УИД 76OS0000-01-2020-000130-32
Дело № 3а-178\20
Принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2020 года гор. Ярославль
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
административного истца Виноградова О.И. и представителя административного ответчика Губернатора Ярославской области по доверенности Лысовой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградова Олега Игоревича к Губернатору Ярославской области о признании недействующим в части Указа Губернатора Ярославской области,
Установил:
Губернатором Ярославской области 18 марта 2020 года принят Указ № 47 «О мерах по предупреждению завоза на территорию Ярославской области новой коронавирусной инфекции и ее распространения" (вместе с "Перечнем непродовольственных товаров первой необходимости").
В данный Указ вносились изменения Указами Губернатора Ярославской области от 26.03.2020 N 63, от 27.03.2020 N 66, от 31.03.2020 N 70, от 01.04.2020 N 76, от 03.04.2020 N 80, от 30.04.2020 N 106, от 08.05.2020 N 109.
Указом от 26.03.20г. № 63 пункт 1 дополнена абзацами 3 и 4, согласно которым:
временно приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан, с 28 марта по 05 апреля включительно.
временно приостановлено посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения указанных мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений, с 28 марта по 05 апреля включительно.
В последующем указанные ограничительные меры продлялись:
- до 30.04.2020г. Указом от 03.04.2020г. № 80,
- до 11.05.2020г. Указом от 30.04.2020г. № 106,
- до 31.05. 2020 г. Указом от 08.05.2020г. № 109.
В настоящее время абзацы 3, 4 пункта 1 Указа Губернатора Ярославской области от 18 марта 2020 г. № 47 действуют в редакции Указов 03.04.2020 N 80, от 30.04.2020 N 106, от 08.05.2020 N 109, согласно которым временно приостановлено на территории Ярославской области:
- проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан, с 28 марта по 31 мая включительно;
- посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения указанных мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений, с 28 марта по 31 мая включительно.
Пунктом 8<7> Указа Губернатора Ярославской области от 18 марта 2020г. № 47, который введен Указом Губернатора ЯО от 08.05.2020 N 109, на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах, указанных в пункте 8<6> настоящего указа, с 16 мая до особого распоряжения.
Пунктом 8<6> данного Указа рекомендовано гражданам использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при проезде во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, нахождении в общественных местах (на станциях и остановках транспорта, на автовокзалах, железнодорожных и речных вокзалах, в аэропортах, автозаправках, медицинских организациях, аптеках и аптечных пунктах, магазинах и других специализированных объектах розничной торговли, на всех предприятиях и организациях, продолжающих свою работу, в иных местах массового скопления людей), а также при посещении организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с обслуживанием населения, предоставлением государственных и муниципальных услуг, органов государственной власти и местного самоуправления в период с 10 по 15 мая включительно.
Указ Губернатора Ярославской области от 18 марта 2020г. № 47 и Указы о внесении в него изменений опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и газете «Документ-Регион»:
- Указ от 18 марта 2020 г. № 47 «О мерах по предупреждению завоза на территорию Ярославской области новой коронавирусной инфекции и ее распространения" на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18.03.2020г. и газете «Документ-Регион» № 24 24.03.2020;
- Указ от 26.03.2020 N 63 «О внесении изменений в указ Губернатора области от 18.03.2020 N 47» на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27.03.2020г. и газете «Документ-Регион» № 27-а 03.04.2020г.;
Указ от 03.04.2020 N 80 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и внесении изменений в указ Губернатора области от 18.03.2020 N 47" на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03.04.2020г. и газете «Документ-Регион» № 28 07.04.2020г.;
Указ от 30.04.2020 N 106 "О внесении изменений в указы Губернатора области от 18.03.2020 N 47 и от 03.04.2020 N 80" на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.04.2020г. и газете «Документ-Регион» № 38 12.05.2020г.;
Указ от 08.05.2020 N 109 "О внесении изменений в указы Губернатора области от 18.03.2020 N 47 и от 03.04.2020 N 80" на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 08.05.2020г. и газете «Документ-Регион» № 39 15.05.2020г.
В административном исковом заявлении Виноградов О.И. с учетом уточнения административных исковых требований просит признать недействующими абзацы 3, 4, пункта 1, пункт 8<7> Указа Губернатора Ярославской области от 18 марта 2020 года № 47 «О мерах по предупреждению завоза на территорию Ярославской области новой коронавирусной инфекции и ее распространения» (в редакции Указов Губернатора Ярославской области 03 апреля 2020г. № 80, 30 апреля 2020г. № 106, 08 мая 2020 года № 109), а также абзац 10 пункта 1 Указа Губернатора Ярославской области от 18 марта 2020 года № 47 в редакции Указов Губернатора Ярославской области от 03.04.2020 N 80, от 30.04.2020 N 106, указывая на противоречия оспариваемых положений Указа нормам федерального законодательства и Конституции Российской Федерации.
Определением суда от 21 мая 2020г. производство по административному делу в части признания недействующим абзаца 10 пункта 1 Указа Губернатора от 18 марта 2020г. № 47 в редакции Указов Губернатора ЯО от 03.04.2020 N 80, от 30.04.2020 N 106 прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец Виноградов О.И. административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Губернатора Ярославской области по доверенности Лысова К.И. административные исковые требования не признала, ссылаясь на наличие у Губернатора области полномочий на принятие оспариваемых норм, соответствие данных норм законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Прокурором Бекеневой Е.В. дано заключение об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 2,5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии со статьями 6, 35 Устава Ярославской области (принят Законом Ярославской области от 01.10.2010 N 30-з) Губернатор Ярославской области является высшим должностным лицом области и входит в систему органов государственной власти Ярославской области.
Губернатор Ярославской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Ярославской области издает указы и распоряжения. Указы Губернатора Ярославской области издаются при определении основных направлений государственной политики Ярославской области, а также по вопросам, предусмотренным федеральными законами, Уставом и законами Ярославской области, и вопросам нормативно-правового регулирования, за исключением вопросов организации деятельности органов исполнительной власти Ярославской области, а также по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативно-правового характера (части 1,2,3 статьи 42 Устава Ярославской области).
В соответствии со статьями 12,13 Закона Ярославской области от 03.11.2010 N 40-з (ред. от 20.12.2019) «О правовых актах Ярославской области» Указы Губернатора Ярославской области подлежат опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и газете «Документ-Регион».
Законом Ярославской области от 07.04.2003 N 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены организационно-правовые и экономические основы в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, окружающей среды в пределах границ Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также создания и деятельности аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательных формирований Ярославской области.
Полномочия Губернатора Ярославской в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций закреплены в статье 7 указанного Закона Ярославской области от 07.04.2003г. № 19-з. К числу этих полномочий относится принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (пункт д<2> статьи 7 Закона Ярославской области от 07.04.2003г. № 19-з).
Тем самым, Указ от 18 марта 2020г. № 47 и Указы о внесении в него изменений и дополнений от 26.03.20г. № 63, 03.04.20г. №80, 30.04.20г. № 106, 08.05.20г. № 109 приняты уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативно правовых актов, порядку их принятия и введения в действие.
Оснований полагать, что оспариваемые нормы противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Федеральный закон от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закрепляет право граждан Российской Федерации на защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусматривая ответственности за создание условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также за непринятие мер по защите жизни и сохранению здоровья людей.
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ одной из целей этого закона является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом «т» статьи 8 Закона Ярославской области от 07.04.2003 N 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Ярославской области вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы.
Постановлением Правительства Ярославской области от 07.02.2020 N 100-п «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории Ярославской области» в целях недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозы жизни и здоровью населения в период реализации ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Ярославской области с 07 февраля 2020 года введен режим функционирования «Повышенная готовность» территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области (далее - территориальная подсистема РСЧС), а также районных и городских звеньев территориальной подсистемы РСЧС.
Подпунктами «м», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 01.04.2020г. № 98-ФЗ) предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предписано с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа. Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020г. № 239 ограничительные и иные мероприятия могут реализовываться в различные периоды времени в пределах общего срока, установленного пунктом 1 настоящего Указа.
Положения пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера» применяются, в том числе, при введении режима повышенной готовности, что прямо указанно в данном пункте.
Из взаимосвязанных положений пункта 10 и пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ следует, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации при введении режима повышенной готовности вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, перечисленные в пункте 10 статьи 4.1 указанного федерального закона, включая меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020г. № 285 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» констатируется масштабное распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявление Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции (пункт 1 Постановления).
Как следует из содержания Указа Губернатора Ярославской области от 18 марта 2020г. № 47 и Указов о внесении в него изменений и дополнений от 26.03.20г. № 63, 03.04.20г. №80, 30.04.20г. № 106, 08.05.20г. № 109, они приняты Губернатором в связи с угрозой распространения на территории Ярославской области новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, меры, предусмотренные оспоренными положениями Указов Губернатора Ярославской области, направлены на защиту населения и территории области от распространения новой коронавирусной инфекции, в связи с чем оснований для вывода о противоречии оспоренных норм вышеуказанных положениям норм Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, пункта 10 статьи 4.1 данного Федерального закона, не имеется.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что оспариваемые нормы приняты с учетом вышеизложенного правового регулирования в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обусловлены необходимостью создания условий для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ярославской области.
Также необходимо учесть следующее.
Отношения, возникшие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ).
Статьей 6 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отнесено, в том числе, введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Под ограничительными мероприятиями (карантином) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ предусмотрено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 13.03.2020 N 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019», от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.03.2020 N 9 (ред. от 13.04.2020) «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписывается обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Так, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписывается обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (п.1.2).
Пунктом 1.6 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 N 6 предписывается ограничить проведение массовых мероприятий.
Пунктом 1.3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N 9 предписывается обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Из положений подпункта 8 пункта 1, пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ следует, что Главный государственный санитарный врач Российской Федерации обладает полномочиями вносить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина).
Из представленных административным ответчиком доказательств следует, что на заседаниях оперативной группы по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ярославской области систематически с 18 марта 2020г. руководителем территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области сообщалась информация об эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции в Ярославской области.
30 апреля 2020г. руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области представил рекомендации о продлении ограничительных (карантинных) мероприятий, соблюдении масочного режима, особенно при посещении общественных мест.
03 мая 2020г. этим же должностным лицом представлены рекомендации о введении на территории Ярославской области обязательного масочного режима.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 методических рекомендаций «МР 3.1.0178-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 08.05.2020) на всех этапах профилактики соблюдаются условия использования гигиенических масок (в транспорте, в общественных местах, при любом выходе на улицу).
Согласно методическим рекомендациям «МР 3.1.0173-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.04.2020) введение масочного режима в общественном транспорте, общественных местах, на предприятиях и в организациях во второй и третей фазах рекомендуется использование масок для всех, находящихся в помещении.
Оспариваемыми нормами на территории Ярославской области введены ограничительные мероприятия в связи с угрозой распространения на территории области новой коронавирусной инфекции
С учетом вышеприведенных норм права, предписаний Главного государственного врача Российской Федерации, рекомендаций руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения Ярославской области, эпидемиологической ситуацией по коронавирусной инфекции суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административном истцом нормы Указа Губернатора Ярославской области от 18 марта 2020 года № 47 «О мерах по предупреждению завоза на территорию Ярославской области новой коронавирусной инфекции и ее распространения» (вместе с «Перечнем непродовольственных товаров первой необходимости») и Указов о внесении в него изменений и дополнений от 26.03.20г. № 63, 03.04.20г. №80, 30.04.20г. № 106, 08.05.20г. № 109 приняты с соблюдением норм федерального законодательства и при наличии к тому правовых оснований, предусмотренных законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 1.1. статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами "у" и "ф" пункта 1 настоящей статьи, не могут им противоречить.
Оспоренные положения Указов Губернатора Ярославской области нельзя расценить как противоречащие данной норме федерального закона и Правилам поведения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020г. № 417, так как ограничительные меры, как указано выше, введены при наличии к тому правовых и фактических оснований, предусмотренных законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе в части ношения средств индивидуальной защиты (масок, респираторов).
Доводы административного истца о том, что оспариваемые нормы ограничивают право на свободу передвижения, расцениваются как необоснованные, так как оспоренные нормы не устанавливают ограничений в передвижении граждан. Возложение на граждан обязанности носить средства индивидуальной защиты (медицинские маски, респираторы) в установленных Указом Губернатора Ярославской области местах не ограничивают право на передвижение, поскольку ношение указанных средств предусмотрено только в определенных местах, ношение средств индивидуальной защиты при передвижении по улицам не предусмотрено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020г. № 417 утверждены Правила поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» упомянутые Правила применяются при объявлении Правительством Российской Федерации режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности.
Правительством Российской Федерации к настоящему времени не введены режим чрезвычайной ситуации или повышенной готовности. В связи с этим доводы административного истца в этой части не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 10 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
С учетом данных норм федерального законодательства доводы административного истца о невозможности посещать спортивный клуб, за пользование которым им оплачена годовая плата, не могут быть приняты во внимание и не свидетельствуют о несоответствии оспариваемых положений Указов Губернатора Ярославской области федеральному законодательству.
Пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ к спорным правоотношениям не применим, так как он применяется в отношении городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, поэтому ссылка в административном иске на данную норму является ошибочной.
В силу изложенного оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
Административные исковые требования Виноградова О.И. о признании недействующими абз. 3, 4 пункта 1, пункта 8 <7> Указа Губернатора Ярославской области от 18 марта 2020 года № 47 «О мерах по предупреждению завоза на территорию Ярославской области новой коронавирусной инфекции и ее распространения» (в редакции Указов Губернатора Ярославской области от 26 марта 2020г. № 63, 30 апреля 2020г. № 80, 30 апреля 2020г. № 106, 08 мая 2020 года № 109) оставить без удовлетворения.
Губернатору Ярославской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд.
Судья: В.С. Преснов