Дело № 2а-489/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Балашова Д.А.,
с участием истца Саксонова Е.В.,
представителей ответчика Луцкевич С.Б., Фирсова Д.С.,
ответчика Мурашева Н.С.,
при секретаре Моховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саксонова Е.В. к Отделу МВД России по Сегежскому району, Мурашову Н.С. о признании незаконными действий должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд по тем основаниям, что 08 апреля 2017 года около 11 часов 30 минут в городе Сегежа истец управлял автомобилем <...>, государственный регистрационный знак №..., принадлежащим его знакомому. Саксонов Е.В. полагает, что был беспричинно остановлен сотрудником ДПС Мурашевым Н.С., который неправомерно произвел досмотр его транспортного средства. В связи с этим истец просил признать действия должностного лица незаконными и взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Определением Сегежского городского суда РК от 16 мая 2017 года производство по делу в части взыскания компенсации морального вреда прекращено.
В судебном заседании Саксонов Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Мурашев Н.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что его действия соответствовали закону.
Представители ОМВД России по Сегежскому району Луцкевич С.Б., Фирсов Д.С. в удовлетворении исковых требований просили отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев запись с видеорегистратора, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания незаконными действий должностного лица необходима совокупность двух условий, а именно не соответствие действий закону, а также нарушение совершенными действиями прав административного истца.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных Федеральным законом (пункт 2); осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами (пункт 16).
В соответствии с п.п. 11, 12 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, на Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.
Согласно пункту 63 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185, основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются: проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов.
Согласно пункту 155 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185, основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются, в том числе проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве.
В соответствии с указанием заместителя Начальника УГИБДД МВД по РК от 13.02.2017 года, в связи с увеличением фактов использования участниками диверсионно-террористических организаций, этнических организованных групп и преступных сообществ для совершения тяжких и особо тяжких преступлений на личный состав подразделений Госавтоинспекции была возложена обязанность проводить досмотр транспортных средств с тонированными стеклами, а также проверку находившихся в них лиц.
В судебном заседании установлено, что 08 апреля 2017 года у дома ... инспектором ДПС ОГИБДД МВД России по Сегежскому району был остановлен автомобиль <...>, государственный регистрационный знак №..., под управлением Саксонова Е.В.
Согласно пункту 4.3 приложения 8 Технического регламента Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.
Согласно статье 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Поскольку для установления соответствия или несоответствия Техническому регламенту стетопропускания передних боковых стекол автомобиля Фолксваген джетта, необходимо было провести досмотр транспортного средства, инспектором ДПС с участием двух понятых был произведен досмотр и составлен протокол о досмотре транспортного средства.
Из материалов административного дела следует, что в результате произведенного досмотра транспортного средства Саксонов Е.В. был привлечен к административной ответственности по ч.3.1 статьи 12.5 КоАП РФ (управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств). Постановление вступило в законную силу.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности действий должностных лиц по производству досмотра транспортного средства. При этом нарушений прав административного истца в ходе рассмотрения дела судом не установлено. Досмотр транспортного средства был произведен должностным лицом в соответствии с нормами действующего законодательства и распоряжениями, изданными на основании Указания Министра внутренних дел от 15.02.2017 года.
По изложенным основаниям в удовлетворении иска следует отказать.
Доводы административного истца о том, что он был задержан должностными лицами, не могут быть учтены судом, поскольку из записи с видеорестратора, установленного в патрульном автомобиле следует, что административное задержание не производилось, истец присутствовал при составлении в отношении него процессуальных документов.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Саксонова Е.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья Д.А. Балашов
Справка: в окончательной форме в порядке статьи 199 ГПК РФ
решение суда изготовлено 16.05.2017 года.