РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2022 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Овакимян И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1850/2022 по исковому заявлению Борисова Владимира Викторовича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Борисов В.В. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 53868 кв.м; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (Сх1); разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного в кадастровом квартале № по адресу: <адрес> согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ выданное администрацией Ставропольского района Самарской области и зарегистрировать в Едином государственном реестре недвижимости по координатам границ указанных в межевом плане.
Заявленные требования мотивированы тем, что администрация Ставропольского района Самарской области предоставила истцу в собственность бесплатно земельный участок площадью 5,5 га. «пашни» для ведения крестьянского фермерского хозяйства из земель ТОО «Луначарск» и выдала Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. На протяжении всех лет истец владеет участком открыто и добросовестно. Истец решил в соответствии с действующим законодательством осуществить действия по государственному кадастровому учету в отношении указанного выше земельного участка с последующей регистрацией права. В октябре 2021 года истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области для постановки на кадастровый учет как ранее учтенный земельный участок. Истца уведомили об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> в связи с тем, что свидетельство о праве собственности на землю Комитетом по земельным ресурсам на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ не выдавалось. Истец обратился к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ в отношении земельного участка, по результатам кадастровых работ было составлено заключение. Граница земельного участка определилась на местности по его фактическому использованию. Иных лиц, имеющих претензий на указанный земельный участок не имеется, участок под арестом не состоит, в залоге не находится.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация с.п. Луначарский м.р. Ставропольский Самарской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Борисов А.Е., Романова Н.И., АО «Луначарск», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, решение просила принять на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Управления «Росреестра по Самарской области», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили.
Представитель третьего лица – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, в судебное заседание не явилась извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – администрация с.п. Луначарский м.р. Ставропольский Самарской области, в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, претензий по данному делу не имеет.
Представитель третьего лица – АО «Луначарск», в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил отзыв согласно которого претензий по данному делу не имеет.
Третье лицо Борисов Е.А., в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому с границами участка Борисова В.В. в соответствии с межевым планом согласен, претензий не имеет.
Третье лицо Романова Н.И., в судебное заседание не явилась, извещался надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому с границами участка Борисова В.В. в соответствии с межевым планом согласна, претензий не имеет.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требовании обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которых она основывает свои требования.
Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Судом установлено, что истцу Борисову В.В. на основании постановления администрации Ставропольского района Самарской области за № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства площадью 5,5 га «пашни» из земель ТОО «Луначарск» Ставропольского района Самарской области.
Данным постановлением Борисов В.В. утвержден главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство Борисова В.В. по адресу: п. Луначарский Ставропольский Самарской области. В пункте 6 вышеуказанного постановления указано: «Выдать главе крестьянского/фермерского хозяйства Борисову В.В. свидетельство о праве собственности на землю, однако данный пункт администрация муниципального района Ставропольский Самарской области не исполнила.
Истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права на указанный земельный участок, однако уведомлением во включении спорного земельного участка в ЕГРН отказано.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года, истцу во включении в ЕГРН сведений о спорном земельном участке было отказано, поскольку представленное в качестве документа устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок Постановление администрации Ставропольского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений об указанном земельном участке как о ранее учтенном, ввиду отсутствия в нем информации о конкретном вещном праве, возникшем у Борисова В.В. в отношении земельного участка.
В силу п.9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Как следует из п.9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно ответа на запрос от АО «Луначарск» следует, что земельный участок, полученный Борисовым В.В. в порядке приватизации земель в границах бывшего совхоза имени Луначарского, не входил в земли общей долевой собственности.
В соответствии с приложением №2 к протоколу общего собрания членов ТОО «Луначарск» от 26.12.1992 года в списке лиц, имеющих право на получение земельной доли под номером 93 числится Борисов Владимир Викторович.
Правовой режим земельного участка регулируется в Гражданском кодексе РФ иначе, чем Законе РСФСР от 22.11.1990 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Имущество крестьянского хозяйства, как и земельный участок, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации является общей совместной собственностью членов хозяйства, если законом или договором между ними не установлено иное. В соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве собственности. Режим совместной собственности члены крестьянского хозяйства могли установить только по единственному решению. Согласно статьям 5, 7, 10, 14 указанного Закона земельный участок является собственностью главы крестьянского хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации.
Права на земельные участки, согласно ст.26 Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец с момента предоставления земельного участка открыто, добросовестно и непрерывно использует земельный участок по назначению, несет бремя его содержания.
Указанные права истца не оспаривались и не оспариваются.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу указанного Федерального закона – являются юридически действительными. Государственная регистрация таких прав производится по желанию правообладателей.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Учитывая изложенное п.9 ст. 3 ФЗ № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» суд считает необходимым удовлетворить требование иска о признании за истцом, главой КФХ, права собственности на земельный участок, поскольку оно подтверждено представленными документами, не оспорено.
В силу ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отсутствие в архиве Управления Росреестра по Самарской области свидетельства не является основанием для отказа истцу в заявленных требованиях, поскольку факт предоставления спорного земельного участка истцу и владении им до настоящего времени подтверждены в судебном заседании.
Для установления границ и площади указанного земельного участка истец обратился в СРО Ассоциация «Объединение кадастровых инженеров», к кадастровому инженеру Рыжовой Ю.А., которой подготовлен межевой план от 09.03.2022 года, определены границы земельного участка, выявлено, что фактически образуемый земельный участок находится в 2-х кадастровых кварталах - № и №, однако в связи с отсутствием технической возможности внесения в программное обеспечение, в межевом плане указан кадастровый квартал – №
Согласно ст.11.1 Земельного Кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельного участка такими характеристиками являются, в том числе: кадастровый номер; описание местоположения объекта недвижимости; площадь участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; адрес объекта недвижимости (при его наличии).
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 указанного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем проведения процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром 17.02.2003).
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание проводится, в том числе, и как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч.10 указанной правовой нормы при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Пункт 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" указывает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Относительно земельного участка истца такие документы отсутствуют.
В целях разрешения подобных ситуаций, при отсутствии документов, прямо предусмотренных ч.10 ст.22 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, не является исчерпывающим.
При подготовке графической части межевого плана могут быть использованы: землеустроительная документация; лесоустроительная документация, проектная документация лесных участков; документы градостроительного зонирования; документация по планировке территории (проекты межевания территорий); документация о территории объекта культурного наследия; документы территориального планирования; картографические материалы.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно положениям ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с частью 3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.
Согласно ч.3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Данными законами является в первую очередь вышеуказанный Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Положениями ст.ст. 39, 40 Закона «О кадастровой деятельности» (в действующей редакции) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Судом установлено, что во внесудебном порядке истец лишен возможности уточнения площади и координат земельного участка, при этом, споры о границах отсутствуют.
Ввиду изложенного суд считает необходимым удовлетворить требования иска в полном объеме.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Борисова Владимира Викторовича – удовлетворить.
Признать за Борисовым Владимиром Викторовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № право собственности на земельный участок, площадью 53868 кв.м; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, в границах согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного кадастровым инженером ФИО4
Сведения об образуемых земельных участках | ||||||||
1. Сведения о характерных точках границ образуемых земельных участков | ||||||||
Обозначение земельного участка :ЗУ1 | ||||||||
Зона №1 | ||||||||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Мt), м |
Описание закрепления точки | |||||
X |
Y | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||||
2. Сведения о частях границ образуемых земельных участков | ||||||||
Обозначение земельного участка :ЗУ1 | ||||||||
Обозначение части границ |
Горизонтальное проложение (S), м |
Описание прохождения части границы |
||||||
от т. |
до т. |
|||||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
||||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
||||||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
||||||
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 декабря 2022 года.
Председательствующий