Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-894/2015 от 20.11.2015

Дело № 12– 894/2015

РЕШЕНИЕ

Город Волжский Волгоградской области                   14 декабря 2015 года

Судья Волжского городского суда Волгоградской области Рыжова Л.А. при рассмотрении жалобы Коноваловой С.А., действующей в интересах несовершеннолетней Коноваловой П.И., на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> от "."..г. о назначении Коноваловой П.И. административного наказания по части 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением комиссии по делам по несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> от "."..г. несовершеннолетняя Коновалова П.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей за то, что она нарушила установленный п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрет курения табака -"."..г. в <...> минут осуществляла курение табака в запрещенном для курения месте -на территории ГБ ПОУ «ПУ №...», расположенного по адресу: <адрес>.

Законный представитель несовершеннолетней Коноваловой П.И. – Коновалова С.А., считая привлечение дочери к административной ответственности незаконным, обжаловала постановление в суд, указав в обоснование жалобы, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законных представителей, личность несовершеннолетней Коноваловой П.И. не установлена, в графе «документы, удостоверяющие личность» отсутствуют данные паспорта; постановление вынесено с существенным нарушением - в их отсутствие, извещения о времени и места рассмотрения дела в их адрес не поступали. Просила отменить постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> от "."..г..

Несовершеннолетняя Коновалова П.И., её законный представитель Коновалова С.А. на судебное разбирательство не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены, в своем заявлении Коновалова С.А. просит жалобу рассмотреть в их отсутствие (л.д.23).

Прокурор Полуосьмак Ю.А. считает жалобу Коноваловой С.А. обоснованной, постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> от "."..г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, в отношении несовершеннолетней Коноваловой П.И. подлежит отмене, дело- возвращению в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес>, поскольку Комиссией были допущены существенные нарушения действующего законодательства, несовершеннолетняя Коновалова П.И. и её законный представитель не были надлежащем образом извещены о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Изучив доводы жалобы, выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, проверив в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес>.

Административная ответственность по части 1 статьи 6.24 КоАП РФ наступает за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от "."..г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта.

В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судьей, органом, рассматривающим дело об административном правонарушении, условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Согласно статьи 23.2 КоАП районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.<адрес> от "."..г. №...-ОД «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (с изменениями и дополнениями), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются коллегиальными, координирующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий в <адрес>.

В силу п.8 ст.<адрес> от "."..г. №...-ОД «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (с изменениями и дополнениями), при рассмотрении материалов, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 10 настоящего Закона, муниципальная комиссия всесторонне, полно и объективно рассматривает сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, способствовавшие совершению общественно опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия и его социальной реабилитации.

В соответствии со ст.17, <адрес> от "."..г. №...-ОД «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (с изменениями и дополнениями), материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, муниципальная комиссия рассматривает только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей. При наличии оснований полагать, что несовершеннолетний будет уклоняться от явки на заседание муниципальной комиссии, он по письменному распоряжению председателя муниципальной комиссии или его заместителя может быть передан под надзор родителей или иных законных представителей с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - под надзор администрации этой организации. Родители или иные законные представители несовершеннолетнего либо руководители соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дают письменные обязательства муниципальной комиссии обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> руководствуется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ст. 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители (ч. 2 ст. 25.3 КоАП РФ), которые имеют права и несут обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении представляемых ими лиц.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 6 Постановления Пленума от "."..г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями) разъяснил, что извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС- сообщения в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Как следует из обжалуемого Коноваловой С.А. постановления и материалов дела, Коновалова П.И. родилась "."..г., то есть на день составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ ("."..г.) и рассмотрения дела об административном правонарушении ("."..г.), являлась несовершеннолетней, данное обстоятельство обязывало комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> известить законных представителей несовершеннолетней Коноваловой П.И. о месте и времени рассмотрения дела, однако, в нарушение приведенных выше требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> рассмотрела дело об административном правонарушении в отношении несовершеннолетней Коноваловой П.И. в отсутствие её и её законных представителей, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства о надлежащем извещении Коноваловой П.И. и её законного представителя о времени и месте рассмотрения Комиссией дела.

Из материалов дела также усматривается, что рассмотрение дела было отложено Комиссией "."..г. на "."..г., данные о направлении извещения на 09 октября и на "."..г. отсутствуют.

Из сообщения, полученного при рассмотрении жалобы, следует, что данные о надлежащем извещении несовершеннолетней Коноваловой П.И. и её законных представителей у комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> отсутствовали, о времени и месте рассмотрения дела несовершеннолетняя и её законные представители были уведомлены путем направления извещения простой корреспонденцией.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетней Коноваловой П.И. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление от "."..г. по ч.1 ст. 6. 24 КоАП РФ нельзя признать законным оно подлежит отмене.

Кроме того, в силу ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вправе присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении, ему разъясняются его права и обязанности, а в случае составления протокола в отсутствие указанного лица ему должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Такими же правами обладает и законный представитель привлекаемого к административной ответственности лица, являющегося несовершеннолетним. Поэтому отсутствие в протоколе сведений о законном представителе несовершеннолетнего правонарушителя, не присутствовавшем при составлении протокола и не извещенном о дате и времени его составления, является существенным недостатком, влекущим возвращение материалов дела в орган, составивший протокол.

Поскольку Коновалова П.И. на день составления протокола об административном правонарушении являлась несовершеннолетней, данное обстоятельство обязывало должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, известить законных представителей несовершеннолетней Коноваловой П.И. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в нарушение приведенных выше требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, был составлен в отсутствие законных представителей, доказательств извещения законных представителей о месте и времени его составления в материалах дела об административном правонарушении не имеется.

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В том случае, если при подготовке дела к рассмотрению установлено, что протокол об административном правонарушении или другие материалы дела составлены неправильно или неправомочными лицами, либо выявлена неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья, орган или должностное лицо, которым поступило такое дело, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносят определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

В протоколе об административном правонарушении АЕ-34 №... от "."..г., составленном в отношении несовершеннолетней Коноваловой П.И., указано, что "."..г. в 10 часов 10 минут на территории ГБ ПОУ «ПУ №...», расположенного по адресу: <адрес>, несовершеннолетняя Коновалова П.И. осуществляла курение табака путем вдыхания и выдыхания табачного дыма в запрещенном для курения месте, чем нарушила п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», при этом в протоколе не указана статья какого Закона - Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение, вменяемое Коноваловой П.И.; протокол не содержит сведений о разъяснении Коноваловой П.И. её прав и обязанностей, об ознакомлении её с протоколом об административном правонарушении, тем самым нарушено право Коноваловой П.И. на ознакомление с протоколом и с материалами дела, то есть по существу Коновалова П.И. лишена права на защиту.

Изложенное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, поскольку при рассмотрении жалобы и проверке дела на основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме установлено, что постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> №... от "."..г. о назначении несовершеннолетней Коноваловой П.И. административного наказания вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 6.24 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, (один год) не истек, постановление подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> со стадии подготовки к рассмотрению дела.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес> от "."..г. №... о назначении несовершеннолетней Коноваловой П.И. административного наказания в виде штрафа в размере 500 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа – <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:

12-894/2015

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Прокурор
Ответчики
Коновалова Полина Игоревны
Другие
Коновалова Светлана Анатольевна
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Рыжова Людмила Александровна
Статьи

ст. 6.24 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vol--vol.sudrf.ru
20.11.2015Материалы переданы в производство судье
20.11.2015Истребованы материалы
03.12.2015Поступили истребованные материалы
14.12.2015Судебное заседание
17.12.2015Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2015Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
12.01.2016Вступило в законную силу
13.01.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее