Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
адрес 03 августа 2021 года
Щербинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7526/2021 по иску фио, фио к ООО «Управляющая компания Термоинженерсервис» об обязании списать задолженность, произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику об обязании списать задолженность размере сумма как необоснованную; обязании сделать перерасчет сумм списанных в задолженность в размере сумма и зачислить данную сумму в оплату коммунальных услуг за период с июля 2020 года по март 2021 года.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что являются собственниками квартиры расположенной по адресу: адрес, адрес, адрес. 22 ноября 2015 года состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного дома на котором было принято решение выбрать компанию ООО «Управляющая компания Термоинженерсервис» по управлению многоквартирным домом, расположенном по адресу адрес. В платежном документе за июль 2020 года ответчик начислил истцам долг за коммунальные услуги в размере сумма, с чем истцы не согласны, в связи с чем обратились в суд с настоящим иском.
Истцы в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явилась, требования иска не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истцы фио и фио являются собственниками квартиры расположенной по адресу: адрес, адрес, адрес.
Как следует из искового заявления истцов, 22 ноября 2015 года состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного дома на котором было принято решение выбрать компанию ООО «Управляющая компания Термоинженерсервис» по управлению многоквартирным домом, расположенном по адресу адрес. В платежном документе за июль 2020 года ответчик начислил истцам долг за коммунальные услуги в размере сумма, с чем истцы не согласны, поскольку данная задолженность управляющей компанией не доказана.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истцов в силу следующего.
Судом установлено, что Управляющая организация ООО «Управляющая компания Термоинжсервис» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: адрес на основании договора управления, что следует из Протокола №1 общего собрания собственников по выбору управляющей организации от 22.11.2015 года, обеспечивает надлежащее содержание общего имущества в указанном доме, а также рассматривает и решает вопросы пользования указанным имуществом и предоставляет коммунальные услуги гражданам, проживающим в данном доме.
Федеральный закон от 31.12.2017 года № 485-ФЗ обязал управляющие организации вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД). Ведение реестра зарегистрированных в жилом помещении граждан, как и ведение реестра пользователей помещений законодательно не предусмотрено.
До 17 апреля 2018 года действовал Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 года № 288 (далее - Регламент № 288).
Регламент № 288 содержал порядок передачи управляющими организациями в органы регистрационного учета данных по регистрационному учету граждан. Так, в частности, согласно п. 57 Регламента № 288 при поступлении в управляющую организацию (ТОЮ заявления о регистрации по месту пребывания, последняя должна была проверить комплектность представленных гражданином документов и в 3-дневный срок передать в орган регистрационного учета: заявление о регистрации по месту пребывания; адресные листки прибытия, составленные в 2-х экземплярах; поквартирной карточкой или домовой (поквартирной) книгой.
Как установлено судом, заявлений о регистрации по месту пребывания от истцов не поступало. Доказательств обратного суду не представлено.
Законодательно не предусмотрена обязанность для управляющих организаций истребовать в принудительном порядке данные о зарегистрированных в жилом помещении граждан.
С 17 апреля 2018 года Регламент № 288 утратил силу. В настоящее время действует Приказ МВД России от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», вступившим в силу 17.04.2018 года (далее - Регламент № 984). В связи с тем, что Регламент № 288 был отменен, утратили силу и следующие поименованные в нем формы документов:
- поквартирная карточка (форма № 10);
- домовая (поквартирная) книга (форма № 11);
- карточка регистрации (форма №9).
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации — это государственная услуга, которая предоставляется территориальными органами МВД РФ (п. 23 Регламента № 984, п.2 Правил регистрации № 731).
В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии и организации федеральной почтовой связи (п. 24 Регламента № 984).
Управляющие организации не оказывают государственные услуги.
Роль управляющей организации в оказании гражданам услуги регистрационного учета сводится лишь к приему документов от граждан и последующей передачи в орган регистрационного учета.
При этом, если в ранее действующем регламенте № 288 содержались положения об обязанности лиц, ответственных за прием и передачу документов в МВД РФ, о заполнении и внесении изменений в установленные формы документов по жилищному учету, а также хранении таких документов, то действующая редакция регламента таких норм не содержит.
Согласно п. 90 нового Регламента № 984 основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, поименованных в п.40,41,44-50 указанного Регламента.
Таким образом, доводы истцов о нарушении лицензионных требований управляющей организацией являются необоснованными, а потому судом отклоняются.
При этом, суд отмечает, что установление факта нарушений лицензионных требований устанавливается в рамках лицензионного контроля и не может быть предметом рассмотрения в настоящем судебном разбирательстве.
Кроме того, согласно данным, содержащимся в ФГИС ЕГРН, правообладателем помещения по адресу: адрес зарегистрирована только фио.
Сведения о переходе прав с 25.04.2013 года по настоящий момент отсутствуют.
Таким образом, самими истцами не вносились данные, позволяющие идентифицировать количество проживающих в жилом помещении граждан и производить иные начисления.
Истцами не представлено доказательств в обоснование требований о списании и перерасчете.
Требования истцов удовлетворению не подлежат, поскольку действия ответчика по расчету задолженности являются законными и обоснованными, а правовых оснований для обязания ответчика списать образовавшуюся задолженность не имеется.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно положениям статьи 153 ЖК РФ собственник жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Часть 2 статьи 154 ЖК РФ устанавливает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Процедура введения в эксплуатацию индивидуального прибора учёта коммунальных ресурсов, то есть принятия его к расчётам, регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354).
Поскольку прибор учёта потребления коммунального ресурса находится в ведении собственника помещений, то именно собственник несёт ответственность за установку и надлежащее использование, а также своевременную замену счётчика, если он вышел из строя или у него истёк межповерочный интервал.
После монтажа нового или замены старого прибора учёта проводится процедура введения его в эксплуатацию, то есть документальное оформление его как расчётного (п. 81 Правила № 354). Работы по вводу прибора учета в эксплуатацию выполняет исполнитель коммунальных услуг - то есть управляющая организация, которая проводит их без взимания какой-либо платы по согласованию с собственником помещения или по его заявке (п. 81 (9) Правила № 354). В заявке должна быть следующая информация: данные о собственнике и его контакты; дата и время, когда собственник предлагает ввести индивидуальный прибор учёта (далее - ИПУ) в эксплуатацию; сведения об ИПУ: копия техпаспорта, его тип и номер, место установки, показания на момент установки и дата поверки (пп. «у» п. 31, п. 81 Правила № 354).
Как установлено судом, заявок от истцов в адрес управляющей организации ООО «Управляющая компания Термоинжсервис» об установке и вводе приборов учета ХВС и ГВС до ноября 2020 года не поступало.
После установления прибора учёта, исполнитель коммунальной услуги (в данном случае управляющая организация) проводит процедуру ввода ИПУ в эксплуатацию, которая состоит из нескольких этапов (п. 81 (4) Правила № 354):
- Сверка на соответствие данных ИПУ с его документацией. Исполнитель коммунальной услуги сверяет заводской номер на счётчике и в паспорте, комплектацию и схему монтажа - они должны совпадать с информацией в технической документации изготовителя ИПУ. Если счётчик не новый, то необходимо проверить дату последней поверки (п. 84 (1) ПП РФ № 354);
- Проверка ИПУ на работоспособность. Проверяется работа счётного механизма прибора учёта, который фиксирует потребление ресурса;
- Опломбировка прибора учёта. Исполнитель коммунальной услуги устанавливает на счётчик контрольные и антимагнитные пломбы;
- Фиксация показаний ИПУ на момент опломбировки. Данный этап необходим для корректного расчёта платы за потреблённый ресурс согласно показаниям нового прибора учёта;
- Составление акта ввода прибора учёта в эксплуатацию в двух экземплярах с подписями собственника и исполнителя коммунальной услуги (п. 81 (6,7) ПП РФ № 354). В акте фиксируются дата, время и адрес ввода ИПУ в эксплуатацию, данные о представителях исполнителя коммунальной услуги, участвовавших в процедуре, данные ИПУ (тип, номер, место установки), начальные показания счётчика, указание на места установки пломб и их номера, дата следующей поверки. Если при проверке ИПУ выявлены его несоответствия технической документации или установлен факт нарушений в его работе, то исполнитель коммунальной услуги может отказать собственнику в принятии ИПУ к расчётам, что указывается в акте (п. 81 (5) ПП РФ № 354).
Поскольку заявка от истцом не поступала, данные действия не были произведены в отношении ИПУ, находящихся в квартире истцов, до 17.11.2020 года.
Паспортный учет осуществляет Многофункциональный центр предоставления государственных услуг адрес (далее - МФЦ).
В июле 2020 года в расчетный отдел управляющей организации ООО «Управляющая компания Термоинжсервис» фио предоставлена выписка из домовой книги № 348648 от 24.06.2020 года, в которой содержатся сведения, что по адресу: адрес постоянно зарегистрированы еще два гражданина: Макодич фио (постоянная регистрация с 27.06.2013 года); фио (постоянная регистрация с 28.07.2016 года).
В связи с предоставленной выпиской из домовой книги № 348648 от 24.06.2020 года было произведено доначисление услуг водоснабжения на двух указанных граждан за период с момента регистрации по июнь 2020 года.
На момент обращения с претензиями о перерасчете в адрес управляющей организации, в квартире истцов были установлены ИПУ ХВС и ГВС, однако не предоставлены акты ввода в эксплуатацию демонтированных приборов учета и акт ввода в эксплуатацию, подписанный представителем управляющей организации об установке и вводе в эксплуатацию.
В ответ на претензию истца, был дан ответ от 24.08.2020 года, в котором указывалось на необходимость предоставления акта ввода в эксплуатацию демонтированных приборов учета ITELMA 20-142891; ITELMA 20-142891 и направление заявки от собственника помещения на подписание акта ввода в эксплуатацию совместно с представителем управляющей организации об установке и вводе в эксплуатацию.
23.10.2020 года фио предоставлен мотивированный ответ на претензию, в котором, в частности сообщалось, что в соответствии с п. 81 Правил № 354 ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета осуществляется исключительно исполнителем коммунальных услуг - ООО «Управляющая компания Термоинжсервис». Предоставленный истцом акт ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета от 11.08.2020 года, составленный ООО «Доступные бытовые услуги» не является надлежащим, так как ООО «Доступные бытовые услуги» не является исполнителем предоставления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжения в обслуживаемом многоквартирном доме (далее - ХВС, ГВС). На основании изложенного, показания индивидуального прибора учета, не принятого исполнителем коммунальных услуг в эксплуатацию, не могут быть приняты для производства начислений и расчетов, в силу норм действующего законодательства РФ.
Отсутствие акта ввода прибора учёта в эксплуатацию, с подписями собственника и исполнителя коммунальных услуг, является правовым основанием производить расчеты размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании п. 60 Правил № 354 по истечении указанного в подп. «б» п. 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что ООО «Управляющая компания Термоинжсервис» производит все начисления на законных основаниях.
17.11.2020 года фио совместно с представителем ООО «Управляющая компания Термоинжсервис» подписан Акт ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета ХВС, ГВС.
Таким образом, начисления по услугам «Холодное водоснабжение», «Горячее водоснабжение» производилось по нормативу с 01.01.2016 года по 16.11.2020 года С 17.11.2020 года начисления по данным услугам производятся истцам по индивидуальным прибором учета водопотребления.
По состоянию на 13.07.2021 года задолженность по кв. 83 в обслуживаемом МКД за жилищно-коммунальные и иные услуги составляет сумма, из них пени сумма
При этом, судом отклоняются доводы истцов о применении срока исковой давности к начисленным коммунальным платежам как несостоятельные.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, а именно нарушено право управляющей компании - ответчика, а не истца. Истечение срока давности не прекращает обязательств по оплате жилого помещения.
По смыслу ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, между тем с требованием к истцам о взыскании задолженности ответчик в суд не обращался.
В отсутствие иска о взыскании образовавшейся задолженности, сроки исковой давности в данном споре неприменимы.
При рассмотрении настоящего дела не установлено заявленных требований о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг к истцам. Вследствие изложенного, полагаем, что положения ст. 196 ГК РФ о сроках исковой давности при рассмотрении данного дела не могут быть применены.
В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вместе с тем, требования истцов о списании задолженности основаны на неверном толковании закона, поскольку Управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и в силу действующего законодательства имеет право на взимании платы за оказанные услуги по договорам с ресурсоснабжающими организациями (РСО). ООО «Управляющая компания Термоинжсервис» вносит оплату за потребленные ресурсы РСО по показаниям общедомового счетчика, вне зависимости от задолженности потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг, при этом, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует обязанность информировать каждого собственника помещения в МКД о задолженности перед РСО.
В соответствии со ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Поскольку истцами в нарушении вышеуказанных положений закона не представлено доказательств в обосновании заявленных требований, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований об обязании списать задолженность, произвести перерасчет в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований фио, фио к ООО «Управляющая компания Термоинженерсервис» об обязании списать задолженность, произвести перерасчет - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Щербинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
1