Дело № 2-3094/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2016 года г.Волгоград
Ворошиловский районный суд г.Волгограда
в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Соколовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Волгограда в защиту интересов Клименко ФИО10 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения,
установил:
Прокурор Кировского района г.Волгограда обратился в суд в защиту интересов Клименко В.Е. к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения.
В обоснование требований указав, что Клименко В.Е. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО4 решением Кировского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей, отец ФИО5 решением Кировского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении сына Клименко В.Е. В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Клименко В.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый Комитетом образования и науки Волгоградской области. Однако, как следует из обращения Клименко В.Е., поступившего в прокуратуру Кировского района г.Волгограда, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права Клименко В.Е., который не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья.
Помощник прокурора Кировского района Волгограда Куренков С.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Истец Клименко В.Е. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Петров В.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора возражал, пояснив, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Клименко В.Е. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ году, под № по Волгоградской области, под № по г.Волгограду. В настоящее время в городе Волгограде и Волгоградской области свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда отсутствуют. В целях формирования специализированного жилищного фонда и обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, государственным казенным учреждением Волгоградской области «Управление капитального строительства» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «БалтСтройСервис» на строительство объекта «Жилой дом № <данные изъяты>» на 210 квартир по <адрес>. С учетом сроков производства строительных работ и ввода в эксплуатацию, предоставление квартир детям – сиротам планируется в ДД.ММ.ГГГГ году. В ДД.ММ.ГГГГ году приобретение жилых помещений на территории Волгоградской области, в том числе на территории г.Волгограда, будет осуществляться исходя из бюджетного финансирования и наличия жилья на рынке жилой недвижимости города. Помимо строительства объекта «Жилой дом № <данные изъяты>» по <адрес> в настоящее время в целях обеспечения детей-сирот ведется строительство 17 домов блокированной застройки на 34 квартиры в 2-х районах области (11 домов на 22 квартиры в <адрес>; 6 домов на 12 квартир в <адрес>). В текущем году на территории Волгоградской области приобретено 32 квартиры, 3 из которых в настоящее время предоставлены гражданам из указанной категории во исполнении вступивших в законную силу решений суда, по 29 квартирам в настоящее время проводится работа по оформлению в государственную собственность Волгоградской области. Более того, до конца ДД.ММ.ГГГГ года в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, проводится работа по приобретению 22 квартир, а именно: 8 – в <адрес>, 5 – в <адрес>, 1 – в <адрес>, 1 – в <адрес>, 1 – в <адрес>, 1 – в Серафимовическом, 3 – в Урюпинске, 1 – в <адрес>, 1 – в <адрес>. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность Волгоградской области, Клименко В.Е. будет предоставлено жилое помещение. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Клименко В.Е. жилым помещением.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации Кировского района г.Волгограда в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Опеки и попечительства администрации Кировского района г.Волгограда.
Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета образования и науки Волгоградской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».
В ходе судебного разбирательства установлено, что Клименко В.Е. является сыном ФИО5 и ФИО4, что подтверждается копией свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).
Решением Кировского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО4 признана безвестно отсутствующей (л.д. 18).
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО5 лишен родительских прав в отношении сына Клименко В.Е. (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ Клименко В.Е. был зачислен в воспитанники ГУ Центр «Исток» на полное государственное обеспечение с выплатой на его содержание ежемесячно социального пособия размере установленного прожиточного минимума по Волгоградской области, что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Клименко В.Е. передан воспитанником семейной воспитательной группы на базе муниципального учреждения социальной защиты населения «Центр социальной помощи семьи и детям» Кировского района г.Волгограда как структурное подразделение ГУ Центр «Исток» (л.д. 14).
Постановлением администрации Кировского района г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № об учреждении опеки над несовершеннолетним Клименко В.Е. и назначении выплат денежных средств, опекуном назначен ФИО8 Также за несовершеннолетним Клименко В.Е. сохранено право пользования квартирой по адресу: <адрес> (л.д. 17).
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клименко В.Е. обучался в ФГОУ СПО «Волгоградский политехнический колледж им.Вернадского», однако был отчислен за невыполнение учебного плана в установленные сроки, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Согласно акту об установлении невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ, специалистами отдела опеки и попечительства администрации Кировского района г.Волгограда установлена невозможность проживания Клименко В.Е. в ранее занимаемом жилом помещении.
В данном акте указано, что общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 58,2 кв.м. Вместе с тем, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека в данном жилом помещении, с учетом 8 человек, зарегистрированных по месту жительства составляет 7,27 кв.м., что менее учетной нормы площади жилого помещения (11 кв.м.), установленной Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 15 июня 2005 года № 19/342 (л.д. 30).
Заключением Администрации Кировского района г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № Клименко В.Е. рекомендовано включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 28-29).
Из указанного постановления также усматривается, что за Клименко В.Е. жилых помещений на праве собственности на территории РФ не имеется.
Исходя из этого, Клименко В.Е. необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Клименко В.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 26-27).
Согласно выписке из приказа Министерства образования и молодежной политики Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) Клименко В.Е. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году под № по Волгоградской области, под № по г.Волгограду.
Сведения о принадлежности Клименко В.Е. на праве собственности жилого помещения в материалах дела отсутствуют, что также подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № о зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 38).
Проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление Клименко В.Е. жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Клименко В.Е. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Материалами дела также установлено, что Клименко В.Е. достиг совершеннолетия, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Клименко В.Е. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым Клименко В.Е. представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика на то обстоятельство, что Комитет строительства Волгоградской области не бездействует, а предпринимает комплекс мер по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями, в том числе путем проведения аукционных процедур и заключения государственных контрактов на приобретение жилья и после принятия жилых помещений в государственную собственность Клименко В.Е. будет предоставлена квартира, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Клименко В.Е. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Клименко В.Е., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Кировского района г.Волгограда в защиту интересов Клименко В.Е. к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кировского района г.Волгограда в защиту интересов Клименко ФИО10 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения – удовлетворить.
Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Клименко ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования город-герой Волгоград для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме 12 сентября 2016 года в виду того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ пришелся на выходной день.
Председательствующий: Чурина Е.В.