Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-23447/2020 от 31.07.2020

Судья – Машевец С.Ю. дело № 33-23447/2020

№ 2-3995/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2020 года город Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Онохова Ю.В.,

судей Бондаренко М.В., Клиенко Л.А.

при ведении протокола помощником судьи Боевым А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Нины Львовны к администрации Адлерского внутригородского района города-курорта Сочи Краснодарского края об установлении факта постоянного проживания и о признании права на получение мер социальной поддержки,

по апелляционной жалобе представителя администрации Адлерского внутригородского района города-курорта Сочи Краснодарского края Товмасяна С.Д. на решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 6 декабря 2018 года, которым исковые требования Петровой Н.Л. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия

установила:

Петрова Н.Л. обратилась в Адлерский районный суд города-курорта Сочи Краснодарского края с исковым заявлением об установлении факта постоянного проживания в <...> и признании права на получение мер социальной поддержки в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями и ливнями 25 октября 2018 года на территориях муниципального образования город-курорт Сочи.

В обоснование заявленных требований Петрова Н.Л. указала, что с 28 декабря 2015 года постоянно проживает в селе <Адрес...> Однако регистрацию по месту пребывания по указанному адресу оформила с 14 марта 2018 г. по 13 марта 2019 года. По данному адресу зарегистрирована с 14 ноября 2018 года. В результате чрезвычайной ситуации – подтопления на территории Адлерского района 24 и 25 октября 2018 года, указанному жилому помещению и совместно нажитому в браке имуществу причинен ущерб, что подтверждается актом обследования помещения от 28 октября 2018 года, составленным выездной комиссией в соответствии с Приказом Министерства ГО и ЧС Краснодарского края.

По делу постановлено указанное выше судебное решение, с которым не согласен представитель администрации внутригородского района города-курорта Сочи Товмасян С.Д., который в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований Петровой Н.Л. отказать, поскольку полагает, что у истца отсутствует одно из условий для предоставления выплат, а именно, место постоянного проживания не совпадает с регистрацией в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, ввиду чего истец не имеет права на получение единовременной материальной помощи.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 1 статьи 327, частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела по апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражение на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Как установлено из материалов гражданского дела, распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года № 266-р в связи с крупномасштабным наводнением на территории Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации с 25 октября 2018 года.

В зоне затопления оказались жилые помещения 4, 6 в селе Орел-Изумруд по улице Лазурная Долина, № 11/5 литер Б.

Согласно актам обследования помещения от 28 октября 2018 года, составленным выездной комиссией, уровень воды в жилом помещении составил 30 см., частично утрачено имущество в виде шкафа, кровати, двух диванов, кухонного гарнитура и стиральной машины (л.д. 18).

Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, исходил из того, что факт постоянного проживания Петровой Н.Л. в указанном жилом помещении подтверждается справкой из отдела полиции (Адлерский район) УВД по городу Сочи от 6 ноября 2018 года № <...>, справкой регистрации по месту пребывания от 15 июля 2018 года № 16115, актом обследования утраченного имущества в результате ЧС от 28 октября 2018 года, актом обследования жилого помещения от 28 октября 2018 года.

При этом суд исходил из того, что истец имеет право на предоставление социальной выплаты в результате ЧС 25 октября 2018 года, поскольку постоянно проживала в указанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о доказанности факта постоянного проживания Петровой Н.Л. в пострадавшем жилом помещении по ул. Лазурная Долина, 11/5 и считает необходимым указать следующее.

В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года № 266-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края» на территории муниципального образования город-курорт Сочи введен режим чрезвычайной ситуации, установлен региональный уровень реагирования на данную чрезвычайную ситуацию.

В силу положений абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 года № 1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края».

Согласно пункту 3 данного Порядка предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Предоставление пострадавшим гражданам единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что установление факта постоянного проживания в помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, само по себе не порождает у ответчиков обязанности принять в отношении лица меры государственной социальной поддержки в виде предусмотренных законом выплат.

В соответствии с пунктом 4 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 года № 1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края» единовременная финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50000 (пятьдесят тысяч) рублей на человека, предоставляется пострадавшим гражданам, включенным муниципальными образованиями Краснодарского края в соответствующие списки граждан Российской Федерации.

Пунктом 5 указанного Постановления установлено, что гражданин, включенный в список, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, представляет в соответствующие управление социальной защиты населения заявление с указанием реквизитов организации федеральной почтовой связи либо счета, открытого в кредитной организации, и паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность.

Решение о назначении либо отказе в назначении единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи принимается управлением социальной защиты населения в течение пяти рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка (абзац 1 пункта 7 Порядка).

В выплате единовременной материальной помощи и (или) единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, предусмотренной пунктом 2 настоящего Порядка, заявителю отказывается в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, о чем управление социальной защиты населения в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уведомляет гражданина в письменной форме (абзац 2 пункта 7 Порядка).

Таким образом, согласно представленного в материалы дела письма администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи от 17 сентября 2019 года, в ходе проведенного 28 октября 2018 года обследования жилого помещения по <Адрес...> установлена частичная утрата имущества. В данном помещении на момент обследования проживали Петров Н.Н. и Петрова Н.Л.

Также судебной коллегий установлено, что на основании решения № <...> Петрова Н.Л. включена в списки пострадавших для получения дальнейших выплат.

Согласно указанного письма администрация Адлерского внутригородского района города-курорта Сочи не располагает информацией об обращении Петровой Н.Л. в управление социальной защиты населения Адлерского района города Сочи.

В материалах дела также не представлено иных доказательств, подтверждающих обстоятельства обращения истца в управление социальной защиты населения в рамках соблюдения установленного законом порядка оказания помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Петрова Н.Л., располагая правом на получение социальных выплат ввиду частичной утраты имущества, в управление социальной защиты населения Адлерского района города-курорта Сочи с заявлением о получении единовременной материальной или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости не обращалась, в связи с чем соответствующие выплаты не получала.

На основании изложенного, требования истца Петровой Н.Л. о признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и имеющей право на получение единовременной материальной и финансовой помощи несостоятельны.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-23447/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Петрова Нина Львовна
Ответчики
Администрация Адлерского района г. Сочи
Администрация г. Сочи
Другие
Министерство труда и социального развития КК
МЧС
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Онохов Юрий Владимирович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
31.07.2020Передача дела судье
02.09.2020Судебное заседание
21.09.2020Судебное заседание
13.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее