дело № 2-4433/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«07» сентября 2021 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре Зайцевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Горбунковой ФИО8 к Администрации городского округа Щелково Московской области об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Горбункова ФИО9 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении Горбунковой ФИО10 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, а также обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области предоставить ей указанный участок в аренду без проведения торгов.
В обоснование исковых требований Горбункова А.М. указала, что ДД.ММ.ГГГГ посредством портала государственных услуг Московской области обратилась в Администрацию городского округа Щелково Московской области (далее – Администрация) с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Горбункова А.М. просила Администрацию предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером № необходимый для использования расположенного на нем объекта незавершенного строительства (кадастровый №), который принадлежит ей на праве собственности.
Решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении государственной услуги истцу было отказано ввиду наложения границ земельного участка на земли государственного лесного фонда.
В судебном заседании истец и представитель истца адвокат Сушков В.В. поддержали заявленные требования.
Представитель Администрации г.о.Щелково Московской области Кузьменко О.А. иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать, представила отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что оспариваемое решение принято в связи с наличием в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) информации о пересечении границ земельного участка с иными лесничествами. Также указала, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ" Кормышева В.П., действующая на основании доверенности (копия в деле), просила в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание представитель ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны РФ не явился, извещен.
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.
В связи с этим положения статьи 39.16 ЗК РФ, являющейся общей нормой, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подлежат применению в единстве с положениями статьи 39.20 ЗК РФ, являющейся по отношению к ней специальной нормой, предусматривающей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, то есть исключением из общего правила (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 N 18-КАД20-26-К4).
Истец является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ заключенным с ООО «Монино Клаб». Право собственности истца на недвижимое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из выписки из ЕГРН, принадлежащий истцу объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером №
Факт расположения принадлежащего истцу объекта незавершенного строительства на испрашиваемом земельном участке также подтвержден письмом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, размещенной на портале услуг Росреестра в сети Интернет, земельный участок с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м. относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Права и ограничения в отношении данного земельного участка не зарегистрированы.
Таким образом, истец имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Однако статьей 39.16 ЗК РФ, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание для отказа не предусмотрено.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 г. N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, при противоречии сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ сведениям ЕГРН приоритет имеют сведения ЕГРН.
Между тем, ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих, что в соответствии с государственным лесным реестром, лесным планом субъекта РФ испрашиваемый земельный участок относится к категории земель лесного фонда.
Более того, согласно справке Комитета лесного хозяйства <адрес> № P№47076318 от ДД.ММ.ГГГГ площадь наложения на земли лесного фонда земельного участка с кадастровым номером № составляет 0 кв.м.
В представленном Администрацией Заключении №, подготовленном на основании ИСОГД МО, содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда по сведениям ЕГРН, но имеет пересечение с иными лесничествами (п. 6 Таблицы 1) и относится к приаэродромной территории <данные изъяты> (Таблица 2).
При этом в том же Заключении указано, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Также в Таблице 2 Заключения содержится сведения о том, что земельный участок расположен в границах населенного пункта Рабочий поселок Монино в зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в соответствии с Генеральным планом городского поселения Монино (утвержден решением Совета депутатов Щелковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №
Таким образом, в Заключении № содержатся противоречащие друг другу сведения об испрашиваемом земельном участке, и указанное Заключение не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду истцу.
Не нашел своего подтверждения и довод ответчиков о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.
Предыдущий собственник недвижимого имущества, находящегося на испрашиваемом земельном участке, ООО «Монино Клаб» обращалось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером № (дело №).
В качестве третьих лиц к участию в указанном деле были привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Государственное казенное учреждение «Центральное территориальное учреждение по имущественным отношениям» Министерства обороны Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исковые требования были удовлетворены.
Указанным решением Арбитражного суда было установлено, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу объект незавершенного строительства, входил в состав земельного участка общей площадью 65,8 га, выведенного из земель Министерства обороны постановлением Главы Администрации пос. Монино № от ДД.ММ.ГГГГ и решением Малого совета Монинского поселкового совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ В арбитражном деле имеются документы, подтверждающие факт отчуждения земли под индивидуальное жилищное строительство из земель фондов Минобороны СССР, принадлежащих академии им. Ю.А. Гагарина (Акт приема-передачи 80 га земель, постановление от ДД.ММ.ГГГГ № об отводе земельного участка под строительство индивидуальных жилых домов, постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии в муниципальную собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 158600 кв.м. с КН № Арбитражным судом также установлено, что впоследствии (в 2013 году) земельный участок с КН № разделен, в результате образованы спорные земельные участки под отдельными объектами незавершенного строительства (индивидуального жилищного строительства); объект с КН № расположен в границах земельного участка с КН №
В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
При этом в настоящее время в ЕГРН отсутствуют сведения о правах Министерства обороны РФ либо подведомственных ему предприятий и организаций на испрашиваемый земельный участок.
Государственная собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена, т.к. он не отнесен к земельным участкам, указанным в ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 3.3. указанного федерального закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно п. 2 ст. 3.3. указанного федерального закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
При изложенных обстоятельствах предоставление в аренду истцу испрашиваемого земельного участка должно осуществляться Администрацией городского округа Щелково Московской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Администрации об отказе в предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ. Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем обязания Администрации предоставить истцу испрашиваемый земельный участок в аренду.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении Горбунковой ФИО11 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №
Обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Горбунковой ФИО12 три экземпляра подписанного со стороны Администрации городского округа Щелково Московской области договора аренды земельного участка с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд в течение одного месяца через Щёлковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кудрякова Ю.С.