Решение по делу № 2-347/2020 (2-3106/2019;) ~ М-3217/2019 от 11.12.2019

Дело № 92RS0003-01-2019-004143-03

Производство № 2-347/2020

Категория № 2.148

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 27.02.2020 года

Мотивированное решение составлено 27.02.2020 года

г. Севастополь                                      27 февраля 2020 года

    Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Струковой П.С.,

    при секретаре судебного заседания – Цурцумия К.М.,

    с участием представителя истца – помощника Севастопольского природоохранного прокурора Жукова А.С.,

    представителя ответчика – представителя Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя Ивановой А.Е.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Главному Управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя о возложении обязанности совершения действий,

У С Т А Н О В И Л:

Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с иском, в котором просит возложить на Главное Управление природных ресурсов и экологии города Севастополя обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений, обеспечения ведения реестра зеленых насаждений, завершив работы в течение 8 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы следующим. Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов растительного мира, а также сохранении и восстановлении среды его распространения на территории г. Севастополя, в ходе которой установлено, что ориентировочная площадь земель, на которых произрастают зеленые насаждения на территории города Севастополя, составляет 4 236 926 кв.м., в том числе зеленые зоны улиц, парков, скверов и бульваров. При озеленении города активно используются редкие и охраняемые виды растений, такие как: сосна крымская, сосна пицундская и ее подвиды, тис ягодный и другие. Ввиду того, что за последние годы расширяется территория города Севастополя, в городскую черту, попадают участки земли, ранее относящиеся к лесным. Как пример, Камышовское шоссе, Фиолент и т.д., на территории которых массово произрастают лесные насаждения, состоящие из дуба, граба, а также охраняемых видов растений: различные виды можжевельников, сосна крымская и пицундская, фисташка туполистная. Ответчиком, в нарушение требований законодательства, инвентаризация городских зеленых насаждений, обеспечивающая эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства, не проводится, что в свою очередь может привести к их незаконному сносу и сокращению площади территории предназначенных для общего пользования. Указанное нарушение послужило основанием для обращения с иском в суд.

В судебном заседании помощник Севастопольского природоохранного прокурора заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. По результатам проведенной проверки имеются зеленые насаждения, которые не инвентаризированы. Данная ситуация не позволяет уполномоченным органам верно установить сумму причинённого вреда.

Ответчик – представитель Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя в судебном заседании признала исковые требования, при этом пояснила, что в связи с большим объемом работы, которая передана их Управлению в конце 2019 года, разумным для исполнения сроком проведения инвентаризации является не менее 10 месяцев, он будет соразмерным для выполнения всего объема работы. Также пояснила, что Управлением подготовлено техническое задание, инвентаризацию будет проводить Севастопольский лесхоз. В 2019 году заложено финансирование. По ходатайству представителя к материалам гражданского дела приобщено техническое задание на выполнение работ по инвентаризации, учету зеленых насаждений города Севастополя и изготовление паспорта «Паспорт благоустройства территории», и иные документы, связанные с выполнением работ по инвентаризации.

    Выслушав мнение представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему выводу.

    Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов.

    В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон об охране окружающей среды) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории.

    Согласно ст. 61 Закона об охране окружающей среды зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

    В соответствии с п. 1.2 постановления Правительства Севастополя от 03.11.2017 г. № 844-ПП "Об утверждении Правил благоустройства территории города Севастополя" (далее - Правил благоустройства города Севастополя) инвентаризация зеленых насаждений – это процесс регистрации информации о количестве зеленых насаждений на территории города Севастополя, их состоянии для ведения городского хозяйства на всех уровнях управления, эксплуатации и финансирования, отнесения их к соответствующим категориям земель, охранному статусу и режиму содержания.

    Согласно п. 5-1, 5.2., 5.3, 5.4, 5.5. Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 г. № 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" (далее - Приказа Госстроя РФ), система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства. Основные составляющие системы оценки озелененных территорий: оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства; выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений; разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства; прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный). Оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами. Оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению. Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.

    На основании п. 6.2. Приказа Госстроя РФ все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям раздела 5 настоящего приказа.

    Пунктами 28.17.2 -28.17.8 Правил благоустройства города Севастополя предусмотрено, что учет зеленых насаждений ведется на основании данных инвентаризации. Инвентаризация зеленых насаждений проводится в соответствии с "Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений" (Минстрой России, 1997). Инвентаризация зеленых насаждений проводится не реже чем один раз в 10 лет.

    Так, в соответствии с п.п. 1 – 5 Методики, инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях использования данных учета для составления статистической отчетности, развития зеленого хозяйства, планирования нового строительства, восстановления, реконструкции и эксплуатации ландшафтно-архитектурных объектов в городах и поселках, установления ответственного лица за их сохранность и состояние, а также удовлетворения иных потребностей соответствующих организаций.

    В соответствии с указанными целями учет зеленых насаждений заключается в:

    а) определении общей площади, занимаемой зелеными насаждениями, и распределении ее по категориям, в том числе деревьями, кустарниками, цветниками, газонами, дорожками, строениями, сооружениями, водоемами и пр.; расчет соответствия площади зеленых насаждений в целом и каждой категории требованиям СНиП;

    б) установлении количества деревьев и кустарников с определением типа насаждения, породы, возраста растений, диаметра на высоте 1,3 м (для деревьев), состояния;

    в) установлении наличия и принадлежности стационарных инженерно-архитектурных сооружений и оборудования ландшафтно-архитектурных объектов (фонтаны, памятники, скульптуры и т.п.);

    г) составлении необходимых чертежей, заполнении паспорта, составлении сводных данных о зеленых насаждениях населенного пункта;

    д) своевременной регистрации происшедших изменений.

    Учету подлежат все (за исключением расположенных на землях, изъятых из ведения местных муниципальных органов) ландшафтно-архитектурные объекты общественного пользования (парки, сады, улицы и проезды, скверы, бульвары и др.) в пределах городской (поселковой) черты.

    Строения, подземные и надземные сооружения, расположенные на ландшафтно-архитектурных объектах, учитываются по соответствующим инструкциям.

    В результате проведения технического учета на каждый ландшафтно-архитектурный объект должны быть составлены: инвентарный план, в зависимости от площади объекта, и паспорт.

    В соответствии с ч. 2 ст. 61 Закона об охране окружающей среды, охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

    В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

    Кроме того, согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые скверами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

    Таким образом, в силу перечисленных норм Департаментом городского хозяйства города Севастополя в нарушение требований законодательства инвентаризация городских зеленых насаждений, обеспечивающая эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства, не проводится, что в свою очередь может привести к их незаконному сносу и сокращению площади территории предназначенных для общего пользования.

    В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Постановлениями Правительства Севастополя от 27.12.2019 года № 702-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 16.09.2016 года № 875-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя» и от 27.12.2019 года № 699-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 12.09.2016 № 854-ПП «Об утверждении Положения о главном управлении природных ресурсов и экологии города Севастополя и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Севастополя» внесены изменения в полномочия указанных органов государственной власти субъекта федерации. Полномочия по проведению инвентаризации зеленых насаждений исключены из компетенции Департамента городского хозяйства города Севастополя и возложены на Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя. Так, подпункт 14 пункта 10.10 раздела II Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии города Севастополя дополнен абзацами следующего содержания: учет зеленых насаждений; ведение реестра зеленых насаждений, произрастающих на территории города Севастополя.

Доказательств устранения указанных нарушений ответчиком не представлено.

При изложенных обстоятельствах, суд считает исковые требования о возложении на ответчика обязанности устранения нарушения природоохранного законодательства посредством проведения инвентаризации зеленых насаждений, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд оглашается с доводами представителя ответчика об увеличении срока для проведения инвентаризации до 10 месяцев, полагая, что данный срок является разумным, целесообразным и соразмерным для проведения инвентаризации зеленых насаждений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Главному Управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя удовлетворить.

Обязать Главное Управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (ИНН: , КПП: , ОКПО: , ОГРН: , Юридический адрес: <адрес>) провести долгосрочную оценку (инвентаризацию) зеленых насаждений, обеспечить ведение реестра зеленых насаждений, завершив работы в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

Судья                                         П.С. Струкова

2-347/2020 (2-3106/2019;) ~ М-3217/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Главное Управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор)
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Струкова Полина Сейталиевна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
11.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2019Передача материалов судье
12.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.12.2019Судебное заседание
20.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
13.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее