Решение по делу № 2-2638/2021 (2-8594/2020;) ~ М-7167/2020 от 21.12.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красногорск Московской области                 25 февраля 2021 года

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи                     Комиссаровой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания                ФИО3,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухамедшиновой Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Министерству здравоохранения Московской области об обязании обеспечить лекарственными средствами, продуктами лечебного и энтерального питания, медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

Мухамедшинова Е.В., действуя в интересах несовершеннолетней ФИО4, обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Московской области, уточнив требования, просит обязать ответчика обеспечивать ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначенными врачебной комиссией врачей ГБУ ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗ г. Москвы в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента отмены средствами для доставки парентерального питания, расходными материалами, парентеральным и энтеральным питанием, лекарственными препаратами, средствами по уходу за центральным катетором, средствами по уходу.

В обоснование заявленных требований указывает, что несовершеннолетняя ФИО2 является ребенком-инвалидом в связи с наличием диагноза – синдром короткой кишки. Консилиумом врачей ГБУ ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗ г. Москвы выдан протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО2 имеет показания к оказанию паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях в соответствии с приказом Минздрава РФ «345н, Минтруда РФ №н от 31.05.2019г и получению парентерального и энтерального питания. ФИО2 признана нуждающейся в оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях и ей по жизненным показаниям рекомендованы ежемесячно (количество в месяц) лекарственные препараты, средства медицинского назначения, энтеральное питание, которые замене не подлежат. В связи с данными обстоятельствами, истец обратилась в Министерство здравоохранения Московской области с требованием об обеспечении ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими средствами и питанием, согласно заключению консилиума врачей. Ответом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в обеспечении ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими средствами и питанием. До настоящего времени ответчик не производит обеспечение ФИО2 лекарственными препаратами, средствами медицинского назначения, энтеральным питанием. На основании изложенного, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Истец и ее представитель ФИО6, являющийся также представителем третьего лица – АНО по оказанию помощи больным с синдромом короткой кишки и метаболическими нарушениями «Ветер надежд» в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеются возражения ответчика, согласно которым Министерство здравоохранения Московской области исковые требования не признает, просит отказать в их удовлетворении, поскольку Министерством заключены контракты для обеспечения несовершеннолетней ФИО2 на сумму <данные изъяты> руб из необходимых <данные изъяты> руб, а также заключено дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении из бюджета Московской области субсидии на иные цели, согласно которого ГБУЗ МО «Королевская городская больница» предоставлена дополнительная субсидия в размере <данные изъяты> руб, в том числе с целью обеспечения ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и питанием.

Выслушав объяснения истца, ее представителя, с учетом письменных возражений ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Исходя из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Пунктом 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 494, определено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506. Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Судом установлено, что ФИО2 является ребенком-инвалидом в связи с наличием диагноза – синдром короткой кишки. Консилиумом врачей ГБУ ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗ г. Москвы принято решение, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО2 имеет показания к оказания паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях в соответствии с приказом Минздрава РФ №н, Минтруда РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ и получению парентерального и энтерального питания.

ФИО2 признана нуждающейся в оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях и ей по жизненным показаниям рекомендованы ежемесячно (количество в месяц) лекарственные препараты, средства медицинского назначения, энтеральное питание, которые замене не подлежат.

В связи с данными обстоятельствами, истец, как законный представитель ФИО2, обратилась в Министерство здравоохранения Московской области с требованием об обеспечении ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими средствами и питанием, согласно заключению консилиума врачей. Ответом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в обеспечении ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими средствами и питанием. До настоящего времени ответчик не производит обеспечение ФИО2 лекарственными препаратами, средствами медицинского назначения, энтеральным питанием.

Согласно ч.2 ст.2 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Согласно п.2 ч.1 ст. 16 названного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с п. 11 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами Министерства являются:

- обеспечение защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий;

-разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения Московской области, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской и лекарственной помощи населению <адрес>.

Согласно п. 12, пп. 12.8, 12.15 Положения Министерство осуществляет полномочия по обеспечению медицинских организаций Московской области лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также устанавливает порядок и объем предоставляемых отдельным группам населения Московской области мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что на Министерство здравоохранения Московской области законом возложена обязанность по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, однако данная обязанности исполняется Министерством не в полном объеме, что повлекло за собой нарушение прав и законных интересов ФИО2 как ребенка-инвалида, имеющего право на бесплатное медицинское обеспечение, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований.

Доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях, о заключении контрактов для обеспечения ФИО2 лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и питанием на общую сумму <данные изъяты> руб, а также предоставление ГБУЗ МО «Королевская городская больница» дополнительной субсидии из средств бюджета Московской области с целью, в том числе, обеспечения потребностей ФИО2, не могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку, как установлено судом и не оспаривается ответчиком, до настоящего времени несовершеннолетняя ФИО2 в полном объеме не обеспечена лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специальным питанием, следовательно, имеет место нарушение прав ребенка-инвалида к настоящему времени не устранено.

Удовлетворяя исковые требования Мухамедшиновой Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО4, с учетом заявленного истцом ходатайства об обращении решения к немедленному исполнению, исходя из фактических обстоятельств дела, принимая во внимание нуждаемость несовершеннолетней ФИО4 в обеспечении лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специальным питанием, которое назначено ей по жизненным показаниям, суд находит необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░                    ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2638/2021 (2-8594/2020;) ~ М-7167/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мухамедшинова Екатрина Владимировна
Ответчики
Министерство здравоохранения
Другие
АНО по оказанию помощи больным с синдромом короткой кишки и метаболическими нарушениями "Ветер надежд"
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Комиссарова Н.Н.
Дело на сайте суда
krasnogorsk--mo.sudrf.ru
21.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2021Подготовка дела (собеседование)
27.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее