Дело № 3а-1039/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 октября 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Кривцова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Масюк А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Носовой < Ф.И.О. >6 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Носова Л.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила изменить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 3555 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровый номер <№..>, установив ее в размере: с 01.01.2015 г. – 4490427,15 рублей, с 16.12.2016 г. по 31.12.2018 г. – 4481575,81 рублей, а также обязать административных ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <№..>. Решением городской Думы г. Краснодара от 26.01.2012 г. № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар» спорный земельный участок отнесен к зоне транспортной инфраструктуры (ИТ). В настоящее время, с апреля 2019 года, вид разрешенного использования земельного участка в рамках территориальной зоны ИТ определен как «туристическое обслуживание» и его кадастровая стоимость составляет 6444823,95 рублей. До внесения изменений в вид разрешенного использования спорного земельного участка его кадастровая стоимость фактически рассчитывалась по нормативам территориальной зоны ОД2 и составляла в 2016 году – 71391581,01 рублей, в 2017 и 2018 годах - 59342369,01 рублей.
По мнению административного истца, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> в 2016-2018 годах была определена неверно, поскольку при ее расчете использованы недостоверные сведения о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок, следовательно, неправильно определены условия, влияющие на стоимость земельного участка. Указанная кадастровая стоимость земельного участка для территориальной зоны ОД2 значительно превышает его кадастровую стоимость для территориальной зоны ИТ. Таким образом, имеет место кадастровая ошибка, поскольку вид разрешенного использования земельного участка в оспариваемый период соответствовал утвержденному городской Думой г. Краснодара генеральному плану.
Административный истец указывает, что определение кадастровой стоимости земельного участка нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет неправильное определение налоговых обязательств.
В судебное заседание административный истец Носова Л.В. не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, согласно представленного в суд заявления, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца Филипповский М.Л. в судебном заседании административный иск поддержал, просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю по доверенности Сергиевская И.С. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск и дополнениях к нему.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар, представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, представитель ООО «АФК-Аудит» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, посредством почтовой связи, направлением телеграмм, а также в порядке, предусмотренном частью 8 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
До начала судебного заседания от представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее также Постановление Пленума ВС РФ №28) при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Материалами дела установлено, что Носовой Л.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 3555 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровый <№..>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 05.12.2012 серии <Адрес...> и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19.08.2019 <№..>.
На указанном земельном участке расположено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, площадью 835,9 кв.м., этажность 2, кадастровый номер <№..>.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером <№..> поставлен на государственный кадастровый учет 24.01.2014 г. с видом разрешенного использования - «Для эксплуатации нежилого строения, для эксплуатации гостинично-оздоровительного комплекса» и категорией земель населенных пунктов.
В результате постановки на государственный кадастровый учет кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> была определена в соответствии с пунктами 2.1.16 и 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. №222 (далее также Методические указания №222), с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала <№..>, для 6 вида разрешенного использования земель населенных пунктов - «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц», равного 20082,02 руб./кв.м. и утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 №1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края». При этом кадастровая стоимость земельного участка составила 71 391 581,10 руб.
Судом установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены в ЕГРН 24.01.2014 г. на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 24.01.2014 г. и являлись актуальными до 02.02.2017 г.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.1998 г. №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и согласно приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.10.2015 г. №1327 «О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Краснодарского края в 2016 году» на территории Краснодарского края в 2016 году были проведены очередные работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Предметом государственной кадастровой оценки являлись земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, по состоянию на 01.01.2016 г.
По состоянию на указанную дату в перечень объектов оценки земельный участок с кадастровым номером <№..> был включен с видом разрешенного использования - «Для эксплуатации нежилого строения, для эксплуатации гостинично-оздоровительного комплекса».Заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края являлся департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Исполнителем работ по государственной кадастровой оценке являлось ООО «АФК-Аудит».
Согласно требованиям технического задания, определение кадастровой стоимости проводилось в разрезе семнадцати видов разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее также Методические указания № 39) данный земельный участок был отнесен оценщиком к нескольким видам разрешенного использования указанных в подпункте 1.2.6. «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц» (далее - ВРИ 6) в части разрешенного использования гостиница и в подпункте 1.2.17 «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» (далее - ВРИ 17) в части разрешенного использования оздоровительный комплекс.
Согласно пункту 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (действующих на момент возникновения спорных правоотношений), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
В силу статьи 24.13 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
В сформированный филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке были включены сведения о количественных и качественных характеристиках земельных участков, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2016 г.
По итогам работ был сформирован отчет от 07.11.2016 г. № 2300- ГКОЗНП-2016 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», соответствие которого требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением саморегулируемой организации Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» от 10.11.2016 №3578/2016.
Данный отчет в установленном порядке включен в фонд данных государственной кадастровой оценки и доступен для ознакомления на официальном сайте Росреестра в сети «Интернет» www.rosreestr.ru.
Согласно абзацу 2 пункта 2.7.1. Методических указаний № 39 кадастровая стоимость земельных участков устанавливается по тому виду разрешенного использования земельного участка, для которого значение кадастровой стоимости наибольшее.
Для ВРИ 6 удельный показатель кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка составил 12 374,35 руб./кв.м., а кадастровая стоимость 43 990 814,25 рублей.
Для ВРИ 17 удельный показатель кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка составил 2 753,56 руб./кв.м., а кадастровая стоимость 9 788 905,8 рублей.
Таким образом, для земельного участка с кадастровым номером <№..> была установлена кадастровая стоимость, полученная по виду разрешенного использования, указанного в подпункте 1.2.6 Методических указаний № 39 и составила 43 990 814,25 рублей.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 г. № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» и внесены в установленном порядке в ЕГРН в 2017 году.
Таким образом, судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> определена на основании сведений о количественных и качественных характеристиках, содержащихся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2016 г. сформированным органом регистрации прав.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая функциональное назначение объекта недвижимости (гостинично-оздоровительный комплекс), который находится на земельном участке, необходимо прийти к выводу о том, что спорный земельный участок, в оспариваемый период, правомерно отнесен к 6 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц", поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка зависит от фактического использования объекта недвижимости, и правовое значение имеет цель его предоставления.
К доводам административного истца о том, что вид разрешенного использования спорного земельного участка должен был определяться оценщиком с учетом территориальной зоны ИТ, установленной Решением городской Думы г. Краснодара от 26.01.2012 г. № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар», в которой не допускаются размещение земельных участков с видом разрешенного использования «для размещения гостиниц», следует отнестись критически по следующим основаниям.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными Решением городской Думы г. Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6, спорный земельный участок расположен в зоне общественно-делового и коммерческого назначения (ОД2) и в зоне инженерной и транспортной инфраструктур (ИТ). В зоне ОД2 гостиничное обслуживание относится к основному виду разрешенного использования.
Как было ранее установлено судом, земельный участок с кадастровым номером <№..> поставлен на государственный кадастровый учет 24.01.2014 г. с видом разрешенного использования - «Для эксплуатации нежилого строения, для эксплуатации гостинично-оздоровительного комплекса».
В соответствии с положениями части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно пункту 9 статьи 1, частям 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе Правил землепользования и застройки. Исходя из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При указанном правовом регулировании наличие утвержденных Правил землепользования и застройки позволяет правообладателю самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования, избирать вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных и вспомогательных видов разрешенного использования для данной территориальной зоны.
Данное право было реализовано административным истцом только 21 декабря 2018 г., когда по результатам рассмотрения декларации Носовой Л.В., вид разрешенного земельного участка с кадастровым номером <№..> был изменен на «туристическое обслуживание» (территориальная зона ИТ). До указанной даты вид разрешенного земельного участка оставался таким, каким был определен при постановке земельного участка на кадастровый учет.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка административного истца были использованы достоверные сведения о нем, искажение данных об указанном объекте оценки, выразившееся в неправильном определении номера вида разрешенного использования земельного участка не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ < ░.░.░. >7 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.