кроме того, администрацией Томского района, самостоятельно была запрошена ситуационная схема расположения испрашиваемого земельного участка, адресная справка и ДД.ММ.ГГГГ после получения схемы, дополнительно заявителю направлено письмо, в котором было разъяснено, что испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной и охранной зоне – размещены две воздушные линии электроснабжения ВЛ-10, кабельные линии связи, газопровод, в которой запрещено осуществлять деятельность, не связанную с эксплуатацией указанных объектов и администрация не может образовать испрашиваемый земельный участок.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч.1. ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2)
- к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
- к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
- к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии со ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании ст.ст.1, 22 Устава муниципального образования «Томский район» Администрация Томского района является органом местного самоуправления, которая, в том числе, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Томский район», а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктами 2 - 4 ст.34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении гражданского дела на основании представленных документов судом установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ вх. № в администрацию Томского района поступило заявление Жданова В.А., в котором он просит образовать из земель населенных пунктов земельный участок по адресу Томский район. Окрестности пос. <адрес> площадью ... кв.м для садоводства, утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и уполномочить ее провести комплекс работ по межеванию указанного участка и постановке на государственный кадастровый учет, после чего предоставить земельный участок в собственность за плату (л.д. 5).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно пп.3 ч. 1 ст. 9 указанного Закона, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг утверждаются нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления – в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 34 ЗК РФ администрация Томского района как орган местного самоуправления, в ведении которого находятся земельные участки, находящиеся в не разграниченной собственности и муниципальной собственности, расположенные на территории Томского района обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений.
Действующие нормативно правовые акты органов местного самоуправления предусматривают расположение земельных участков как в границах некоммерческих садоводческих объединениях, так и вне границ таких объединений.
Постановлением администрации Томского района от 14.09.2012 г. № 229 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям».
Постановлением администрации Томского района от 16.11.2010 г. № 292 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков».
Указанные постановления администрации Томского района, принятые в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", положениями Устава муниципального образования "Томский район» являются действующими, в установленном законом порядке не признаны недействительными.
Как видно из письма, направленного в адрес заявителя администрацией Томского района за подписью его Главы ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7) Жданову В.А. в ответ на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ вх. № в предоставлении муниципальной услуги было отказано со ссылками на вышеуказанные регламенты, утвержденные постановлениями администрации Томского района, в связи с отсутствием в приложении к заявлению необходимых документов, предусмотренных регламентами.
Так, в соответствии с п. 11 постановления администрации Томского района от 14.09.2012 г. № 229 «Предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям» для получения муниципальной услуги к заявлению прилагаются, в том числе, заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Согласно п. 13 указанного постановление, непредставление документов согласно п. 11 настоящего регламента, влечет отказ а предоставлении муниципальной услуги.
Необходимость приложения заключение правления некоммерческого объединения установлена также в п. 4 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Из заявления Жданова В.А., поданного ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Томского района не усматривается является ли он членом садоводческого, огороднического либо дачного некоммерческого объединения, входит ли испрашиваемый земельный участок в границы указанных объединений, пользуется ли заявитель фактически испрашиваемым земельным участком. В связи с чем, требование администрации Томского района заключения заключение правления некоммерческого объединенияявляется обоснованным.
В случае, если испрашиваемый земельный участок расположен на землях населенных или на землях сельскохозяйственного назначения и не входит в границы какого-либо некоммерческого садоводческого объединения, то в соответствии с п. 1.7 постановления администрации Томского района от 16.11.2010 г. № 292 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков» к заявлению должна прилагаться, в числе прочих документов адресная справка на земельный участок с ситуационным планом, выдаваемая органами местного самоуправления сельских поселений по месту нахождения испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с п. 2.19 указанного постановления не предоставление документов, указанных в п. 1.7 влечет отказ в предоставлении муниципальной услуги.
Земельный Кодекс, в частности статья 34 не содержит в себе перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению об образовании и предоставлении в собственность земельного участка, в то же время этой же нормой права на орган местного самоуправления возложена обязанность по принятию акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений.
Оспариваемое решение принято администрацией в установленный 30-ти дневный срок и прав заявителя не нарушает, поскольку при предоставлении необходимых документов, указанных в письме администрации Томского района, заявитель не лишен возможности вновь обратится с аналогичным заявлением.
Кроме того, как установлено в судебном заседании администрацией Томского самостоятельно был направлен запрос в <адрес> сельское поселение на предмет информации о массиве, предоставлении адресных справок с ситуационным планом и при получении ответа, заявителю повторно дан ответ, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной и охранной зоне – размещены две воздушные линии электроснабжения ВЛ-10, кабельные линии связи, газопровод, в которой запрещено осуществлять деятельность, не связанную с эксплуатацией указанных объектов и администрация не может образовать испрашиваемый земельный участок. Указанное дополнительно приводит суд к выводу, что оспариваемое решение прав заявителя не нарушает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Жданова В.А, о признании незаконным решения администрации Томского района об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу Томский район, окрестности пос. <адрес> площадью ... кв.м для садоводства, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья ...
...
...
...
...