Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-488/2021 ~ М-360/2021 от 14.04.2021

Дело № ...а-488/2021

10RS0№ ...-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2021 года                            ........

Кондопожский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи            Береговой С.В.,

при секретаре                            Челмайкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Я.В.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказов в предоставлении земельных участков, обязании устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Я.В.В. обратился с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, по тем основаниям, что Министерством имущественных и земельных отношений РК (далее – Министерство) ХХ.ХХ.ХХ вынесено решение об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами № ... без торгов, и дополнительное решение от ХХ.ХХ.ХХ об отказе в заключении договоров аренды земельного участка. Данные отказы административный истец считает незаконными, поскольку указанные земельные участки сформированы из земельного участка с кадастровым номером № ..., находящего в аренде у административного истца на основании договора аренды № ... от ХХ.ХХ.ХХ. С учетом уточненных требований просит признать отказы Министерства от ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ незаконными, обязать восстановить нарушенное право путем повторного рассмотрения заявления.

В судебное заседание административный истец Я.В.В. не явился, извещен надлежащим образом, направил своего представителя.

Представитель административного истца Полищук П.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Министерство имущественных и земельных отношений РК своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены, представили возражения, согласно которым полагали требования не подлежащими удовлетворению.

Иные заинтересованные лица (представители Администрации Кондопожского муниципального района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........, В.Ф.В., Г.Д.П.) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в ........ и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Часть 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации(далее – ЗК РФ) предусматривает порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, а в исключительных случаях без проведения торгов (п. 2 названной статьи).

Судом установлено, что на основании постановления Главы администрации Кондопожского муниципального района № ... от ХХ.ХХ.ХХ Б.В.А. предоставлен земельный участок с кадастровым номером № ..., площадью <...> для ведения личного подсобного хозяйства.

Между Б.В.А. и Администрацией Кондопожского муниципального района заключен договор аренды названного земельного участка № ... от ХХ.ХХ.ХХ (далее – Договор аренды) сроком по ХХ.ХХ.ХХ.

В соответствии с договором уступки прав и обязанностей от ХХ.ХХ.ХХ по Договору Б.В.А. безвозмездно уступил Я.В.В. в полном объеме права и обязанности по Договору (п. 1.1).

Пунктом 6.5 Договора предусмотрено, что если Арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается продленным на неопределенный срок, при этом стороны могут расторгнуть Договор, предупредив другую сторону за один месяц.

С учетом того, что Договор заключен на срок по ХХ.ХХ.ХХ, ни одна из сторон не отказалась от исполнения обязательств, Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Сведения о регистрации названых выше договора аренды и уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с с кадастровым номером № ... содержатся в ЕГРН.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 1 п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.

Требования к образуемым и измененным земельными участкам предусмотрены ст.11.9 ЗК РФ.Пунктом 4 ст. 11.8 ЗК РФ предусмотрено, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Таким образом, по смыслу приведенных выше норм права, при изменении исходного земельного участка, арендатор сохраняет свое право аренды и имеет право на заключение нового договора аренды на преобразованный (измененный) земельный участок на прежних условиях, согласованных в ранее заключенном договоре аренды.

Законом не предусмотрено право арендодателя на отказ арендатору в заключении нового договора аренды в случае преобразования или изменения исходного земельного участка.

ХХ.ХХ.ХХ Я.В.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами № ..., площадью по <...> расположенных по адресу: ........, цель использования: «для ведения личного подсобного хозяйства».

Ответом Министерства от ХХ.ХХ.ХХ Я.В.В. сообщено, что извещение о предоставлении земельных участков для указанных в заявлении целей будет опубликовано в СМИ, в случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещения иных граждан о намерении участвовать в аукционе в соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ Министерством будет принято решение об отказе в предоставлении земельных участков без проведения аукциона, а также принято решение о проведении аукциона в отношении таких земельных участков.

Ответом Министерства от ХХ.ХХ.ХХ Я.В.В. отказано в предоставлении без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами № ..., поскольку поступили заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе.

Из ответа Администрации Кондопожского муниципального района следует, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами № ... предположительно находятся на пересечении 2 границ территориальных зон: «Р-1» - зона парков, скверов, бульваров и набережных и «Ж-2» - зоны ИЖС городского типа.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером № ...303 отсутствуют. Зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости в виде аренды на срок с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ на основании Договора и Договора уступки прав и обязанностей от ХХ.ХХ.ХХ. Лицо, в пользу которого установлено ограничение – Я.В.В. Право на земельные участки с кадастровыми номерами № ... не зарегистрировано.

Договор аренды земельного участка с кадастровым номером № ... на земельные участки с кадастровыми номерами № ... не перезаключался. Обследование указанных земельных участков не проводилось.

Распоряжением Министерства № ...-м/20р от ХХ.ХХ.ХХ утверждена схема расположения земельных участков с условными обозначениями :303:ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3, путем раздела земельного участка с кадастровым номером № ...

Обязанность доказывания наличия оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административным ответчиком не приведено предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в заключении договора аренды спорных земельных участков, в связи с чем, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенного законодательства, при рассмотрении заявления Я.В.В. у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в заключении договора аренды спорных земельных участков без проведения торгов по указанным в оспариваемом ответе основаниям.

Таким образом, основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, решение Министерства, изложенное в письмах <...>, подлежат отмене с возложением на Министерство обязанности по повторному рассмотрению, с учетом признания отказа незаконным, вопроса о предоставлении спорных земельных участков без проведения торгов.

Руководствуясь статьями 114, 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконными отказы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении земельных участков в аренду без торгов с кадастровыми номерами № ... по заявлению Я.В.В., выраженные в письмах № ... от ХХ.ХХ.ХХ и № ... от ХХ.ХХ.ХХ.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Я.В.В. о предоставлении земельных участков в аренду без торгов с кадастровыми номерами № ... с учетом признания незаконным отказов № ... от ХХ.ХХ.ХХ и № ... от ХХ.ХХ.ХХ, и в месячный срок с момента вступления настоящего решения в силу уведомить об исполнении решения суда Кондопожский городской суд Республики Карелия и административного истца.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Я.В.В. государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    С.В. Берегова

Мотивированно решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.

2а-488/2021 ~ М-360/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Яковлев Вадим Викторович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Гилюков Дмитрий Павлович
Полищук Петр Владимирович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Венгеров Федор Валерьевич
Администрация Кондопожского муниципального района
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Берегова С.В.
Дело на странице суда
kondopozhsky--kar.sudrf.ru
14.04.2021Регистрация административного искового заявления
14.04.2021Передача материалов судье
15.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
22.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее