РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красногорск Московской области 25 февраля 2021 года
Красногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухамедшиновой Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Министерству здравоохранения Московской области об обязании обеспечить лекарственными средствами, продуктами лечебного и энтерального питания, медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
Мухамедшинова Е.В., действуя в интересах несовершеннолетней ФИО4, обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Московской области, уточнив требования, просит обязать ответчика обеспечивать ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначенными врачебной комиссией врачей ГБУ ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗ г. Москвы в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента отмены средствами для доставки парентерального питания, расходными материалами, парентеральным и энтеральным питанием, лекарственными препаратами, средствами по уходу за центральным катетором, средствами по уходу.
В обоснование заявленных требований указывает, что несовершеннолетняя ФИО2 является ребенком-инвалидом в связи с наличием диагноза – синдром короткой кишки. Консилиумом врачей ГБУ ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗ г. Москвы выдан протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО2 имеет показания к оказанию паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях в соответствии с приказом Минздрава РФ «345н, Минтруда РФ №н от 31.05.2019г и получению парентерального и энтерального питания. ФИО2 признана нуждающейся в оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях и ей по жизненным показаниям рекомендованы ежемесячно (количество в месяц) лекарственные препараты, средства медицинского назначения, энтеральное питание, которые замене не подлежат. В связи с данными обстоятельствами, истец обратилась в Министерство здравоохранения Московской области с требованием об обеспечении ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими средствами и питанием, согласно заключению консилиума врачей. Ответом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в обеспечении ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими средствами и питанием. До настоящего времени ответчик не производит обеспечение ФИО2 лекарственными препаратами, средствами медицинского назначения, энтеральным питанием. На основании изложенного, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Истец и ее представитель ФИО6, являющийся также представителем третьего лица – АНО по оказанию помощи больным с синдромом короткой кишки и метаболическими нарушениями «Ветер надежд» в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеются возражения ответчика, согласно которым Министерство здравоохранения Московской области исковые требования не признает, просит отказать в их удовлетворении, поскольку Министерством заключены контракты для обеспечения несовершеннолетней ФИО2 на сумму <данные изъяты> руб из необходимых <данные изъяты> руб, а также заключено дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении из бюджета Московской области субсидии на иные цели, согласно которого ГБУЗ МО «Королевская городская больница» предоставлена дополнительная субсидия в размере <данные изъяты> руб, в том числе с целью обеспечения ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и питанием.
Выслушав объяснения истца, ее представителя, с учетом письменных возражений ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Исходя из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Пунктом 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 494, определено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506. Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Судом установлено, что ФИО2 является ребенком-инвалидом в связи с наличием диагноза – синдром короткой кишки. Консилиумом врачей ГБУ ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗ г. Москвы принято решение, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО2 имеет показания к оказания паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях в соответствии с приказом Минздрава РФ №н, Минтруда РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ и получению парентерального и энтерального питания.
ФИО2 признана нуждающейся в оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях и ей по жизненным показаниям рекомендованы ежемесячно (количество в месяц) лекарственные препараты, средства медицинского назначения, энтеральное питание, которые замене не подлежат.
В связи с данными обстоятельствами, истец, как законный представитель ФИО2, обратилась в Министерство здравоохранения Московской области с требованием об обеспечении ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими средствами и питанием, согласно заключению консилиума врачей. Ответом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в обеспечении ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими средствами и питанием. До настоящего времени ответчик не производит обеспечение ФИО2 лекарственными препаратами, средствами медицинского назначения, энтеральным питанием.
Согласно ч.2 ст.2 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п.2 ч.1 ст. 16 названного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с п. 11 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами Министерства являются:
- обеспечение защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий;
-разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения Московской области, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской и лекарственной помощи населению <адрес>.
Согласно п. 12, пп. 12.8, 12.15 Положения Министерство осуществляет полномочия по обеспечению медицинских организаций Московской области лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также устанавливает порядок и объем предоставляемых отдельным группам населения Московской области мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.
При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что на Министерство здравоохранения Московской области законом возложена обязанность по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, однако данная обязанности исполняется Министерством не в полном объеме, что повлекло за собой нарушение прав и законных интересов ФИО2 как ребенка-инвалида, имеющего право на бесплатное медицинское обеспечение, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований.
Доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях, о заключении контрактов для обеспечения ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и питанием на общую сумму <данные изъяты> руб, а также предоставление ГБУЗ МО «Королевская городская больница» дополнительной субсидии из средств бюджета Московской области с целью, в том числе, обеспечения потребностей ФИО2, не могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку, как установлено судом и не оспаривается ответчиком, до настоящего времени несовершеннолетняя ФИО2 в полном объеме не обеспечена лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специальным питанием, следовательно, имеет место нарушение прав ребенка-инвалида к настоящему времени не устранено.
Удовлетворяя исковые требования Мухамедшиновой Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО4, с учетом заявленного истцом ходатайства об обращении решения к немедленному исполнению, исходя из фактических обстоятельств дела, принимая во внимание нуждаемость несовершеннолетней ФИО4 в обеспечении лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специальным питанием, которое назначено ей по жизненным показаниям, суд находит необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мухамедшиновой Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Министерству здравоохранения Московской области об обязании обеспечить лекарственными средствами, продуктами лечебного и энтерального питания, медицинскими изделиями- удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Московской области обязанность принять меры по организации обеспечения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе до момента отмены лечащим врачом средствами для доставки парентерального питания, расходными материалами, парентеральным и энтеральным питанием, лекарственными препаратами, средствами по уходу за центральным катетером, средствами по уходу, назначенными решением врачебной комиссии ГБУ «ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗ г. Москвы» в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий – судья Н.Н. Комиссарова