Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2062/2014 ~ М-1130/2014 от 11.02.2014

Дело № 2-2062/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2014 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Степановой Е.В.,

при секретаре Зайнадиновой Д.М.,

с участием представителя заявителя Исламова З. И. – Дагировой Р. С., действующей на основании доверенности от 17.12.2013г., ордера от 27.02.2014г.

представителя Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Куницыной И.Б., действующей на основании доверенности от 18.04.2013г. №

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по заявлению Исламова З. И. о признании незаконными действий (бездействий) Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, Администрации г. Ставрополя,

УСТАНОВИЛ:

Исламов З.И. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, впоследствии его уточнив, в обоснование которого указал, что он состоит в зарегистрированном браке с Исламовой А. М. и имеет четверых несовершеннолетних детей (Исламову Э.З., дата года рождения, Исламова И.З., дата года рождения, Исламова А.З., дата года рождения, Исламова И.З., дата года).

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливая государственные гарантии социальной защиты.

Реализуя конституционные положения, п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, право на предоставление бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, по своему содержанию представляет собой меру социальной поддержки государством многодетных семей.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» №21-кз от 12.04.2012 года (в редакции Закона Ставропольского края от 10.12.2012 года № 109-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края от 12.04.2012 года №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений») (далее - Закон №21-кз от 12.04.2012 года) земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет. Предоставление земельных участков по настоящему основанию осуществляется однократно.

При этом, в силу ч. 6 ст. 12 Закона №21-кз от 12.04.2012 года бесплатное предоставление земельных участков осуществляется без проведения торгов, а в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи, и без предварительного согласования мест размещения объектов.

Он в соответствие с ч. 5 ст. 12 Закона №21-кз от 12.04.2012 года, обратился с заявлением в комитет градостроительства администрации города Ставрополя о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как лицу, имеющему трех или более детей, однако письмом {исх. от дата года) ему отказано в его предоставлении в связи с отсутствием свободного земельного участка.

Полагая, что указанное бездействие заинтересованного лица является незаконным, нарушает его права и служит препятствием в реализации его права по получению земельного участка как гражданина, имеющего трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, в соответствие с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. ст. 1, 12 ГК РФ он обратился в суд за защитой нарушенного права.

Статья 12.1 Закона №21-кз от дата определяет порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей.

Постановлением администрации г. Ставрополя от дата утвержден Порядок принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края (в ред. постановлений администрации г. Ставрополя от дата от дата - далее Порядок.

В соответствие с п. 1.3 Порядка предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, осуществляется в соответствии с генеральным планом города Ставрополя при наличии свободных земельных участков.

Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено, что при наличии свободных земельных участков комиссия рассматривает заявления граждан и распределяет земельные участки гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, в порядке очередности исходя из времени принятия заявления таких граждан.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона №21-кз от 12.04.2012 года, заинтересованные в предоставлении земельных участков в случаях, предусмотренных пунктами 1-7 части 1 и частью 3 настоящей статьи, обеспечиваются органами местного самоуправления информацией о свободных земельных участках в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Так, в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Таким образом, исходя из анализа содержания приведенной нормы материального права, следует, что одним из основных условий законности предоставления земельных участков является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении участков, а также условие предоставления достаточно полной и достоверной информации.

Как усматривается из письма от дата года, а также не отрицалось представителями заинтересованных лиц в ходе судебного разбирательства, информации о наличии свободных участков на территории города Ставрополя у заинтересованного лица не имеется, следовательно, органом местного самоуправления не определена процедура предоставления такой информации заинтересованным в получении земельных участков лицам.

Исламов З.И. полагает, что отсутствие у заинтересованного лица достаточно полной и достоверной информации о наличии муниципальных земель, свободных от прав третьих лиц ограничивает его право, предоставленное законом на максимальное обеспечение равных возможностей наравне с другими гражданами при приобретении участков, а также возможности указать в своем первоначальном заявлении местоположение испрашиваемого земельного участка, что, в свою очередь является препятствием для рассмотрения соответствующего его заявления органом местного самоуправления с целью решения вопроса о предоставлении земельного участка на определенном заявителем праве.

По его мнению, данные действия создают правовую неопределенность в отношении вопроса реализации права заявителя, предоставленного законом.

В то же время, Исламов З.И. с целью реализации своего субъективного права, предоставленного Законом Ставропольского края №21-кз от дата года, обладая самостоятельной информацией о наличии на территории города Ставрополя свободного земельного участка, заявил о своих притязаниях на конкретный земельный участок, свободный от прав третьих лиц.

Исламов З.И. остановил свой выбор на земельном участке, расположенном в квартале <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. (в районе земельного участка по <адрес>).

Исламов З.И. с целью предоставления ему в дальнейшем данного земельного участка для индивидуальной жилой застройки, обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории.

Как усматривается из пояснительной записки к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории, выполненной кадастровым инженером Андреевой Н.В: местоположение земельного участка - <адрес>; схема выполнена на основании сведений государственного кадастра недвижимости - кадастровый план территории от дата года; местоположение образуемого земельного участка определено с учетом границ фактического землепользования; образуемый земельный участок находится в пределах границ кадастрового квартала <данные изъяты>; способ образования - из земель, находящихся в муниципальной собственности 2.3 категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование земельного участка - для индивидуальной жилой застройки; площадь <данные изъяты> кв.м.; 3. Характеристика градостроительной ситуации: территориальная зона <данные изъяты> Зона блокированной и усадебной застройки; соответствует виду разрешенного использования формируемых земельных участков и объекта капитального строительства градостроительному регламенту; наличие инженерно-технических сооружений, зеленых насаждений, в том числе деревьев - отсутствует.

Земельный участок расположен в территориальной зоне «<данные изъяты>. Зона блокированной и усадебной застройки, согласно ст. 42 Правил землепользования и застройки г. Ставрополя, утв. Решением Ставропольской городской Думы от дата , которая предназначена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3 этажей с набором услуг местного значения.

Таким образом, целевое назначение интересующего И. З.И. земельного участка соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка, расположенного в квартале <данные изъяты> с кадастровым номером

Кроме того, указанный земельный участок не обременен правами третьих лиц, поскольку в отношении него не начата процедура предоставления и формирования земельного участка. То обстоятельство, что земельный участок не поставлен на кадастровый учет и ему не присвоен почтовый адрес подтверждается кадастровым планом территории, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от дата года, а также выкопировкой из кадастрового плана территории.

Однако, уведомлением администрации г. Ставрополя в лице комитета градостроительства администрации г. Ставрополя (исх. от дата года) ему отказано в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", в связи с тем, что им не предоставлены документы, подтверждающие право на последующее приобретение формируемого земельного участка в соответствие с законодательством, что является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой плане или кадастровой карте соответствующей территории».

Считает отказ заинтересованного лица незаконным, нарушающим его права, исходя из следующего.

В соответствие с п.3.3.6 Положения о комитете градостроительства администрации г. Ставрополя, утвержденного Постановлением администрации города Ставрополя от дата года, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет граждан, имеющих трех и более детей, которые в соответствии с законодательством Ставропольского края имеют право на бесплатное приобретение земельных участков.

То обстоятельство, что ранее орган местного самоуправления в лице комитета градостроительства администрации г. Ставрополя признал соответствующее право И. З.И. на предоставление ему земельного участка для индивидуальной жилой застройки, подтверждается тем, что комиссией по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствие с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края принято решение о постановке его на учет граждан, имеющих трех и более детей (№ очереди от дата года).

Действуя в интересах своей семьи, он обратился в орган местного самоуправления за реализацией права как глава семьи, имеющей четырех детей, для улучшения их жилищных условий. Ни он, ни его супруга Исламова A.M. не пользовались ранее этим правом. Данное право заявителя установлено нормами действующего законодательства и не оспаривается администрацией города Ставрополя, которая поставила его на учет граждан, имеющих трех или более детей.

Таким образом, ссылка в оспариваемом отказе на то обстоятельство, что им не представлены соответствующие документы, несостоятельна и противоречит правовым нормам.

Кроме того, в соответствие с п. 5 ст. 12.1 Закона №21-кз от дата выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданину, имеющему трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, согласование данного выбора с гражданином, имеющим трех и более детей, осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном органом местного самоуправления.

Согласно п. 6 ст. 12.1 Закона № 21-кз от дата при наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.

Постановлением администрации г. Ставрополя от дата разработан Порядок выбора и согласования выбора земельных участков в целях бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства. В соответствие с п.п. 2.1.,2.2. при наличии свободных земельных участков на территории муниципального образования <адрес> края после постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, которые в соответствии с законодательством Ставропольского края имеют право на бесплатное приобретение земельных участков (далее - учет граждан, имеющих трех и более детей), в порядке очередности с учетом даты и времени поступления заявлений комиссия предлагает гражданину, имеющему трех и более детей, выбрать земельный участок из имеющихся в наличии (с приложением ситуационных схем размещения земельных участков), для дальнейшего предоставления в аренду бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства. Результат выбора земельного участка либо отказ гражданина, имеющего трех и более детей, от предоставленных ему на выбор земельных участков оформляется актом по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Возражения заинтересованных лиц об отсутствии у него субъективного права требовать реализации предусмотренных гарантий по обеспечению земельным участком для строительства жилья для него и членов его семьи противоречат положениям ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Вышеприведенными нормами не установлен запрет на согласование выбора свободного земельного участка на территории муниципального образования, предложенного самим гражданином, заинтересованным в предоставлении ему в дальнейшем участка для индивидуального жилищного строительства, для чего он вправе в силу положений действующего законодательства обратиться за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровой плане или кадастровой карте соответствующей территории, проведения за свой счет кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет.

Поскольку испрашиваемый им земельный участок находится в границах территориальной зоны <данные изъяты>, не относится к землям, ограниченным в обороте, и более того, законом предусмотрена возможность предоставления в аренду граждан такого земельного участка для индивидуальной жилой застройки, в связи с чем у администрации не было оснований для отказа в предоставлении именно земельного участка по адресу: <адрес>

При таких обстоятельствах, является несостоятельной ссылка заинтересованного лица о том, что земельный участок ему может быть предоставлен только при формировании земельного массива, предназначенного для предоставления участков гражданам, имеющих трех или более детей.

Земельный участок им выбран, но он и его семья не могут в настоящий момент воспользоваться предоставленным им законом правом, так как бездействие заинтересованного лица в осуществлении соответствующих действий по предоставлению при фактическом наличии на территории муниципального образования Ставропольского края г. Ставрополь свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, противоречит нормам Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

При этом, комитет градостроительства администрации г. Ставрополя не предоставил в качестве приложения письменные доказательства, подтверждающие доводы, изложенные в оспариваемых отказах (дата года, исх. от дата года).

Таким образом, в настоящее время ему и его семье созданы препятствия в реализации права на получение в соответствии с ч. 3 спи 12 Закона №21-кз от дата года, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. Следовательно, произведенный им выбор свободного земельного участка должен быть закреплен органом местного самоуправления актом согласования выбора земельного участка в целях бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ему должна быть выдана утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении интересующего участка кадастровых работ, что повлечет последующее принятие решения о предоставления испрашиваемого им земельного участка.

С учетом вышеизложенного, оспариваемые И. З.И. бездействия комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, выразившееся в неисполнении действий по согласованию выбора земельного участка, в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, и, соответственно, принятии решения о предоставлении ему земельного участка противоречат закону и нарушают его права.

Незаконное бездействие породило для заявителя правовые последствия в виде препятствий в реализации его права по получению свободного от прав третьих лиц земельного участка как гражданина, имеющего трех и более детей для индивидуального жилищного строительства в соответствии с ч. 3 спи 12 Закона №21-кз от дата года, с целью устранения которых и заявляются настоящие требования.

Просил признать незаконным бездействие комитета градостроительства администрации города Ставрополя, выразившееся в отказе в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории города Ставрополя (исх. от дата года), а также непредоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для целей индивидуального жилищного строительства (исх. от дата года); обязать комитет градостроительства администрации города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем согласования с ним акта выбора земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуальной жилой застройки по <адрес>, в районе жилого <адрес>, выдаче утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории <адрес> для целей индивидуального жилищного строительства, в течение 7 дней с момента вынесения решения суда; обязать комитет градостроительстве администраций города Ставрополя устранить нарушение его прав путем принятия решения по предоставлению ему испрашиваемого земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуальной жилой застройки по <адрес>, сроком на 49 лет.

В судебное заседание заявитель Исламов З.И, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания дела, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствии с участием его представителя.

Представитель заявителя Дагирова Р.С. требования заявления поддержала по заявленным основаниям.

Представитель Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя Куницына И.Б. требования заявления не признала, и пояснила что в соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона СК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (далее для целей настоящей статьи - земельные участки) предоставляются бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) указанные граждане постоянно проживают на территории Ставропольского края не менее трех лет;

2) земельный участок предоставлен указанным гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;

3) на земельном участке, предоставленном в аренду, завершено строительство объекта индивидуального жилищного строительства и на него зарегистрировано право общей собственности всех членов многодетной семьи;

4) ранее гражданину, а также его супругу (супруге) земельные участки в соответствии с настоящим Законом не предоставлялись.

Согласно ч. 2 ст. 12.1 указанного Закона решение о предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка, предоставленного им в аренду, принимается органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, в месячный срок со дня обращения указанных граждан с заявлением о приобретении земельного участка в собственность бесплатно.

Гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок предоставляется для указанных целей в аренду на срок 49 лет в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Договор аренды земельного участка заключается с одним из родителей в многодетной семье.

В целях приобретения в аренду земельного участка один из родителей в многодетной семье подает заявление о предоставлении земельного участка в аренду (далее для целей настоящей статьи - заявление) в орган местного самоуправления по месту жительства.

Орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения заявления, после проверки достоверности сведений и сбора документов и информации, осуществляет в установленном порядке учет граждан, имеющих трех и более детей, и информирование их о постановке на учет (об отказе в постановке на учет).

Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.

Выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, согласование данного выбора с гражданами, имеющими трех и более детей, и предоставление им информации о наличии свободных земельных участков осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.

При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданами, имеющими трех и более детей, принимает решение о предоставлении им земельного участка в аренду и информирует их об этом.

Предоставление земельных участков в соответствии с настоящей статьей осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов.

В силу ст. 12.2 Закона в случае отсутствия на территории муниципального образования Ставропольского края свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края), для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края.

При наличии земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края, орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения ответа на межведомственный информационный запрос от уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края направляет в его адрес заявление о предоставлении земельного участка в аренду и прилагаемые к нему документы и извещает об этом гражданина, имеющего трех и более детей.

дата И. З. И. обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о постановке его на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

После проверки представленных документов на состоявшемся дата заседании комиссии по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством РФ и Ставропольского края, заявитель Исламов З.И. поставлен на учет граждан, имеющих трех и более детей. Письмом от дата ему сообщено, что при формировании земельного массива, предназначенного для предоставления земельных участков вышеуказанной категории граждан, он будет приглашен на заседание комиссии.

По сведениям комитета градостроительства администрации города Ставрополя, который является органом взаимодействия с администрацией города Ставрополя при оказании соответствующей муниципальной услуги (Административный регламент администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края», утвержденный постановлением администрации города Ставрополя от дата ), на сегодняшний день распределено в порядке реализации прав указанных граждан и оказания соответствующей муниципальной услуги 455 земельных участков. И. З.И. в порядке очередности имеет № по очереди

Пунктом 2.7 указанного Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ставропольского края, муниципальными нормативными правовыми актами для предоставления услуги. Одним из таких документов является кадастровый паспорт на земельный участок.

21.03.2014г. заявитель обратился в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м <адрес>, в районе ж/д в г. Ставрополе на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Уведомлением от дата И. З.И. отказано в утверждении схемы расположения указанного земельного участка в связи с непредоставлением документов, подтверждающих право на последующее приобретение формируемого земельного участка.

Приказом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от дата утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории».

Пунктом 2.9 указанного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении услуги, одним из которых является отсутствие у заявителя права на последующее приобретение формируемого земельного участка в соответствии с законодательством.

Поскольку в силу ч. 9 ст. 12.1 Закона СК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений, правовых оснований для предоставления указанного земельного участка, а значит и для утверждения его схемы расположения, у органа местного самоуправления не имеется.

На основании части 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду, а в случаях, установленных п. 5 части 1 ст. 24 - в безвозмездное срочное пользование, без предварительного места размещения объекта.

В соответствии с п. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Пунктом 2 ст. 28 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. «В» и «К» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, решение вопроса о порядке предоставления в собственность земельных участков отдельным категориям граждан, находящихся в муниципальной собственности, возлагается на орган местного самоуправления, которым является администрация города Ставрополя.

Структуру органов местного самоуправления города Ставрополя согласно части 1 ст. 30 Устава города Ставрополя, утвержденного Решением Ставропольской городской Думы от дата , образуют:

Ставропольская городская Дума;

глава города Ставрополя;

администрация города Ставрополя;

контрольно-счетная палата города Ставрополя.

В соответствии с Положением о комитете градостроительства администрации города Ставрополя, утвержденным постановлением администрации города Ставрополя от дата комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя в области градостроительства и землепользования на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.

Однако, статьей 52 Устава города Ставрополя к исключительным полномочиям администрации города Ставрополя и главы администрации города Ставрополя отнесено предоставление в установленном порядке земельных участков, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Ставрополя для муниципальных нужд.

Таким образом, комитетом, являющимся, по мнению заявителя, основным заинтересованным лицом по данному гражданскому делу, не осуществляется распоряжение земельными участками на территории города Ставрополя, такое право имеется только у администрации города Ставрополя и главы администрации города Ставрополя.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как указывается в п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Учитывая изложенное, полагаем, что отказом от дата в утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м <адрес>, в районе <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории комитетом градостроительства администрации города Ставрополя не нарушены права и законные интересы И. З.И., он не лишен права на предоставление земельного участка и реализует его в порядке очередности, которая предусмотрена законом.

Считает, что заявленные И. З.И. требования, предъявленные к комитету градостроительства администрации города Ставрополя, администрации города Ставрополя незаконны и не обоснованы, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Определением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 11.03.2014г. к участию в деле привлечена Администрация г.Ставрополя, представитель Администрации г.Ставрополя в суд не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте слушания дела.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка совершения соответствующих действий (бездействия).

В соответствии с п. «в» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ч.1 ст. 2 Земельного кодекса РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с ч.3, 4 ст. 2 Земельного кодекса на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно ч.2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки из земель, находящихся в собственности Ставропольского края, предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам за плату, если иное не предусмотрено федеральными законами и настоящим Законом.

Согласно ч.ч.3,5,6,7 ст. 12 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-КЗ земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет. Предоставление земельных участков по настоящему основанию осуществляется однократно.

Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 части 1 и частью 3 настоящей статьи, обеспечиваются органами местного самоуправления информацией о свободных земельных участках в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Бесплатное предоставление земельных участков осуществляется без проведения торгов, а в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи, и без предварительного согласования мест размещения объектов.

Решение о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам в случаях, предусмотренных настоящей статьей, принимается Правительством Ставропольского края или органами местного самоуправления в соответствии с его (их) компетенцией в устанавливаемом им (ими) порядке.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей предусмотрен ст. 121 вышеупомянутого Закона, в соответствии с которой в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду (далее - заявление) в орган местного самоуправления по месту жительства.

Заявление подается на бумажном носителе или в форме электронного документа с приложением документов:

1) удостоверяющих личность;

2) подтверждающих проживание на территории Ставропольского края не менее трех лет;

3) удостоверяющих личность и полномочия законного представителя или доверенного лица (в случае обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду законного представителя или доверенного лица);

4) подтверждающих рождение (усыновление) детей, заключение договора о приемной семье, установление опеки (попечительства).

(в ред. Закона Ставропольского края от 10.12.2013 N 115-кз)

В случае подачи документов, указанных в настоящей части, на бумажном носителе данные документы подаются в виде копии с одновременным предоставлением оригинала.

Орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения заявления осуществляет:

1) проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, указанных в части 2 настоящей статьи;

2) сбор документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду;

3) в установленном им порядке учет граждан, имеющих трех и более детей, и информирование гражданина, имеющего трех и более детей, о постановке его на учет (об отказе в постановке на учет).

Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.

Выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданину, имеющему трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, согласование данного выбора с гражданином, имеющим трех и более детей, осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном органом местного самоуправления.

При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.

Как следует из материалов дела, 16.08.2013г. Исламов З.И. обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о постановке его на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

После проверки представленных документов на состоявшемся дата заседании комиссии по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством РФ и Ставропольского края, заявитель И. З.И. поставлен на учет граждан, имеющих трех и более детей (номер очереди 756). Письмом ему сообщено, что при формировании земельного массива, предназначенного для предоставления земельных участков вышеуказанной категории граждан, он будет приглашен на заседание комиссии.

Основанием для оспаривания действий органа местного самоуправления послужил отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для целей индивидуального жилищного строительства.

Суд считает данные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Действительно, в соответствии с вышеуказанным Законом СК от 12.04.2010 N 21-кз предоставление земельного участка производится по согласованию с гражданином, однако, выбор конкретного земельного участка и дальнейшее предоставление его гражданину в аренду происходит в установленном порядке.

Так, согласно п.1.2. Постановления администрации г. Ставрополя от 15.08.2013 N 2726 "О мерах по реализации статьи 12.1 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", выбор земельных участков для предоставления в аренду гражданину, имеющему трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства осуществляется при наличии свободных земельных участков на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, предусмотренных корректировкой генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 03 сентября 2009 года N 98 "Об утверждении корректировки генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы", и Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя".

В соответствии с п.1.3 Порядка выбора и согласования выбора земельных участков в целях бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, утв. Постановлением администрации г. Ставрополя от дата , предоставление земельных участков на выбор гражданину, имеющему трех и более детей, и согласование данного выбора с гражданином, имеющим трех и более детей, в целях предоставления для индивидуального жилищного строительства осуществляется комиссией по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края (далее - комиссия). Положение о комиссии, регламент работы и состав комиссии утверждаются приказом комитета градостроительства администрации города Ставрополя.

Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что при наличии свободных земельных участков на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края после постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, которые в соответствии с законодательством Ставропольского края имеют право на бесплатное приобретение земельных участков (далее - учет граждан, имеющих трех и более детей), в порядке очередности с учетом даты и времени поступления заявлений комиссия предлагает гражданину, имеющему трех и более детей, выбрать земельный участок из имеющихся в наличии (с приложением ситуационных схем размещения земельных участков), для дальнейшего предоставления в аренду бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, при наличии свободных земельных участков, предусмотренных генеральным планом, выбор и предоставление для согласования гражданину земельных участков производится специализированной комиссией, которая лишь в порядке очередности с учетом даты и времени поступления заявлений предлагает гражданину выбрать земельный участок.

При таких обстоятельствах доводы заявителя И. З.И. о незаконности действий (бездействий) органа местного самоуправления и отказе в согласовании с ним акта выбора земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуальной жилой застройки по <адрес>, в районе жилого <адрес> предоставления ему указанного участка, не соответствуют вышеприведенным нормативно-правовым актам, в связи с чем требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами представителя Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя о том, что права И. З.И. не были нарушены отказом администрации в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории».

Статья 12.1 Закона №21-кз от дата определяет порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей.

Постановлением администрации г. Ставрополя от дата утвержден Порядок принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края (в ред. постановлений администрации <адрес> от дата <данные изъяты> от дата ) - далее Порядок.

В соответствие с п. 1.3 Порядка предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, осуществляется в соответствии с генеральным планом <адрес> при наличии свободных земельных участков.

В судебном заседании установлено, что И. З.И. с целью реализации своего субъективного права, предоставленного Законом Ставропольского края №21-кз от дата года, обладая самостоятельной информацией о наличии на территории города Ставрополя свободного земельного участка, заявил о своих притязаниях на конкретный земельный участок, свободный от прав третьих лиц, расположенный в квартале с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. (в районе земельного участка по <адрес>).

дата И. З.И. с целью предоставления ему в дальнейшем данного земельного участка для индивидуальной жилой застройки, обратился в комитет градостроительства администрацию <адрес> с заявлением о выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории.

Однако, уведомлением администрации г. Ставрополя в лице комитета градостроительства администрации г. Ставрополя (исх. от дата года) И. З.И.. отказано в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", в связи с тем, что им не предоставлены документы, подтверждающие право на последующее приобретение формируемого земельного участка в соответствие с законодательством, что является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой плане или кадастровой карте соответствующей территории».

Суд считает, что данный отказ противоречит закону и нарушает права заявителя ввиду следующего.

Согласно представленной суду пояснительной записки к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории, выполненной кадастровым инженером Андреевой Н.В. местоположение земельного участка - <адрес>. Схема выполнена на основании сведений государственного кадастра недвижимости - кадастровый план территории от дата года; местоположение образуемого земельного участка определено с учетом границ фактического землепользования; образуемый земельный участок находится в пределах границ кадастрового квартала ; способ образования - из земель, находящихся в муниципальной собственности 2.3 категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование земельного участка - для индивидуальной жилой застройки; площадь <данные изъяты> кв.м.; 3. Характеристика градостроительной ситуации: территориальная зона <данные изъяты>. Зона блокированной и усадебной застройки; соответствует виду разрешенного использования формируемых земельных участков и объекта капитального строительства градостроительному регламенту; наличие инженерно-технических сооружений, зеленых насаждений, в том числе деревьев - отсутствует.

Судом установлено, что земельный участок расположен в территориальной зоне «<данные изъяты> Зона блокированной и усадебной застройки, согласно ст. 42 Правил землепользования и застройки г. Ставрополя, утв. Решением Ставропольской городской Думы от дата , которая предназначена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3 этажей с набором услуг местного значения.

Следовательно, в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что целевое назначение интересующего И. З.И. земельного участка соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка, расположенного в квартале <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>

То обстоятельство, что указанный земельный участок не обременен правами третьих лиц и в отношении него не начата процедура предоставления и формирования земельного участка, подтверждается кадастровым планом территории, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от дата года, а также выкопировкой из кадастрового плана территории, согласно которым указанный выше земельный участок не поставлен на кадастровый учет и ему не присвоен почтовый адрес.

Приказом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от дата -од утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории».

Пунктом 2.9 указанного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении услуги, одним из которых является отсутствие у заявителя права на последующее приобретение формируемого земельного участка в соответствии с законодательством. Данное основание, согласно уведомлению от дата. и послужило основанием к отказу предоставлении муниципальной услуги.

Вместе с тем, суд учитывает что в соответствие с п.3.3.6 Положения о комитете градостроительства администрации г. Ставрополя, утвержденного Постановлением администрации города Ставрополя от дата года, Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет граждан, имеющих трех и более детей, которые в соответствии с законодательством Ставропольского края имеют право на бесплатное приобретение земельных участков.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось стороной заинтересованных лиц то обстоятельство, что задолго до обращения И. З.И. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, орган местного самоуправления в лице комитета градостроительства администрации г. Ставрополя признал соответствующее право И. З.И. на предоставление ему земельного участка для индивидуальной жилой застройки в соответствие с Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» №21-кз от 12.04.2012 года.

Данное обстоятельство подтверждается тем, что комиссией по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствие с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края принято решение о постановке его на учет граждан, имеющих трех и более детей (№ очереди от дата года).

С учетом изложенного, поскольку право заявителя установлено нормами действующего законодательства и не оспаривается администрацией города Ставрополя, которая поставила его на учет граждан, имеющих трех или более детей, суд считает ссылку заинтересованного лица в оспариваемом отказе на то обстоятельство, что им не представлены соответствующие документы, несостоятельной и противоречей правовым нормам.

При таких обстоятельствах, поскольку в силу ч. 9 ст. 12.1 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» от дата земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, и данное право имеется у И. З.И. в силу требований Закона, постольку правовых оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка у администрации г. Ставрополя не имелось.

Доказательств обратного в нарушение требований ст. 249 ГПК РФ стороной заинтересованных лиц суду не представлено. Следовательно, суд приходит к выводу о том, что ссылка в уведомлении об отказе от дата на п.2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ не соответствует обстоятельствам и основаниям приобретения прав на земельный участок у заявителя.

Учитывая изложенное, отказ комитета градостроительства в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории города Ставрополя (исх. от дата года) является незаконным и требования в данной части подлежат удовлетворению.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с п. 28 указанного Постановления Пленума ВС РФ исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требование И. З.И. об обязании комитета градостроительства администрации города Ставрополя устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем выдачи утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории города Ставрополя для целей индивидуального жилищного строительства, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление И. З. И. о признании незаконными Действий (бездействий) Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, Администрации г. Ставрополя, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие комитета градостроительства администрации города Ставрополя, выразившееся в отказе в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории города Ставрополя (исх. от дата года).

Обязать комитет градостроительства администрации города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов И. З. И. путем выдачи утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуальной жилой застройки по <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте территории города Ставрополя для целей индивидуального жилищного строительства, в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований И. З. И. о признании незаконным бездействия комитета градостроительства администрации <адрес>, выразившегося в непредставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для целей индивидуального жилищного строительства (исх. от дата года); обязании комитета градостроительства администрации <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов И. З.И. путем согласования с ним акта выбора земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуальной жилой застройки по <адрес> обязании комитета градостроительства администрации города Ставрополя устранить нарушение его прав путем принятия решения по предоставлению И. З.И. испрашиваемого земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуальной жилой застройки по <адрес>, в районе жилого <адрес>, сроком на 49 лет – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья Е.В. Степанова

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2014 года.

2-2062/2014 ~ М-1130/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Исламов Зедулах Исламович
Другие
Администрация г.Ставрополя
Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Степанова Е.В.
Дело на сайте суда
promyshleny--stv.sudrf.ru
11.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2014Передача материалов судье
14.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.02.2014Предварительное судебное заседание
11.03.2014Предварительное судебное заседание
19.03.2014Предварительное судебное заседание
26.03.2014Предварительное судебное заседание
10.04.2014Предварительное судебное заседание
16.04.2014Предварительное судебное заседание
21.04.2014Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее